автор: Стецкая Надежда Алексеевна
учитель русского языка и литературы ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТ
“Кара человека в самом себе. Многозначность смысла заглавия повести В. Г. Распутина «Живи и помни» (к кому обращено?)”
Кара человека в самом себе
Многозначность смысла заглавия повести В. Г. Распутина «Живи и помни» (к кому обращено?)
СТЕЦКАЯ НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА
учитель русского языка и литературы
МБВ(с)ОУО(с)ОШ № 1
СУРГУТ
2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение ……………………………………………………….. ………. 3
- Кара человека в самом себе. Многозначность смысла заглавия повести В. Г. Распутина «Живи и помни» (к кому обращено?)……………………. 4 – 5
III. Заключение…………………………………………………….. ……………6
- Литература …………………………………………… 6
I
Введение
Творчество Валентина Григорьевича Распутина отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, он удостоен Государственной премии. Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».
В повести «Живи и помни» В. Г. Распутин обратился к той стороне войны, которая была прежде запретной для литературы. Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки. Но всё ли можно оправдать войной? В центре художественного исследовании писателя находится судьба Андрея Гуськова, дезертира, персонажа заведомо антигероического. По официальным меркам того времени тема эта малопривлекательна. Эту тему писатели обходили. В 2000 году, при вручении Валентину Распутину премии Солженицына, А. И. Солженицын сказал: «Валентин Распутин заметно выделился в 1974 внезапностью темы – дезертирством, – до того запрещённой и замолчанной, и внезапностью трактовки её». Верный традициям отечественной классики, писатель, определяющим началом мировоззрения которого выступает этика, сознаёт, что праведность остро нуждается в проповеди. Распутин, по определению А. Солженицына, – нравственного и поэтому он настаивает на обязательности этических координат. Отсюда дидактика таких названий, как «Живи и помни» и «Век живи – век люби». Повесть о Настёне и Андрее Гуськове не вписывается в рамки ни «деревенской», ни «военной» прозы. После появления повести многие критики оказались не готовы в полной мере оценить образ Андрея Гуськова, хотя и сознавали, что повесть эта – новое слово в литературе. В первых литературно-критических откликах оценки главного героя произведения были однозначными, прямолинейными: в нем видели «предателя народа», «подонка», «враждебного обществу». Впоследствии, в конце 1980-х -начале 1990-х годов, критика пришла к более сложному, неоднозначному пониманию образа главного героя. В нем увидели не только дезертира, но человека со своей трагедией, причина которой находится не только в нем: Андрею Гуськову не дано было преодолеть те трагические обстоятельства, которые все более его затягивали.
Повесть «Живи и помни» занимает особое место в творчестве писателя: это единственное произведение писателя, созданное на исторической основе, здесь показаны драматические события, порожденные Великой Отечественной войной. Произведению В.Г. Распутина «Живи и помни» посвящены множество литературоведческих работ, но названию повести уделено мало исследований. Одно из них – это статья Л.П. Быкова «О названиях произведений Валентина Распутина».
Я считаю, что именно заглавие повести задает основные направления, толкования. Название повести Распутина «Живи и помни» оригинально, ёмко, многонаправленно.
II
Кара человека в самом себе. Многозначность смысла заглавия повести В. Г. Распутина «Живи и помни» (к кому обращено?)
Почему повесть В.Г. Распутина названа «Живи и помни» и к кому заглавие обращено? Чтобы ответить на эти вопросы, надо, конечно же, обратиться к главным героям произведения В. Распутина.
Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и помни». Трусливому Андрею автор противопоставляет добрую, отзывчивую Настену, образ которой стал центральным в повести. Война показала подлинные лица героев. Читая повесть, я получила возможность проследить за мыслями, чувствами и поступками двух людей, глубоко проникая в истинные мотивы их действий.
Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и товарищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ранение заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уцелеть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Здесь мы подходим к пониманию смысла заглавия произведения – «Живи и помни», выражающего точку зрения автора. Герой в этой не простой ситуации делает выбор – в пользу жизни, но цена, которую он заплатил за эту жизнь, слишком высока. Поэтому и приходится ему все время помнить об этой цене, которую он заплатил за свое «незаконное» существование. Как проговаривает Настена во внутреннем монологе: «А все потому, что до поры сберег себя мужик». И наказанием для Андрея становится именно память, воспоминания, которые мучают его и не дают покоя. Именно воспоминания, становятся ключом к пониманию образа Андрея Гуськова. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание увидеть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это — судьба, назад дороги нет. Вынужденный скрываться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все человеческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуемный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумывается, что толкает свою жену на преступление перед собственной совестью и перед людьми; в своем будущем ребенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самостоятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Родину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, лишив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочетании с жестокостью во все времена подвергалась осуждению.
На первый взгляд заглавие повести обращено к главному герою – Андрею Гуськову и звучит как название – упрек, обвинение: автор и сочувствует герою, и обвиняет его, и это обвинение явственно прочитывается в названии – приговоре повести: «Живи и помни». Ведь именно Гуськов остается жить. Название повести – это приговор автора герою, обреченному на жизнь и на память о погибшей жене и неродившемся ребенке.
