автор: Старостина Алёна Вячеславовна

Воспитатель МКДОУ детский сад “Рябинка”

НОД по экологии в старшей группе на тему «Птицы весной»

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение   

«Детский сад комбинированного вида «Рябинка» г. Сосенский

НОД по экологии в старшей группе на тему «Птицы весной»

                                                                    Воспитатель: Старостина А.В.

Цели:

Образовательные: Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц в весенний период. Закрепить признаки весны. Дать сведения о размещении гнезд. Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.

Воспитательные: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные.

 

Предварительная работа:

Разучивание загадок о птицах; рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во время прогулок; беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме, рассматривание картин и фотографий с птицами.

Демонстрационный материал:

Деревья (береза зимняя и весенняя), картинки птиц; солнышко, разрезанные картинки с перелетными птицами, мяч, коллективная работа плакат «Берегите птиц».

Формы организации совместной деятельности:

  1. Двигательная –  физкультминутка;
  2. Игровая –  дидактические игры: «Раздели на группы», «Собери картинку», «У кого кто?».
  3. Коммуникативная –  беседа, викторина, рассказы детей, диалог, ответы на вопросы, игра «Я дрозд- ты дрозд».

     4. Познавательно – исследовательская: Проблемные ситуации, рассматривание картин.

Логика образовательной деятельности:

Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)

– Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

– Доброе утро, дети!

Проблемная ситуация:

-Ребята, сегодня я проснулась от перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. А вы слышали? (Ответы детей)

-Почему птицы стали так весело и громко петь свои песни? (Потому что наступила весна.)

Основная часть:

1. Беседа

– Давайте вспомним приметы весны. Передаём солнышко и называем (ответы детей).

2. Сообщение темы

-Давайте сегодня поговорим о птицах весной.

-Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (ответы детей)

-Как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (ответы детей)

– А как называется, когда птиц много? (ответы детей)

4. Дидактическая игра «Раздели на группы»

-Ребята, посмотрите на столе у меня есть картинки с птицами.  Их кто-то перемешал и теперь я не могу разобрать– где перелетные, где зимующие. Помогите их разделить. Нужно подойти к столу и взять картинку. Перелетных птиц нужно поместить где весеннее дерево, а зимующих — где зимнее дерево. (Ласточка, соловей, дятел, голубь, воробей, синичка, стриж, скворец, снегирь, жаворонок. кукушка)

– Как здорово, что мы справились с этим заданием.

5. Дидактическая игра «Собери картинку» (Работа в паре)

-А у меня ещё есть картинки с птичками. Они лежат в конверте. Ребята, проходите за столы. Нам нужно собрать картинку из частей в паре.

(Дети получают конверты с разрезанными картинками, дети в паре собирают картинку из 4 части).

– А эти птицы перелётные они или зимующие? (Ответы)

6. Викторина

  1. Почему у журавля длинный клюв? (Чтобы лягушек и рыб доставать из воды)
  2. Почему у цапли длинная нога? (Чтобы не утонуть.)
  3. Как же ласково называем лебедя? (лебёдушка) А утку? (уточка)

Молодцы! Можно и поиграть.

7. Физкультминутка

 «Я-дрозд, ты-дрозд» — игра на коммуникативное общение:

(дети встают парами)

Я-дрозд, — (показывают каждый на себя)

И ты-дрозд — (показывают друг на друга)

У меня есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки — (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)

Мы -два друга – (берутся за руки)

Мы любим друг друга – (обнимаются)

8. Беседа о птичьих гнёздах

– Ребята, а вы знаете, что делают все птицы весной? (ответы детей)

– А как вы думаете из чего птицы делают  гнезда? (ответы)

– Можно ли трогать гнездо птицы? (Нет) Почему?

-А где птицы строят свои гнёзда? (Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах)

А какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка)

-А как же тогда у кукушки птенцы появляются. (ответы)

 -Как мы с вами можем помочь птицам весною? (ответы)

-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у птиц? (ответы) 

-А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца. (ответы)

-А теперь ещё поиграем. (Дети встают в кружок.)

8. Дидактическая игра «У кого кто?» /с мячом) 

  1. У совы — совята
  2. У кукушки-кукушата
  3. У скворца — скворчата
  4. У галки-галчата
  5. У вороны — воронята
  6. У сороки – сорочата 
  7. У журавля — журавлята
  8. У аиста – аистята
  9. У грача — грачата
  10. У утки-утята
  11. У лебедя — лебедята

-Молодцы!

-Птенчики появились. А кто же их кормит? (ответы)

-Чем же питаются птицы? (ответы)

-Молодцы!

– Питаясь насекомыми, птицы помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки.

-А что мы должны делать для охраны птиц?

  1. Нельзя шуметь в лесу.
  2. Нельзя забирать птиц домой.
  3. Нельзя ловить и убивать птиц.
  4. Нельзя разорять птичьи гнёзда.
  5. Нельзя брать птенцов из гнезда.

-Молодцы ребята!

– Ребята скажите мне как называется наш город? Как тогда называемся мы? А какие перелетные птицы прилетают в наш город?

Заключительная часть.

 

НОД по экологии в старшей группе на тему «Птицы весной»