автор: Степанова Марина Владимировна
педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Судогда, Владимирская область.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНКУРСОВ
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНКУРСОВ
М.В. Степанова
педагог дополнительного образования,
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»
г.Судогда, Владимирская область.
В настоящее время довольно актуален вопрос эффективного образовательного процесса не только в школе, но и в системе дополнительного образования. Вопрос развития и воспитания учащихся зависит от набора применяемых педагогом средств и методов образования. Целью моей педагогической деятельности является создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся разного возраста в процессе усвоения образовательной программы по дополнительному образованию. Для достижения поставленной цели организую свою педагогическую деятельность на системной основе, руководствуясь принципами педагогики: добровольность, синтез, взаимодействие и сотворчество. В работе выделяю ряд существенных положений образовательного процесса: необходимость формирования у учащихся положительной мотивации к интеллектуальной и творческой деятельности; получение новых знания при решении практических задач; обогащение чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности.
Основными задачами своей деятельности в сфере дополнительного образования считаю:
– обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития;
– формирование культуры общения;
– создание условий для развития творческих способностей учащихся, способностей к самоопределению, самореализации, саморазвитию;
– всестороннее и гармоничное развитие детей, необходимое для успешной социализации.
В современных условиях развития науки, информационных технологий, быстрого обновления информации повысился интерес к изучению иностранного языка. Возрастает и требования к уровню владения иностранным языком на сегодняшний день.
Программы объединения «Английский в подарок» по иностранному языку определяют цель обучения английскому языку как развитие личности учащихся, его способностей и желаний участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычно-речевой деятельности на соответствующем языке.
Необходимо отметить, что дополнительные занятия по языку, в данном случае моего творческого объединения «Английский в подарок», имеют свою специфику, которая главным образом отражается в различной форме и тематике и позволяет решить проблему невысокого уровня языковой подготовки учащихся. Положительные результаты могут наблюдать как учителя общеобразовательных учреждений, так и родители воспитанников.
Изучив и проанализировав методическую литературу, литературу по специальности, методический материал по составлению учебной программы по дополнительному образованию мной разработана и адаптирована программа по английскому языку «Английский в подарок»,программа «Школа юного экскурсовода», которые соответствуют современным требованиям педагогики и возрастной психологии. Программа «Английский в подарок» призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего развития детей, направлена на развитие у детей лингвистических способностей, ознакомления их с английским языком как средством общения и с культурой англоязычных стран.
Также специфика программы заключается в выборе источника учебной информации. Моя программа не обязывает ориентироваться на учебно-методический комплекс одного автора. После проведенной мною работы по анализу различных УМК, я составила список учебной литературы, интернет ресурсов, расставив акценты приоритета использования предлагаемого ими материала для реализации своей программы. Также большим источником необходимого материала являются интернет ресурсы по изучению английского языка. В своей педагогической деятельности использую эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подхожу к выбору дидактического материала, новых методов обучения и педагогических технологий. Активно использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к занятиям, творческие игры, задания. Использую информационные технологии на всех этапах занятиях. С помощью электронных презентаций готовлю наглядный материал. Использую разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели, составляю электронные приложения к занятию, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления проектов, мною собрана большая электронная библиотека методической литературы.
Многие учителя в школе в образовательном процессе дистанционные конкурсы внедряют в качестве внеурочной деятельности, модулей дополнительных образовательных программ, специальных заданий на «кружках» и элективных занятиях. Одним словом, дистанционные конкурсы – это удобная и эффективная обучающая, развивающая технология, имеющая, к тому же, еще и мотивирующую – соревновательную функцию. Каждый педагог-предметник, классный руководитель всегда найдет «нишу» для внедрения интернет-конкурсов, как инновационных обучающих методов.
В настоящее время распространены различные виды и формы дистанционного обучения. В своей педагогической практике применяю форматы занятий он-лайн, творческие дистанционные проекты, дистанционные викторины и задания.
Хотелось бы поделиться опытом работы по проведению дистанционного обучения и организации работы по привлечению учащихся школы в дистанционных конкурсах. Как правило, в конкурсах участвуют лучшие, но мы даем возможность проявить себя всем учащимся с разным уровнем подготовки.
