автор: Статеева Ирина Алексеевна
Учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 2” г. Чебоксары
Петрова Елена Алексеевна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад № 2” г. Чебоксары
Дидактическая игра “Логопедическое лото”
Дидактическая игра “Логопедическое лото”
Слайд 1 | Речевое развитие детей 4-7 лет с помощью дидактической игры «Логопедическое лото»
Статеева И. А. , учитель-логопед, Петрова Е. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2»г.Чебоксары |
Слайд 2 | С каждым годом в процессе образовательной и коррекционно-развивающей работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. Ребёнок, не усвоивший программный материал по развитию речи до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой дошкольного образования, где на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7.ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей. Игра основной вид деятельности детей, а так же форма организации детской деятельности. Конкретное содержание речевого развития и игры зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. |
Слайд 3 | Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать педагогам в работе с детьми в детском саду.
Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. |
Слайд 4 | Предлагаем вашему вниманию игру «Логопедическое лото», игра разработана педагогами нашей группы: учителем –логопедом Статеевой Ириной Алексеевна и воспитателем Петровой Еленой Алексеевной.
Лото является одним из популярных, любимых развивающих игр детей. Логопедическое лото является универсальным материалом для логопедических занятий, совместной и самостоятельной деятельности. Мы перед собой ставили цель: использование игры и игровых приёмов в работе с детьми, имеющих нарушения речи, как средство методов для повышения мотивации детей в системе логопедической работы и развитие речи. Задачи представлены на слайде. 1. Систематизировать игровой, дидактический материал, создать доступную для детей предметно-пространственную среду в логопедическом кабинете. 2. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь с помощью игр и игровых приёмов. 3. Способствовать исправлению недостатков звукопроизношения, развивать фонематический слух, 5. Активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление). 6. Усилить положительную мотивацию к логопедическим занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем, развивать позитивное отношение к процессу обучения и повышать эмоциональный комфорт на занятиях. |
Слайд 5 | Логопед информирует воспитателей и родителей о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели продолжают работу в совместной деятельности в течение дня, а затем дети играют в игру самостоятельно.
Для детей младшего дошкольного возраста игру можно использовать как лото, а для детей старшего дошкольного возраста игру можно усложнить, подобрать и назвать картинки по определенному заданию. |
Слайд 6 | «Лото по автоматизации звуков». Лексический материал, подобранный педагогами для автоматизации и должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение. Мы опирались на учебное пособие Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой. В лото можно играть и с одним ребенком и с несколькими детьми. Первый вариант игры стандартный. При этом ведущий и игроки правильно и четко произносят автоматизирующий звук. В игровых полях автоматизирующий звук находится в разных позициях: в начале, СЛАЙД 7 в середине, СЛАЙД 8 в конце слова. |
Слайд 9 | Вариант 2.Всем игрокам раздается по одному игровому полю, с пустыми клетками, картинки – фишки на разные звуки. Игроки подбирают картинки со словами на заданный звук, при этом четко проговаривают соответствующий звук. |
Слайд 10 | Вариативность игр. Игру можно усложнить с помощью карточек символов. Для каждой игры свой символ. Который ставиться в кармашек игрового поля. Слова на игровом поле можно назвать ласково : игра «Назови ласково», в форме множественного числа существительных «Один-много», «Чего много», назвать картинку с соответствующей цифрой : игра «Веселый счет» и т. д. Все зависит от этапов проводимой с ребёнком логопедической работы, уровня развития фонетико- фонематической и лексико – грамматической стороны речи ребенка. Так же вариативность игры зависит от творчества и фантазии педагога. |
Слайд 11 | Следующий вариант лото для формирования лексико-грамматических категорий. Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
ВИДЕО Например, образование относительных прилагательных. Вариантов игр более 10, в зависимости от коррекционных задач, разрабатываем игры, таким образом игра дополняется новыми вариантами. При планировании коррекционной работы учитывались следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:
|
Слайд 14 | Таким образом, результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.
Предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий. Практическая значимость данного игрового материала заключается в том, что может быть рекомендован для детей дошкольного возраста с ОНР, ЗПР и массового детского сада. Может быть использован учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем и родителями. |
«Для ребят дошкольного возраста – игры имеют исключительное значение:игра для них – учеба, игра для них – труд, иградля них – серьезная форма воспитания» Крупская Н. К.
Спасибо за внимание |
Литература:
- Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева,
Н. В. Серебрякова – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
- Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
– М.: Айрис-Пресс. – 2004. – 244 с.