автор: Тохтамыш Наталья Викторовна
УЧИТЕЛЬ ЛОГОПЕД
ГКОУ МАРИУПОЛЬСКАЯ СШИ 21
Наглядное моделирование: путь к гармонии речи у детей с ТНР
Наглядное моделирование: путь к гармонии речи у детей с ТНР (из опыта работы учителя-логопеда ГКОУ Мариупольская сши 21» Тохтамыш Н.В.
Современный мир – калейдоскоп перемен, предъявляющий к подрастающему поколению все более высокие требования. Школа и общество ждут от ребенка готовности к восприятию огромных массивов информации, умения ориентироваться в них, стремления к успеху и конкурентоспособности.
Но как быть, если с каждым годом растет число детей с особенностями развития, в частности, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)? У таких воспитанников, помимо сложностей с языковыми средствами, нередко отмечается и незрелость психических процессов. Это значит, что адаптация к школе и освоение учебной программы становятся для них настоящим испытанием. В этих условиях работа учителя-логопеда приобретает особую значимость, ведь она направлена не только на развитие и совершенствование речи, но и на всестороннее, гармоничное развитие личности дошкольника, на создание прочного фундамента для успешного обучения в школе. И педагоги, словно алхимики, находятся в непрерывном поиске наиболее эффективных методов коррекционно-образовательной деятельности.
Одним из таких волшебных ключей к развитию речи для меня стал метод наглядного моделирования. Он подобен искре, зажигающей интерес к обучению. Наглядное моделирование – это не просто воспроизведение свойств объекта, это создание его заместителя, своеобразного «ключа» к пониманию, и активная работа с ним.
Ведь этот метод помогает ребенку визуализировать абстрактные понятия – звук, слово, предложение, текст – и учит с ними взаимодействовать. Это особенно ценно для дошкольников, ведь наглядный образ проникает в сознание гораздо легче, чем сухое словесное объяснение. Опорные схемы и модели – это словно мостики, соединяющие зрительную, двигательную и ассоциативную память, способствуя развитию умственных способностей дошкольников.
Я активно использую метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности для:
развития связной речи и коммуникативных навыков;
развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи;
развития фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучения элементам грамоты.
Внедрение этого метода преобразило предметно-пространственную развивающую среду как в логопедическом кабинете, так и в групповом помещении. Она стала более доступной, стимулирующей, способствующей совершенствованию всех сторон речи, обеспечивающей самостоятельность и инициативность детей.
Разработанные мною дидактические игры и пособия, построенные на основе наглядного моделирования, отличаются многофункциональностью, вариативностью и мобильностью.
На занятиях по развитию связной речи, например, я использую рассказы цепной организации, разработанные для каждой лексической темы. Сначала дети рассказывают по готовым схемам, словно путешествуя по карте. Затем они самостоятельно составляют рассказы, используя предложенные карточки-модели и выстраивая их в нужной последовательности. Это также позволяет преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. В дальнейшем дошкольники самостоятельно моделируют рассказы, зарисовывая их в пустые карточки, словно художники, создающие свои шедевры. Такие карточки можно использовать и при пересказе, и при придумывании собственных историй, программируя внутренний план высказывания.
Для развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи также незаменимы дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного моделирования в рамках тематического планирования. Они многофункциональны и вариативны, что позволяет применять их как на групповых, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. В процессе работы с пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика: дети обводят изображенные предметы маркерами, выполняют различные штриховки, словно маленькие скульпторы. Одно и то же пособие может быть использовано для разных игр. Например, игра «Наполним корзины богатым урожаем» (дети обводят овощи по контуру, наносят штриховку, затем соединяют линией овощ с большой или маленькой корзиной, упражняясь в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных и составлении распространенных предложений с союзом «а»: «Я сорвал с грядки большую луковицу и положу в большую корзину, а маленькую луковку – в маленькую корзиночку»). Это же пособие можно использовать для игры «Вершки и корешки».
Игра «Фруктовый сад» направлена на согласование числительных с существительными и построение связных предложений («Это яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве, значит, яблоко – это фрукт. Я…»)
Игры «Полезный обед» и «Фруктовые угощения» помогают упражняться в образовании относительных прилагательных, развивая мелкую моторику.
Мною было разработано многофункциональное дидактическое пособие «В мире животных и птиц», которое развивает и совершенствует навыки словоизменения и словообразования, позволяет отрабатывать образование притяжательных прилагательных, которые часто вызывают трудности у воспитанников и приводят к аграмматизмам.
Игровые упражнения на согласование числительных с существительными: «Сосчитай-ка», «Бросай-считай-ка».
Многофункциональные наглядные модели вариативно используются в системе речевых игр и упражнений для развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи, например, в игре «Речецветик» или при выкладывании моделей на деревянной ритмической дорожке.
В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты активно используются модели для характеристики звуков по акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем («Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей для самостоятельной характеристики звука. Дети не только самостоятельно характеризуют звук, но и графически обозначают его на шаблоне звукобуквенного цветка.
Условные модели используются при дифференциации твердости и мягкости согласных звуков.
При определении позиции заданного звука в слове используются модели «Звуковой дельфинчик» и «Звуковая рыбка». Полученные навыки отрабатываются с помощью разработанного мною пособия «Грамотейка», представленного в виде индивидуальных альбомов для каждого воспитанника.
Обучение элементам грамоты также не обходится без приемов наглядного моделирования. Дидактическое пособие «В гости к букве мы идем, песни весело поем!» и индивидуальные альбомы «Я читаю» позволяют детям упражняться в навыках звукобуквенного анализа и синтеза.
В нашей группе используется инновационная технология «Говорящие стены», позволяющая в доступной для ребенка форме закреплять полученные навыки посредством выполнения предложенных заданий (конверт с зашифрованными моделями-заданиями от Веселого Грамотейки, тематические комплексные карты), организованных в парах или подгруппах.
Метод наглядного моделирования активно применяется нашими воспитанниками при планировании групповых итоговых мероприятий и проектов. Дети самостоятельно придумывают и моделируют праздник, сценарий и этапы подготовки к этому событию, проявляя творческую активность, самостоятельность и инициативность.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ТНР:
мотивирует и вызывает интерес к деятельности;
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью (ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»);
учит видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;
и, самое главное, – развивает и совершенствует языковые средства общения у воспитанников, помогая им подготовиться к обучению в школе.
