автор: Точилкина Ирина Александровна
воспитатель МДОУ Д/С №70 Магнитогорск
Сценарий мероприятия “День снятия блокады Ленинграда”
Сценарий мероприятия «День снятия блокады Ленинграда»
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи: формирование у обучающихся осознания исторического прошлого, сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Действующие лица: Бабушка, внучка, ведущий, дети.
Ведущий: – «Ребята, сегодня мы приглашаем вас нам мероприятие День Снятия блокады Ленинграда. Прошу вас вести себя хорошо, внимательно всё слушать и запоминать.
Дети (зрители) сидят на стульчиках. Бабушка сидит, улыбается, вяжет, рядом внучка бегает и играет. Вокруг игрушки, разбросанные по полу в разные стороны.
Внучка: (бегает в разные стороны, громко разговаривает) – « Во что же мне поиграть? В кубики не хочу, куклы надоели, на скакалке уже прыгала!»
Бабушка: – «Внученька, ты бы книжку взяла, да мне почитала! Порадовала бы меня!»
Внучка: – « Нет, бабуля! Не хочу! (топает ногой) Это ужасно скучно!»
Бабушка: – «Эх, внученька! Что же ты такая капризная у нас! Как же чтение может быть скучным, ведь книги такие интересные и разные истории нам рассказывают. Нужно только их внимательно читать».
Внучка: – «Глупости какие, успею еще, потом почитать, когда – ни будь. Лучше мультики смотреть и в телефон играть».
Бабушка хмурится и о чём то задумывается. Внучка поворачивается к бабушке и замечает у неё на груди небольшой значок.
Внучка: – « Ой, бабушка, а что это у тебя такое на груди? Значок, какой интересный!» (тянет руки к значку)
Бабушка: – «Хочешь, я расскажу тебе историю, как он у меня появился?»
Внучка: – «Конечно, хочу!» (садится рядом с бабушкой и слушает).
Рассказ бабушки: – «Был сентябрь. Когда началась бомбёжка, мы сидели на кухне и пили чай. Мне только исполнилось 6 лет. И родители купили большой вкусный торт. Папа стал нарезать его. Вдруг раздался сильный грохот, и послышались крики людей, огонь, дома стали рушиться. Это было очень страшно. Я даже сразу ничего не поняла. Папа стал кричать нам с мамой, чтобы мы быстрее бежали в подвал дома. Мама взяла меня за руку, и мы побежали. На площадке подъезда уже было очень много соседей, все в страхе бежали в подвал. Мой папа затерялся в толпе людей позади нас. Я плакала, оглядывалась. Но никак не могла найти его. В подвале мы просидели 2 часа. Папа успел добежать до подвала, с ним всё было хорошо. Когда всё стихло, я обрадовалась. Но оказалось, что это было самое начало. Папа отправился на фронт, а мама пошла, работать на завод. Она помогала изготавливать боеприпасы для военных сражений. Я ходила в детский сад. Кушать нам давали мало. Мы всегда были голодными, ребята просыпались и плакали, потому что всем очень хотелось есть. Маму я видела очень редко, она работала на заводе в 2 смены. Папа писал нам письма, но они были очень короткие и редкие. Наш Ленинград бомбили очень часто, большая часть города превратилась в руины. Но мы не теряли надежду, что война скоро закончиться. На семью выдавали по маленькому пайку хлеба, всего 125 г. Осада нашего города продолжалась почти 872 дня. Это 2,5 года. Когда война закончилась, и мы одержали победу, все люди ещё долго не могли в это поверить. Папу наградили орденом мужества, а маме вручили орден за то, что она смогла выстоять блокаду Ленинграда. Такие ордена дали многим. Я ношу его на своей груди, чтобы помнить всегда о тех тяжёлых временах, которые мы пережили».
Бабушка: – «Пойдём внученька, погуляем! Нужно ценить каждый миг своей жизни».
Бабушка берёт внучку за руку, и они уходят.
Ведущий: – «Ребята, это только маленькая часть одной семьи. Таких историй тысячи и не все они хорошо закончились. Нападение на Ленинград началось с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Гитлер хотел стереть с лица земли Ленинград. Он говорил, что Москва это сердце России, а Ленинград это душа России. Город подвергся страшнейшим испытаниям. Но враг просчитался. На защиту своего родного города встали все его жители. В короткий срок Ленинград был превращён в город-крепость. Ленинградцы построили около 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тыс. огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство на крышах домов, оборудовали медпункты. Вместе со взрослыми и дети рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненым газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш». Из истории бабушки, вы слышали про хлеб. Его давали так мало и выпекали его из овсяной, ячменной и соевой муки, иногда даже добавляли бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепёшки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из под снега коренья кормовой свёклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая.
– Сейчас я вам раздам по небольшой части хлеба, который ели тогда люди, чтобы выжить (раздаёт каждому по кусочку хлеба).
– Ребята, я вас приглашаю за столы. Мы с вами сейчас изготовим ордена блокады Ленинграда (дети делают аппликацию).
– В заключение нашего дня памяти, я хочу, чтобы вы внимательно послушали стих «Блокада» Геннадия Рябкова (читает стих).
Мы не забудем те года
И дни, что отняты блокадой.
И жизнь! У всех она одна.
Не заменить её наградой.
Нет, не пустил народ врага!
Блокаду выдержал, не сдался.
Был страшный голод и зима,
Но Ленинград живым остался!
Всю силу русскую собрав,
И зачеркнув чужую волю,
Кольцо блокадное прорвав,
Народ пожертвовал собою.
Поклон всем тем, кто устоял,
И тем, кто голода не вынес,
Кто Ленинград не променял,
Кого шофёр уже не вывез.
Всех тех, кто в годы те страдал,
Чей путь был непомерно труден,
Во имя тех, кто жизнь отдал,
Мы НИКОГДА ИХ НЕ ЗАБУДЕМ!!!
Дети развешивают свои изготовленные ордена.