автор: Сухорукова Анна Юрьевна
заместитель директора
МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска
Стратегическая сессия «Стратегия роста. Проектируем будущее ДТДМ». День 1 «Знакомство, командообразование и погружение в проблематику»
Стратегическая сессия «Стратегия роста. Проектируем будущее ДТДМ». День 1 «Знакомство, командообразование и погружение в проблематику»
Сухорукова А.Ю.,
заместитель директора
МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска
— Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня начинается наша стратегическая сессия, которая станет важным этапом в развитии нашего учреждения. Наша цель — создать программу развития, которая объединит все наши усилия и направит их в единое русло. Стратегическая сессия будет проходить 3 дня. Каждый день, каждый этап, каждое действие очень важно.
Давайте познакомимся с правилами работы:
- Здесь и сейчас (быть здесь, не отвлекаться, можно отключить телефоны и т.п.)
- У всего есть цель
- Быть активными и вовлечёнными
- Уважать мнение каждого участника
- Соблюдать время
- Фиксировать все идеи
- Неправильного ответа не может быть
- Слушать и слышать
А начать сегодняшний день нашей стратсессии мне бы хотелось с Коворкинга. Согласитесь, мы с вами работаем в одном учреждении, но не всегда есть возможность пообщаться, поговорить, познакомится поближе, иногда мы даже не знаем кто работает в соседнем кабинете, не то, что в другом здании. Коворкинг поможет, я бы сказала «познакомится друг с другом».
Прошу всех встать в круг. Каждому из вас я раздам по 1 карточке (коллеги помогайте раздать). В Коворкинге также есть свои правила – они написаны у вас на карточке:
— Будь приветлив;
— Уважай;
— Будь полезен;
— Больше – не меньше.
Итак, у каждого из вас карточка. Вы можете ее внимательно рассмотреть. У карточки 2 стороны: 1 – где прописаны правила коворкинга – это Карта процессов, 2 – это карта действий. Как и на нашей стратсессии у каждой детали этой карточки есть определенный смысл, цель.
Слева на стороне Процессов у вас нарисована половина фигуры. Ваша задача – двигаться по всему пространству и найти человека, у которого вторая половина вашей фигуры. После того как вы найдете друг друга, нужно представиться (даже если вы знаете друг друга очень давно) и выполнить задание, которое я скажу, как только вы найдете себе половинку. Не забывайте правило «Больше – не меньше». Если вы не нашли себе половинку, то можно присоединиться к паре уже нашедших друг друга. Или если вы видите, что кто-то не может найти – помогите ему.
Итак, начинаем.
1 задание: на стороне Действий в первом белом квадрате стоит тема для обсуждения. Обсудите друг с другом.
Молодцы, продолжаем дальше.
На стороне Процессов в середине есть фигура. Ваша задача найти пару по форме фигуры (не по цвету) и обсудить тему второго белого прямоугольника. Ищем и обсуждаем.
Спасибо.
Ищем другую пару с вашей фигурой. Обсуждаем на выбор тему из 1 или 2 белого прямоугольника.
Спасибо. А теперь обменяйтесь карточками с вашим собеседником.
А теперь вам необходимо найти «тройку» (3 человека вместе с вами) по цвету фигуры. И обсудить тему в 1 сером прямоугольнике.
Спасибо.
Находим пару по цвету кляксы. Обсуждаем тему 2 серого прямоугольника.
Спасибо. Меняемся карточками.
Теперь на карте процессов вы видите месяц. Вам необходимо найти по 1 месяцу своего сезона. Например, июнь – это лето, нужно найти еще июль и август. Как найдете друг друга, можно взяться за руки и поднять их. Начинаем.
Ваше задание – Поделитесь своими мыслями.
Спасибо. Обменяйтесь карточками.
А теперь возвращаемся к половинке фигуры слева – задание то же – найти вторую половину картинки. Ваше задание «2 правды и 1 ложь». Нужно собеседнику сказать о себе 2 правдивых факта и 1 вымышленный факт. Задача собеседника – угадать что правда, а что ложь. А затем 2 правдивых факта и 1 вымышленный говорит о себе, кто угадывал.
Молодцы. Ну и последнее задание. На стороне действий справа на зеленом фоне стоит небольшая задача для вас. Всего таких задач 4. Ваша задача – собрать в одну команду всех участников, у кого написаны одинаковые задачи.
Молодцы. А теперь вам на обсуждение 3 минуты. Необходимо общими усилиями выполнить данное задание.
Молодцы. А теперь прошу команды сделать селфи и выложить их в Беседку ДТДМ. Посмотрим какая команда стала самой дружной и быстрой.
Молодцы.
Игра «Карта учреждения»
Мы с вами познакомились, немного размялись. А теперь переходим к следующему этапу нашей стратсессии – знакомству с пространством нашего большого учреждения, его деятельностью. Для этого мы с вами создадим «Карту учреждения».
Это не просто упражнение, а реальный инструмент, который поможет нам лучше понять текущее состояние ДТДМ и определить пути развития. Давайте вместе создадим наглядную картину нашей работы!
