автор: Стрелкова Нина Николаевна
инструктор по физической культуре МБДОУ “Детский сад № 54”
“Социально – оздоровительные технологии в ДОУ в соответствии с ФОП”
«Социально – оздоровительные технологии в ДОУ в соответствии с ФОП»
Автор: Стрелкова Н.Н., инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 54»
Любые преобразования в сфере дошкольного воспитания и образования оставляют приоритет за физическим здоровьем и развитием дошкольников. Так, в ряду ведущих качеств в модели выпускника ДОУ на первом месте стоит именно «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Поскольку наше дошкольное учреждение работает по приоритетному направлению – физическое развитие дошкольников и имеет многолетний положительный опыт в этом.
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой в течение многих лет. На наш взгляд, здоровьесберегающие технологии не будут иметь эффекта, если не сочетать их со здоровьеформирующими. Важно не только создать условия для охраны жизни и здоровья детей, но и сформировать у них понимание, что «человек сам делает свое здоровье». Мы представляем модель по использованию социально – оздоровительных технологий в режиме дня нашего детского сада ( комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса)
Модель организации здоровьесберегающих технологий в режиме дня
МБДОУ «Детский сад № 54»
Вид технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы | Во время занятий 2 – 5 минут, по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, о средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем элементы спортивных игр |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени |
Гимнастика для глаз | Ежедневно 3 – 5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно 5 – 10 минут. | Форма проведения различная: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по дорожкам здоровья; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. |
|
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю в спортивном зале и в бассейне. Ранний возраст в групповой комнате 10 мин. Младший возраст – 15 – 20 минут, средний – 20 – 25 минут, старший – 30 минут | Занятия проводятся в соответствии программы, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо проветрить помещение, сделать влажную уборку. |
Проблемно игровые
( игротреннинги, игротерапия) |
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач. | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультуро – оздоровительной работы. | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему здоровью. |
- Коррекционные технологии
Арттерапия | Сеансами по 10 – 12 занятий по 30 минут со средней группы | Занятия проводят по подгруппам. |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 – 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения. Повышение эмоционального о настроя. |
Сказкотерапия | 2 – 4 занятия в месяц по 30 мин. Со старшего возраста | Занятия используют для психологической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. |
Психогимнастика | 1 – 2 раза в неделю со старшего возраста по 25 – 30 минут | Занятия проводятся по специальным методикам |