Мне, как учителю английского языка и педагогу дополнительного образования, видна эффективность обучения английскому языку через участие в он-лайн занятиях и проектах, дистанционных конкурсах и олимпиадах. С данным видом работы я знакомлю ребят на занятиях в объединении «Английский в подарок». Сочетание обучения за компьютером и общения с живым учителем расширяет возможности и границы обучения. Мои учащиеся выполняют задания, общаются с другими участниками процесса, знакомятся с результатами других, анализируют и защищают свои работы в формате он-лайн. Такие действия требуют большего внимания со стороны учителя, его поддержка на этапах работы и всегда сопровождаются подсказками и инструкциями. Примерами он-лайн занятий в Центре внешкольной работы были проектная деятельность над темами «Мой удивительный город», «Экскурсия по ЦВР», «Традиции и обычаи Хеллоуина». Ход работы над проектами был организован в виде игры, обучающиеся выполняли задания шаг за шагом (проект «Мой удивительный город»), проходили квесты, общаясь с другими командами («проект Экскурсия по ЦВР»), разгадывали шифры и головоломки («Традиции и обычаи Хеллоуина»). Учащиеся получили уникальную возможность принять участие в проекте регионального масштаба (проект «Мой удивительный город», где был отмечен дипломом организации «Милосердие и порядок», 2014г.) Те учащиеся (6-8 класс), которые прошли обучение по программе «Школа юного экскурсовода (на английском языке)» и участвовали в он-лайн проекте («Мой удивительный город»), те учащиеся, что проходили квесты были более успешны и коммуникативны, социализированы. Они на разных этапах подготовки и участия общались с хранителями исторических документов – музеи, библиотеки, архивы, искали информацию и тематический материал, придумывали и оформляли свои варианты интернет-страниц. Практика показала, что учащиеся проявляли высокий уровень интереса и познания. Проведя промежуточную диагностику, я обнаружила повышенный уровень мотивации в изучении английского языка. Мой предмет стал занимать более важное место в сфере предпочтений учащихся. Значительно возросло количество детей, участвующих в олимпиаде «Британский Бульдог», Международном конкурсе-игра «Лев», конкурсе для учащихся «Львенок», международных конкурсах “Англиус”, “Я -Лингвист”. Современные технологии позволяют в дистанционном режиме организовать различные форматы соревновательного процесса.
Главное преимущество дистанционных конкурсов, то, что они доступны для всех желающих из разных уголков страны, удобны, комфортны в плане выполнения заданий. Информацию обо всех, интересующих нас дистанционных мероприятиях мы оперативно можем найти на сайтах. Некоторые задания дистанционных конкурсов имеют творческий характер. Под творческим заданием подразумеваются задания, содержащие вопрос, или проблему для разрешения которой нет однозначно правильного ответа. Оценивается: определение пути решения, ход рассуждений, вывод. Дистанционные конкурсы формируют навыки к самообразованию, так как для ответа на задание требуются дополнительные источники. Учат планированию учебной деятельности и рациональному распределению времени. Развивают умение работать с различными источниками информации. Ученики с удовольствием выполняют занимательные задания конкурсов. Но включиться в дистанционное конкурсное движение, решаются не все. В каждой школе есть учителя, которые привлекают учащихся к различным конкурсам. В нашем Центре внешкольной работы я являюсь организатором дистанционных конкурсов от Центра дополнительного образования «Снейл», в частности конкурса «Лев» это наш один из любимых «дистанционок» и совместно с педагогами дополнительного образования приглашаем ребят для участия. К участию в дистанционных конкурсах приглашаются учащиеся школ, студенты лесотехнического техникума, посредством информационных буклетов, флайеров, присылаемых Центром дополнительного образования «Снейл», а также оповещаются на страничке в «В контакте». Работа проводится системно. Создаются благоприятные условия для привлечения учащихся и родителей в участии различных дистанционных олимпиадах и конкурсах. В кабинете иностранного языка организовывается пространство для размещения участников мероприятия, подготавливаются бланки и листы с заданиями в распечатанном виде, создается атмосфера взаимопонимания и дружелюбия. Развивается сотрудничество «учитель-ученик-родители». Можно сказать, что дистанционная работа объединяет семью и повышает ее творческий и культурный уровень.