Позвольте подробно объяснить, как мы будем работать над созданием карты учреждения.
Первый этап — формирование групп. Сейчас я попрошу вас разделиться на команды по территориальному признаку и направлению деятельности. Таким образом, у нас с вами должно получиться 10 команд:
— Аквамарин
— Омега
— ЦЭВ
— Радуга
— ДТДМ Спорт
— ДТДМ ДПИ, ИЗО
— ДТДМ Вокал, хореография, театр
— ДТДМ Молодежные объединения
— ДТДМ Техническое творчество.
Прошу подойти к столу с табличкой вашей команды.
- Структура карты:
- Блок 1. Текущие программы
- Перечень реализуемых программ
- Количество обучающихся
- Возрастные категории
- Достижения
- Блок 2. Материально-техническая база
- Помещения
- Оборудование
- Технические средства
- Инвентарь
- Блок 3. Кадровый состав
- Педагогические работники
- Административный персонал
- Квалификация
- Опыт работы
- Блок 4. Достижения
- Победы в конкурсах
- Награды
- Публикации
- Реализованные проекты
- Блок 5. Проблемы и вызовы
- Текущие трудности
- Ограничения
- Потенциальные риски
- Блок 1. Текущие программы
Рекомендации:
- Визуализация:
- Использовать яркие цвета
- Применять разные шрифты
- Добавлять рисунки и схемы
- Создавать инфографику
- Содержание:
- Быть объективными
- Отражать реальное положение дел
- Выделять ключевые моменты
- Фиксировать количественные показатели
Напоминаю правила работы:
- Здесь и сейчас
- У всего есть цель
- Быть активными и вовлечёнными
- Уважать мнение каждого участника
- Соблюдать время
- Фиксировать все идеи
- Неправильного ответа не может быть
- Слушать и слышать
Время выполнения 30 минут. Затем будет презентация карт от каждой команды.
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали об учреждении?
- Какие общие тенденции вы заметили?
- Какие проблемы требуют особого внимания?
- Какие сильные стороны можно использовать для развития?
Молодцы, команды! Вы хорошо поработали.
Упражнение «Круг ценностей»
А теперь приступаем к следующему этапу – формированию общего ценностного поля нашего учреждения. Ценности — это фундамент, на котором строится вся наша деятельность.
Этап 1. Индивидуальная работа (20 минут)
— Сейчас каждый из вас:
- Запишет 5-7 важных профессиональных ценностей
- Расставит приоритеты
- Обоснует свой выбор
- Оформит ценности на стикерах»
Этап 2. Групповая работа (25 минут)
Формирование мини-групп:
Разделимся на новые группы. Их будет 5. Для этого в группе соединяем 2 стола. В каждой группе:
Представьте свои ценности
Найдите общие точки
Сгруппируйте похожие ценности
Сформулируйте групповые ценности»
Правила работы: Помните о: Уважении к мнению каждого, Активном слушании,
Открытости в диалоге, Конструктивности обсуждений.
Этап 3. Создание общего «дерева ценностей» (30 минут)
Структура дерева:
«Наше дерево будет состоять из:
Корня — базовые ценности
Ствола — ключевые ценности коллектива
Ветвей — групповые ценности
Листьев — индивидуальные ценности»
Возможные ценности для обсуждения
Профессиональные: Качество образования, Инновационность, Профессионализм, Развитие
Личностные: Уважение, Доверие, Ответственность, Сотрудничество
Организационные: Эффективность, Командная работа, Развитие, Инновации
Рефлексия и обсуждение
Какие ценности оказались наиболее важными?
Что удивило в ценностях коллег?
Как ценности влияют на работу?
Какие ценности требуют особого внимания?»
Благодарю вас за активное участие! Созданное нами «Дерево ценностей» станет важным инструментом в развитии нашего учреждения. Давайте сохраним и будем развивать те ценности, которые мы определили вместе!»
Игра «Цепная реакция»
И последнее на сегодня задание — игра «Цепная реакция». Эта игра наглядно покажет, как наши совместные усилия могут создать настоящую цепную реакцию позитива.
Игра проходит по кругу. Первый участник начинает с позитивного качества о ДТДМ. Следующий участник повторяет предыдущее качество и добавляет свое. Цепочка продолжается по кругу.
Пример цепочки
- Первый участник: «ДТДМ — это творческое пространство»
- Второй участник: «ДТДМ — это творческое пространство и профессиональные педагоги»
- Третий участник: «ДТДМ — это творческое пространство, профессиональные педагоги и современные методики».
Коллеги, я впечатлена тем, как мы создали настоящую цепную реакцию позитива! Каждый из вас внес свой вклад в эту цепочку, и теперь мы видим, насколько богат наш ДТДМ различными достоинствами. Эта игра показала, как важно замечать и ценить положительные стороны нашей работы.
И на этой позитивной ноте, я хотела бы сказать вам большое СПАСИБО за вашу включенность, активность, идейность. Желаю вам сохранить этот позитивный настрой на следующий день нашей встречи, которая состоится 30 октября также здесь в 10:00. Всем большое спасибо и до встречи!
