автор: Тарасенко Юлия Владимировна
учитель начальных классов
ГКОУ «Мариупольская СШИ №21»
Первые итоги реализации обновленных ФГОС НОО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования). Новые задачи.
Подготовила:
учитель начальных классов
- я квалификационная категория
Тарасенко Юлия Владимировна
ГКОУ «МАРИУПОЛЬСКАЯ СШИ №21»
Первые итоги реализации обновленных ФГОС НОО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования). Новые задачи.СЛАЙД 1
С введением обновлённого федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) начался инновационный образовательный процесс. Школьники не должны испытывать затруднений при переходе из одной школы в другую, так как подготовка на всей территории России осуществляется по одной программе.
Работа образовательных организаций в новом формате даёт возможность обсудить первые результаты деятельности начальной школы по совершенствованию реализации ФГОС НОО. Сегодня деятельность первого звена строится на особом внимании к реализации следующих требований.СЛАЙД 2
Обеспечение взаимодействия и взаимосвязи в достижении личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов обучения.
Очень важно, чтобы учитель понимал, что изучение учебных предметов не является приоритетной целью начального общего образования, а выступает
Фундаментом для развития обучающегося и становления его личности.
Взаимодействие предметных, метапредметных и личностных результатов обучения может быть представлено в виде пирамиды достижений младшего школьника.
Её фундаментом являются результаты изучения учебных предметов.
Центром пирамиды является сформированность определённой совокупности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Личностные достижения представляют вершину пирамиды успешности обучающегося.СЛАЙД 3
Вклад каждого учебного предмета в реализацию требований стандарта к метапредметным и личностным результатам обучения. Это предполагает проведение ряда организационных педагогических мероприятий, которые отражают инновационные процессы в начальной дидактике:
1. Ориентировка на мотив деятельности, принятие учебной задачи, владение обобщёнными способами действий, их контроль и оценка, способность находить ошибки и устанавливать их причины.
- Ставить проблему, решение которой требует новых знаний и умений; создавать ситуацию занимательности, пробуждая удивление и любознательность; предлагать альтернативные решения и т. д.
- Использование совместно-распределительной деятельности значительно выше для решения задач развития младшего школьника, чем ориентация на запоминание и использование готового образца.
- Учебная деятельность может строиться как сенсорная, поисково-исследовательская, творческая.СЛАЙД 4
Долгое время контроль и оценка оставались компонентом деятельности только учителя.
Обязательными методами развития самоконтроля являются следующие:
а) учитель не исправляет ошибку, а только фиксирует её место (например, подчеркивает слово, в котором допущена ошибка), а ученик сам исправляет ошибку;
б) работа над ошибками обязательно проводится всем классом. На такую деятельность детей нельзя жалеть учебного времени: самое главное, чтобы обучающиеся «увидели» место ошибки в тексте контрольной или проверочной работы, самостоятельно установили причину ошибки, подобрали несколько примеров применения слова в других речевых ситуациях;
в) необходимо систематически включать в структуру урока упражнения на контроль и самоконтроль (найдите ошибку в работе…; какие ошибки можно допустить в данном предложении…; как можно заменить это слово, чтобы избежать ошибки, если вы не уверены в его написании…).СЛАЙД 5
В индивидуальной поддержке и помощи учителя нуждаются все обучающиеся независимо от группы успешности, в которой они находятся. Однако, как показывает практика, из зоны внимания учителя выпадают две группы обучающихся: «хорошисты» и «удовлетворительно успевающие». Это несёт достаточно большие риски: ситуативные трудности, которые возникают у этих детей, не анализируются и не предупреждаются, поэтому со временем становятся устойчивыми и часто приводят к переходу обучающегося в более низкую группу успешности, что часто и происходит в основной школе.
Важно учитывать при организации индивидуально-дифференцированного подхода:
— Любой младший школьник должен быть успешным.
— Младшие школьники отличаются друг от друга не возможностью усвоить программу обучения, а темпом её усвоения.
— Любой ребёнок, занимающийся учебной деятельностью, должен иметь право на ошибку и её самостоятельное исправление.
— Необходимо отказаться от приоритета репродуктивных заданий, особенно по отношению к успешным обучающимся.СЛАЙД 6
В связи с этим учителю необходимо обратить особое внимание на три проблемы:
1) Формирование в единстве предметных и метапредметных планируемых результатов обучения младших школьников.
2) Формирование функциональной грамотности обучающихся в начальной школе.
3) Воспитывающий потенциал изучения учебных предметов.СЛАЙД 7
