автор: Твердохлеб Елена Валериевна

воспитатель МДОУ – Центра развития ребёнка – детского сада № 32 г.о Жуковский

«Экологические игры в системе экологического воспитания в ДОУ»

             Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. 
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
   

            Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.
 

            Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

 

           Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

      

                Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов – экологические игры.

 

         Через игровую деятельность, опираясь на общечеловеческие нормы нравственности, мы приобщаем детей к правильному восприятию и отношению к экологическим проблемам. Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и «многое», рассказывает ребёнку. В игре как будто всё «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны, искренни. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что даёт возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.

      

          

          Поэтому наряду с другими методами воспитания экологических представлений: наглядных (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей и т.д.), словесных (рассказы воспитателя и детей, чтение   художествен-ной и познавательной литературы, беседы), широкое применение всё больше получает практический метод, который и включает в себя игру, что позволяет воспитателю уточнять представление о природе и её закономерностях, углублять знания путём становления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводит в систему полученные знания, упражняет дошкольников в применении полученных знаний.

 

           Игры экологического характера можно разделить на подгруппы: дидактические, игры-занятия, предметные игры, настольно-печатные игры, словесные игры, подвижные игры, творческие игры природоведческого характера.

 

           Дидактические игры-игры с правилами, имеющие готовое содержание. Это разные лото, составление целого из частей (дерево, насекомое, животное), игры на классификацию, описание предметов, узнавание их по вкусу, запаху, форме, цвету, величине и других факторов необходимых для жизни  представителей флоры и фауны.

Дидактические  игры по характеру используемого материала делятся на настольно-печатные, предметные, словесные.

 

  1. Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Вершки – корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди по листу дерево», « Найди такой же листочек», и т.д. Все эти игры способствуют развитию сенсорных ощущений, умению группировать растения по принадлежности, по месту их произрастания и другим признакам.

 

  1. Настольно-печатные игры экологического характера – это разные лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», лото с элементами моделирования «Узнай свою картинку», «Овощи – фрукты», « Кто как двигается»; игры на классификацию и обобщение предметов: «Времена года», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», «Что где растёт?»; «Чья мама?», «Кто кем будет?», « Кто в домике живёт?» и т.д.

 

  1. Словесные игры экологического характера – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они на закрепление знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов природы. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например: «Кто летает, бегает, прыгает?», « Что это за птица?», « Доскажи словечко», « Что это за зверь?», « Придумай загадку»,  « Когда это бывает?», «Бывает- не бывает», « Догадайся, о ком я рассказываю?»   и т.д.

            Для словесных игры в нашей группе часто используется мяч, как объект привлечения внимания в игре и удержания интереса. Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом или сидят на стульчиках . Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю  … и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

 

             Дети очень любят подвижные игры природоведческого характера. Эти игры связаны с подражанием повадкам животных, их образа жизни. Например: « Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы», «Кто в домике живёт», «День и ночь», и т.д.

 

  1. Большое значение для развития детей имеют игры творческого характера, связанных с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они  организуются и проводятся детьми по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игры дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, теплице, коровнике и т.д.) идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

 

                Воспитатель избирает роль наблюдателя, чтобы выяснить, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить. Здесь хорошо использовать природный материал для различных поделок (корешки, шишки, сучки, мох, засушенные цветы, листья, семена, плоды).

 

                К творческим играм можно отнести такие игры как «Знатоки природы», «Поле чудес». Такие игры развивают память, мышление, находчивость, логическое мышление.

               Воспитание подрастающего поколения экологически грамотных является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Формируя в дошкольнике экологически грамотную личность, на первое место ставится задача о ценности жизни и её охране, в том числе и   среду её обитания. Игра играет важную роль в воспитании, обучении и развитие детей. Игра привносит в образование бесконечно новые сюжеты и темы из жизни природы, человека и его деятельности.

 

      Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и  целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.

          

           Игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

 

           Для обеспечения эффективного усвоения дошкольниками экологических знаний в нашей группе используется ЛЭПБУК.

Что такое лэпбук и как его использовать?

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».

 

В дословном переводе с английского “Лэпбук” (lapbook) значит “наколенная книга” (lap – колени, book – книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

 

         Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для нашей группы мы выбрали такие:

 

  1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка.
  2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
  3. Эстетичность. Лэпбукдолжен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбукбудет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
  4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
  5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
  6. Пригоден к использованиюодновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

 

В чем же преимущество игры  с лэпбуком?

 

Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь;              в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания.

Экологические игры

         А если привлечь родителей, и если родители будут делать лепбук на заданную тему с детьми, тогда это объединит всю семью для увлекательного и полезного занятия.  

 

 

Экологические игры в системе экологического воспитания в ДОУ