Суть библиотечно-информационной деятельности
В статье охарактеризована сущность библиотечно-информационной деятельности, представлены основные этапы ее развития, особенности библиотечно-библиографических процессов. Дана детальная информация о перспективах в рамках программ высшего библиотечного образования.
Суть библиотечно-информационной деятельности Библиотечно-информационная деятельность –двуединая система, рассматриваемая через призму единства важнейших процессов – проката документов и их сохранности.
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ: Профессии и специальности в библиотечно-информационной сфере Подготовка специалистов
Связь библиотечно-информационной деятельности с образовательной Данная область человеческого труда представляет собой совокупность трудовых, технологических и творческих процессов, отвечающих за выполнение главных функций библиотеки: Аккумуляции. Обработки. Сохранности и обеспечения доступности документов. Социально-культурной миссии. Баланс, существующий между необходимостью сохранять документы и обеспечением доступа к ним, полностью повторяет закономерности, обусловленные ответственностью библиотеки за трансляцию культурных ценностей следующим поколениям. С этих позиций рассматривается главная миссия библиотеки, а потому доступность документов не может быть доведена до уровня продажи или раздачи книг.
Библиотечно-информационная деятельность –процесс обеспечивающий единство хранения документов и предоставления их во временное пользование. До тех пор, пока эти элементы системы будут сохранять равновесие, библиотека будет существовать, в то время как исключение одного из них приведет к ее исчезновению. Изучение сути этого явления с позиций ценностного подхода базируется на двух основных концепциях. Первая – получила развитие в СССР и была представлена как теория руководства чтением, обусловленная воздействием на содержание и характер чтения. Вторая, более современная, концепция ориентирована на информационные запросы пользователей. Сегодня библиотека успешно реализует обе концепции, принимая во внимание и ценностные установки общества, и читательские предпочтения, тем самым формируя равновесие между «вечными» и временными ценностями. Выполнение информационных запросов и удовлетворение информационных потребностей – основные задачи библиотечно-информационной деятельности. Реализация данных направлений работы возможна при грамотном использовании информационных ресурсов библиотеки.
Информационные ресурсы одновременно являются и средством для повышения информационной культуры личности и результатом библиотечно-библиографической деятельности. Такие же формы принимает библиотечно-информационная среда, для создания которой необходима материально-техническая база, финансовые и интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальные информационные ресурсы библиотеки имеют особую значимость в процессе понимания того, что же такое библиотечно-информационная деятельность, так как включают в себя следующее: Потенциал библиотековедения, в числе которого теоретико-методологическая и практическая основы БИД. Компетентностные качества, формирующие общую и профессиональную культуру специалистов библиотеки. Интеллектуальный потенциал пользователей библиотеки. Языковое и программное обеспечение библиотечных технологий. Все перечисленные ресурсы включены в процесс производства продуктов и услуг и являются частями библиотечно-информационной среды. Результатом работы в библиотечно-информационной среде выступает продукция: библиотечный фонд, справочно-поисковый аппарат, рекомендательная библиография. В качестве результата комплексной деятельности рассматриваются и услуги: выдача документов; выполнение справок; подготовка и организация читательских конференций; презентация новых книг и т.д. Очевидно, что библиотечно-информационная деятельность ориентирована на общий результат, которым является создание библиотечно-информационного продукта. Взаимосвязь элементов этой сложной системы имеет особую важность, так как определяет дальнейшую специфику технологического процесса. На фоне этого формируется представление о необходимом уровне квалификации библиотекаря и конечном результате деятельности. Таким образом, библиотечно-информационная деятельность сегодня понимается как общность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое. Как и сколько хранить документы, читайте в рекомендации>> Это единство обусловлено общей целью – аккумуляцией, обработкой и хранением документов и других информационных носителей. В числе последнихи электронные документы, необходимые для полного удовлетворения потребности пользователей в получении информации. Профессии и специальности в библиотечно-информационной сфере Всем, кто интересуется, что же такое менеджмент библиотечно-информационной деятельности и кем работать, получив данную специальность, будет полезно узнать о преимуществах современной профессии. Библиотечно-информационная среда –одна из самых перспективных сфер трудовой деятельности, базирующаяся на применении новейших информационных технологий и разработке инновационных проектов. Специалист области «Библиотечно-информационная деятельность» наделен важнейшими компетенциями и занимается следующими видами интеллектуального труда: Методико-аналитический. Научно-исследовательский. Организационно-управленческий. Культурно-просветительский. Экспертно-диагностический. Психолого-педагогический. Преподавательской. Менеджер библиотечно-информационной сферы осуществляет информационную диагностику документного фонда, то есть ведет информационно-аналитическую обработку информации. Приоритетным направлением его деятельности выступает оценка качества информационных ресурсов и их последующая корректировка. Какие методы обучения персонала существуют, как сделать обучение полезным, расскажет наша статья>> Сотрудник библиотечно-информационного учреждения ориентирован также на выполнение таких работ, как: выявление и оценка опыта инновационной деятельности; изучение характера информационных запросов потребителей услуг; реализация проектных решений в ходе индивидуальной работы с потребителем информации; оформление инновационных проектов, нацеленных на усовершенствование процесса обслуживания и социального партнерства. Овладение информационно-коммуникационными компетенциями происходит путем соединения навыков и умений специалиста библиотечно-информационной сферы. Обучение эффективных менеджеров проходит на базе многоуровневой системы образования в высших учебных заведениях России. Многоуровневое образование предусматривает следующие ступени освоения профессии: Среднее библиотечное образование. Высшее образование. Аспирантура. Дополнительное образование, как форма переподготовки специалистов. В совокупности все перечисленные позиции дают представление о системе непрерывного образования специалистов библиотечно-информационной сферы, позволяющей регулярно повышать профессиональную квалификацию. Набор на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» в разных регионах страны проводят более 40 институтов, университетов и академий, в числе которых: Московский государственный университет культуры и искусств; Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий; Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Алтайский государственный институт культуры. Ведущие образовательные учреждения представляют вниманию абитуриентов информацию о новейших образовательных программах и профилях в области «Библиотечно-информационная деятельность». Наиболее популярными направлениями являются: Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности. Библиотечно-информационное обслуживание потребителей информации. Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности. Специалисты, обучающиеся по технологическому направлению, будут в совершенстве владеть автоматизированными библиотечными технологиями, получат навыки работы с мультимедиа-средствами и программными утилитами. Студенты, решившие углубленно изучить менеджмент библиотечно-информационной деятельности, не будут гадать, кем же устроиться работать, а начнут успешно специализироваться на управлении библиотечно-информационной деятельностью. В число их компетенций войдут инновационно-проектные, социально-коммуникативные и организационные. Обучение в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность» способствует развитию аналитического и прогностического мышления, дает фундаментальные управленческие навыки, делает возможным эффективное информационное сопровождение разных сфер профессиональной деятельности. Перспективы Выпускник кафедры менеджмента информационных ресурсов, благодаря наличию универсальных знаний и умений, имеет весьма перспективные возможности для профессионального развития. Специалист будет востребован в таких организациях, как: Библиотечно-информационные учреждения. Культурно-досуговые центры. Информационно-аналитические агентства. Научно-исследовательские центры. Издательства и типографии. Мультимедийные центры. Преимуществом обучения в рамках специальности выступает возможность прохождения производственной практики в ведущих информационных учреждениях с последующим трудоустройством. Освоение программы обучения позволяет получить классическое гуманитарное образование, сформировать мировоззренческие взгляды и ценностные ориентации. Связь библиотечно-информационной деятельности с образовательной Изучение эволюционных процессов библиотечного дела дает представление о том, насколько тесно связана библиотечно-информационная деятельность с образовательной сферой. Возникновение библиотеки позволило отойти от устных культурных традиций, дало старт развитию феномена книжной культуры, оказало влияние на развитие документных коммуникаций, а затем и основанной на них социальной памяти. Первой ступенью эволюции библиотечного дела стало появление огромного количества рукописных текстов, вызвавшее необходимость их упорядочения и сохранения. Именно тогда впервые были созданы описи книг обеспечивающие их сохранность и быстроту поиска. Как использовать маркетинг для выделения своей аудитории, читайте в рекомендации>> В этот период особое развитие получила фиксаций устных сведений, был разработан вспомогательный библиографический аппарат, ставший прототипом информационной модели современной письменной культуры, заложены основы классификации информации. Наибольшее влияние на развитие образовательной деятельности оказал второй этап становления библиотечного дела – изобретение книгопечатания. Этот процесс положил начало тиражированию и росту доступности книги, что, безусловно, определялось новым витком развития социально-экономической жизни общества, закрепившим за библиотекой просветительскую функцию. Именно в этот период времени библиотечно-информационная деятельность перешла на новый уровень, благодаря росту доступности книг на русском языке не только «избранному», но и потенциальному читателю. На данном этапе, в силу роста читательской активности и формирования разноплановых читательских интересов, появляется необходимость в открытии новых библиотек, их дифференциации и расширения перечня оказываемых услуг. Возникновение общедоступных библиотек дает возможность распространить книгу, сделать ее доступной для всех категорий населения, осуществить культурно-просветительскую миссию. Взаимодействие с образовательной сферой прослеживается и на третьем этапе эволюции, когда библиотечно-информационная деятельность продолжила развитие в русле глобализации и становления информационного общества. Новые информационные технологии в совокупности с идеей свободного доступа к информации, позволили расширить права пользователей, обеспечить получение новых знаний через максимальную доступность достоверных информационных источников. Таким образом, расширение доступности библиотек сегодня направлено на ведение диалога с потребителями информации, расстановку акцентов, выбор направлений работы – образования пользователя, как одного из приоритетных, а также просвещения, воспитания, культуры и других важнейших ориентиров.