Наш Центр внешкольной работы также стала не исключением в использовании дистанционного конкурсного движения. Ежемесячно наши дети из объединений принимают активное участие по всем направлениям, которые преподаются у нас в ЦВР. Что же касается непосредственно предмета «Английский язык», в основном мы участвуем в дистанционных олимпиадах, организованные Центром дополнительного образования «Снейл», «Я – Лингвист», «Англиус».Почему мы отдаем предпочтение именно этим образовательным сайтам? Все мы знаем, что дистанционные олимпиады платные, поэтому не каждый позволит себе поучаствовать в такого рода мероприятиях, но конкурсы, игры проводимые этими ДКД-центрами, предоставляют возможность каждому учащемуся принять участие в, отвечающему его интересам, возможностям и способностям, мероприятии. Но, надо отдать должное, сами задания очень интересные, красочные, имеют свой уровень сложности для каждой ступени, поэтому нашим детям очень нравится принимать участие в таких конкурсах, олимпиадах, проектах разного уровня и направления, так как они считают, что это развивает их интерес, повышает любознательность.
Алгоритм всей работы по участию в ДКД очень прост. В начале учебного года составляется весь перечень дистанционных конкурсов, чтобы не пропустить участие в них. Ребята дома с родителями отмечают понравившиеся конкурсы. Мы делаем сводную таблицу и нам видно – кто, когда, в каком конкурсе принимает участие. Только в этом учебном году мы сделали заявку на участие в 3 дистанционных мероприятиях по английскому языку для учащихся:
Снейл-2018 – 20
Я-Лингвист – 5
Англиус – 12
Затем учащиеся, пожелавшие принять участие в том или ином дистанционном мероприятии, приступают к выполнению заданий непосредственно на сайте организаторов, либо скачивают задания для выполнения, сканирования и отправки решений по указанному электронному адресу.По окончании каждого конкурса каждому участнику был выдан именной сертификат, который ребята обязательно сохранят в папке портфолио. В процессе участия в конкурсах и выполнения конкурсных заданий у ребят были различные эмоции – это и радость от выполненного задания бурная фантазия, желание добиться поставленной цели.
Таким образом, дистанционное конкурсное движение позволяет всем участникам процесса стать успешными, креативными, функционально грамотными. А учителям – быть мобильными в развитии учащихся на современном этапе. Принимая участие в различных дистанционных мероприятиях и учитель, и ученик заинтересованы в результате своего труда.
Статистика участия учащихся нашего Центра внешкольной работы, а, именно объединения «Английский в подарок» в дистанционных конкурсах такова. За последние годы 2013-2018 мы с учащимися приняли участие в следующих конкурсах (в скобках указано количество сертифицированных участников):
ЦДО «Снейл» – 50 (6)
МДП «Англиус» – 15 (8)
Я – Лингвист- 20 (5)
Для самых творческих учащихся и педагогов интересным является рефлексия олимпиады. Любой участник может выразить свое эмоциональное состояние после выполнения весьма необычных заданий и отослать его организаторам олимпиады. Интересные, критические и оригинальные мысли участников олимпиады организаторы публикуют на страницах сайта Снейл. Опыт проведения дистанционных конкурсов в ЦВР показал повышенный интерес учащихся к предмету иностранные языки. Результаты учащихся в дистанционных мероприятиях были наиболее значительные: имелись призеры и лауреаты, призовые места команд.
Таким образом, современное дистанционное конкурсное движение сегодня стало неформальным обучением школьников и неотъемлемой частью образовательного процесса. Массовые дистанционные обучающие конкурсы (МДОК) это не просто ресурс для самообразования. Это направляющая для самообразования, это компас, определяющий направление, шаги, ориентиры, источники. Конкурсы мотивируют ученика познавать новое и неизведанное, самосовершенствоваться, а педагога – искать новые пути активизации познавательной активности учеников. У школьников с МДОК появилась еще одна увлекательная возможность: участвуя в конкурсе получать новые знания вне школы, вне урока, самостоятельно.
Дистанционные олимпиады, конкурсы, проекты по своей природе можно считать уникальными – они объединяют не только ученика и учителя, но и огромное количество людей из других городов и стран. Они нужны для раскрытия потенциала всех учеников общеобразовательного учебного заведения. Ребятам нравится соревноваться с другими детьми из городов, республик, России и стран ближнего зарубежья. Такая коммуникация стала возможна благодаря новым дистанционным технологиям.
Об эффективности такой реализуемой инновационной технологии, как ДКД, можно судить по востребованности данного вида деятельности среди обучающихся и педагогов, а также по полученным результатам, являющимся мощным мотиватором для движения вперед. А пока мы можем лишь предполагать, каким вырастет поколение наших детей, каким будет наше общество в будущем и всеми доступными нам средствами, включая в том числе и ДКД, влиять на становление нашего будущего поколения – поколения созидательных, творческих, интеллектуально-развитых, конкурентоспособных личностей.
.