Название воспринимается как требовательное обращение к читателю, призывающее помнить о том, что такое война и что она несет людям. Чувства, заложенные в форме повелительного наклонения, обладают повышенной степенью воздействия на читателя. Повесть скорее должна была бы называться по имени (или именам) главного героя. Но я считаю, что автора интересовал не столько конкретный герой повести – Андрей Гуськов, сколько сама трагическая ситуация и ее исход, возможные способы ее разрешения или неразрешения. Название воспринимается как хорошо знакомое и когда-то нами уже слышанное. Очевидно, что основой для него послужило название распространенной домашнем семейном обиходе игры «Бери и помни». В этой шутливой игре-споре проигрывал тот, кто забывал об уговоре. Название изначально указывает на характер действия повести, в центре которой – семья, муж и жена. Название семейной игры переводится в повести в драматический план.
Совсем другой предстает перед нами Настена, не пожелавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разделившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце Настены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с которым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одинокой, оторванной от народа. В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть: «Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?.. Но и стыд исчезнет, и стыд забудется, освободит ее…». Там, где нет стыда, нет и жизни. Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство Андрея, ей в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем. Частью от жалости, а частью от озлобленности Андрей говорит, что ей без него было бы лучше. И Настена отвечает: «А что? Конечно, лучше. Ничего не знать, не видеть, не слышать, ничем не болеть, не страдать – ой, как хорошо, как спокойно! А куда я себя, интересно, дену, если я – вот она? Зачем ты мне говоришь, как было бы без тебя? – Я знать этого не хочу. Ты уж меня от себя не отделяй, не надо… Давай вместе. Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать». «Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай, дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо – вот для чего люди сходятся. Я не могла родить – ты меня не выгнал. Ты согласился на меня, какая я есть, не кинулся искать, что получше. А кто, интересно, мне позволит сейчас от тебя отъединиться? Я бы потом извела, исколесовала себя». Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие, уйдя с ним в небытие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение. «Бабы не дали похоронить ее вместе с рядовыми самоубийцами. И предали Настену земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди. После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену».
Настена – это нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.
И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца». Настена спасла жизнь мужа ценой своей. Теперь ему предстоит жить и помнить, какой ценой он был спасен. И это- самая тяжелая ноша в его жизни. В повести «Живи и помни» образ Настены это, прежде всего, воплощение черт русского национального характера.
«Живи и помни…» – это указание на неотвратимость расплаты, самым страшным для Андрея Гуськова память о том, что из – за него погибли жена и ребенок. Но повесть имеет и другой смысл, более широкий и нравственный смысл. Об этом точно сказал Виктор Астафьев: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое – с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».
Я считаю, смысл повести В. Распутина «Живи и помни» многогранен: помимо проблемы «людской памяти» , он содержит прямой призыв к читателю «помнить себя», помнить неписаные моральные заповеди, нарушение которых приводит человека к деградации и озверению, к духовной смерти. Призыв «Живи и помни» обращен не только к жителям Атамановки, но ко всем нам. Человек ответствен за свои поступки и за все должен расплачиваться сам. Мне кажется, что эта повесть открывает нам многие тайны бытия, заставляет размышлять, волноваться и переживать за ее героев. Мы учимся на ошибках других и должны избегать их повторения. И в этом нам помогают такие произведения, как повесть «Живи и помни».
Повесть В. Распутина «Живи и помни», — это шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности.
III
Заключение
Заглавие повести В. Распутина «Живи и помни» похоже на совет, на жизненный принцип, о котором должны знать все. Название «Живи и помни» выражает авторскую позицию относительно происходящего. Эти слова, трогающие душу каждого человека, звучат как упрек Андрею Гуськову. Уже в заглавии отражена сюжетная линия повести: трагедия человеческой жизни. Автор демонстрирует нравственное падение человека. И причиной трагического финала произведения становится не война, а личный выбор главного героя, о котором он должен помнить до самой смерти. Каждый человек может ошибиться, но есть ошибки, стоящие жизни близким людям. Не стоит перекладывать ответственность за свои поступки на других людей, либо обстоятельства. Нужно уметь самому отвечать за свои действия, помня, что место любого человека рядом с его народом. Живи и помни – это в первую очередь обращение к Человеку. Живи и помни, Человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное — в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.
В.Г. Распутин говорит о совести, вине, судьбе, памяти, которые являются ключевыми нравственно-философскими категориями в его произведении. Именно совесть определяет поведение человека, его судьбу, связь с бытием народа, с народной памятью. Именно название повести “Живи и помни” наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни” – говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека.
Литература
- Власов, С.В. Публицистический дискурс в прозе В.Г. Распутина 2000-х
годов.: дис…. канд. филол. наук: 10.01.01 / Власов Сергей Валентинович; [Московский педагогический государственный университет]. – М.
- Лебедева, С.Н. Мировоззренческие истоки творчества В. Распутина // Русская
словесность. – 2001. – № 4.
- Солженицын, А. Слово при вручении премии Солженицына В. Распутину 4 мая
2000 года // Новый мир. – 2000. – № 5.
- Гореславская, Н., Чернов В. Валентин Распутин. Русский гений. (Серия «Русской
славы имена»). – М.: Книжный мир, 2013.
- И.А. Панкеев. Валентин Распутин: По страницам произведений. – М.:
Просвещение, 1990.
6. Л.П. Быков. О названиях произведений Валентина Распутина. «Литература в
школе». / Под ред. Н.А. Крупиной. М. 2007. № 11.
- А.В. Игнатьева. Всегда ли оправдана «милость к падшим»? «Литература в школе». / Под ред. Н.А. Крупиной. М. 2007. № 11.