автор: Стрункина Екатерина Сергеевна
Воспитатель МБДОУ № 18
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему: «Волшебница вода»
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области
«Познавательное развитие»
в средней группе на тему:
«Волшебница вода»
(с использованием ИКТ, игровой технологии)
Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с детей с основными свойствами воды.
Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.
Развивающие:
Развивать исследовательские способности у воспитанников
Развивать любознательность, логическое мышление и речь детей, внимательность, память.
Воспитательные:
Воспитывать желание участвовать в опытах.
Воспитывать умение сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; беседы на тему: «Где можно встретить воду».
Материалы и оборудование:
Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей,бутылка со льдом, пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте одну из моих загадок, будьте внимательны:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит,
Что это? (вода)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Сегодня мы будем говорить с вами о воде. Где можно встретить воду? (ответы детей)
Воспитатель: Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, вода нужна всему живому на земле: растения надо поливать водой, иначе они погибнут. Животным тоже нужна вода, чтобы пить, а некоторые животные в ней живут. Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, умываться, закаляться, отдыхать возле воды, плавать по ней. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вот поэтому ВОДА – царица всей природы. А хотите отправиться в путешествие в мир Волшебницы Воды?
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: А что такое вода? (Ответы детей) Мы сегодня попробуем немного узнать о воде. – Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты.
Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Воспитатель: Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)
Опыт 1. «Вода принимает форму того сосуда, в котором находится».
Воспитатель: Подойдите к емкости, возьмите стаканчики с водой и вылейте в емкость. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)
Перельём воду в разные сосуды.
Вывод: вода – это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы (переливаем воду в сосуды разной формы)
Воспитатель: Продолжим наши опыты в лаборатории.
Опыт 2. «Вода бесцветная».
Воспитатель: Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим. На столе у вас стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: Возьмите стакан с молоком и опустите в него палочку. Видно палочку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже опустите в него палочку. А через воду палочку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой палочку видно?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет».
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? На столе у воспитателя 1 стакана с водой и марганцовка.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Какая вода стала?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Я вам в стаканчик с водой положу вещество. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Физминутка «Льётся чистая водица»
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз,
И гостям ты улыбнись.
(слова текста сопровождаем действиями).
Опыт 5 «Тонет не тонет»
Воспитатель:Посмотрите, у меня на столе лежит тарелочка с водой.
Сейчас мы будем опускать в воду разные предметы, сделанные из разных материалов, и посмотрим, что из них утонет, а что поплывет.
Рассмотрите эти предметы, какие они, из чего они сделаны?
Они сделаны из дерева, из железа, из бумаги и тд.
Ребята, если бросить кубик в воду, что он будет делать? Плавать или утонет. Давайте проверим?
Детям дают рассмотреть и потрогать кубик.
Воспитатель:А теперь посмотрите, что я вам покажу (показывает камень) Что это? (камень)
Потрогайте, какой он, он шершавый и тяжелый. Как вы думаете, он утонет?
Дети должны сами сказать знакомятся с качеством камня (шершавый, холодный, тяжелый)
Воспитатель бросает в воду камень – он тонет.
Воспитатель:Что произошло с камнем? Почему он утонул? (ответы детей). Камушек тяжелый вот и утонул, и у него внутри нет воздуха, как у кубика.
Вывод: тяжёлые предметы –тонут, лёгкие –остаются на поверхности.
Опыт 6. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель: А теперь я хочу вам предложить понюхать воду, которую я приготовила.
Опыт 7. «Вода может превратиться в лед, а лед превращается в воду»
Воспитатель: Перед тем, как идти к вам в детский сад, я налила в бутылку воды, чтобы принести ее вам. Сейчас я ее достану (достает бутылку со льдом)
Ой, что же случилось, куда подевалась вода и что это в бутылке? (ответы детей.)Неужели, вы думаете, моя вода замерзла? Надо это проверить. У меня есть ещё одна пустая бутылка. Давайте нальём в неё воды и пойдем на улицу. Вот там-то мы и проведём наш опыт с водой!
Рефлексивно-оценочный этап:
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии? Давайте с вами подойдем к нашей карте и расскажем, что мы сегодня узнали о воде? Понравилось ли вам быть учёными? Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное.
Молодцы!
Вы хорошо сегодня поработали.
-Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода.