автор: Статеева Ирина Алексеевна

Учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 2” г. Чебоксары

Петрова Елена Алексеевна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад № 2” г. Чебоксары

Дидактическая игра “Логопедическое лото”

Дидактическая игра “Логопедическое лото”

Слайд 1 Речевое развитие детей 4-7 лет с помощью дидактической игры «Логопедическое лото»

Статеева И. А. , учитель-логопед,

Петрова Е. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2»г.Чебоксары

Слайд 2 С каждым годом в процессе образовательной и коррекционно-развивающей работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. Ребёнок, не усвоивший программный материал по развитию речи до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой дошкольного образования, где на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7.ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей.

Игра основной вид деятельности детей, а так же форма организации детской деятельности. Конкретное содержание речевого развития и игры зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Слайд 3 Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать педагогам в работе с детьми в детском саду.

Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

Слайд 4 Предлагаем вашему вниманию игру «Логопедическое лото», игра разработана педагогами нашей группы: учителем –логопедом Статеевой Ириной Алексеевна и воспитателем Петровой Еленой Алексеевной.

Лото является одним из популярных, любимых развивающих игр детей.

Логопедическое лото является универсальным материалом для логопедических занятий, совместной и самостоятельной деятельности.

Мы перед собой ставили цель: использование игры и игровых приёмов в работе с детьми, имеющих нарушения речи, как средство методов для повышения мотивации детей в системе логопедической работы и развитие речи.

Задачи представлены на слайде.

1. Систематизировать игровой, дидактический материал, создать доступную для детей предметно-пространственную среду в логопедическом кабинете.

2. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь с помощью игр и игровых приёмов.

3. Способствовать исправлению недостатков звукопроизношения, развивать фонематический слух,

5. Активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление).

6. Усилить положительную мотивацию к логопедическим занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем, развивать позитивное отношение к процессу обучения и повышать эмоциональный комфорт на занятиях.

Слайд 5 Логопед информирует воспитателей и родителей о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели продолжают работу в совместной деятельности в течение дня, а затем дети играют в игру самостоятельно.

Для детей младшего дошкольного возраста игру можно использовать как лото, а для детей старшего дошкольного возраста игру можно усложнить, подобрать и назвать картинки по определенному заданию.

Слайд 6 «Лото по автоматизации звуков». Лексический материал, подобранный педагогами для автоматизации и должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение. Мы опирались на учебное пособие Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой.

В лото можно играть и с одним ребенком и с несколькими детьми.

Первый вариант игры стандартный. При этом ведущий и игроки правильно и четко произносят автоматизирующий звук.

В игровых полях автоматизирующий звук находится в разных позициях: в начале, СЛАЙД 7 в середине, СЛАЙД 8 в конце слова.

Слайд 9 Вариант 2.Всем игрокам раздается по одному игровому полю, с пустыми клетками, картинки – фишки на разные звуки.  Игроки подбирают картинки со словами на заданный звук, при этом четко проговаривают соответствующий звук.
Слайд 10 Вариативность игр. Игру можно усложнить с помощью карточек символов. Для каждой игры свой символ. Который ставиться в кармашек игрового поля.  Слова на игровом поле можно назвать ласково : игра «Назови ласково», в форме множественного числа существительных «Один-много», «Чего много», назвать картинку с соответствующей цифрой : игра «Веселый счет» и т. д. Все зависит от этапов проводимой с ребёнком логопедической работы, уровня развития фонетико- фонематической и лексико – грамматической стороны речи ребенка. Так же вариативность игры зависит от творчества и фантазии педагога.
Слайд 11 Следующий вариант лото для формирования лексико-грамматических категорий. Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

ВИДЕО

Например, образование относительных прилагательных. Вариантов игр более 10, в зависимости от коррекционных задач, разрабатываем игры, таким образом игра дополняется новыми вариантами.

При планировании коррекционной работы учитывались следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:

  • систематичность проведения;
  • распределение их в порядке нарастающей сложности;
  • подчиненность заданий выбранной цели;
  • чередование и вариативность упражнений.

 

Слайд 14 Таким образом, результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.

Предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.

Практическая значимость данного игрового материала заключается в том, что может быть рекомендован для детей дошкольного возраста с ОНР, ЗПР и массового детского сада.

Может быть использован учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем и родителями.

«Для ребят дошкольного возраста – игры имеют исключительное значение:игра для них – учеба, игра для них – труд, иградля них – серьезная форма воспитания» Крупская Н. К.

Спасибо за внимание

 

Литература:

  1. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников

(формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева,

Н. В. Серебрякова – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.

  1. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей

дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

– М.: Айрис-Пресс. – 2004. – 244 с.

Дидактическая игра “Логопедическое лото”