автор: Трунова Наталья Владимировна
Зам. директора по воспитательной работе БПОУ ВО “Борисоглебскмедколледж”
тема: Рабочая тетрадь как способ организации самостоятельной работы обучающихся
Рабочая тетрадь как способ организации самостоятельной работы обучающихся
Трунова Н.В.
БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»
Внедрение Федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает изменение подходов к профессиональному образованию. Формирование профессиональных компетенций происходит в результате активной осознанной деятельности студентов и представляет собой опыт этой деятельности, т.е. Не знания, а практиеские умения, охватывающие всеосновные способы профессиональной деятельности. Это требует применения новых методов и приемов обучения, форм и средств организации процесса профессионального обучения.
Самостоятельная работа рассматривается как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного участия преподавателя, а также как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.
Рабочая тетрадь — разновидность учебной литературы, ориентированной на активизацию учено — познавательной и самостоятельной деятельности студентов. Отличие рабочей тетради заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется.
Цель применения рабочей тетради — способствовать организации самостоятельной деятельности студентов.
Ее можно использовать для решения следующих задач:
- последовательное формирование и усвоение основных понятий;
- приобретение практических умений и навыков;
- формирование у студентов навыков самоконтроля;
- контроль и оценка результатов учебно — познавательной деятельности.
Назначение рабочей тетради состоит в том, чтобы помочь студентам в освоении теоретического курса. Практическая значимость заключается:
- в облегчении освоения студентами трудной, но очень важной для них темы;
- в формировании личностной мотивации к изучению курса.
Рабочие тетради классифицируются по следующим типам:
- тетради для упражнения (треннинговые тетради);
- тетради по графическому моделированию;
- семиотико — семантическме тетради.
С целью формирования профессиональных компетенций специальным образом конструируются упражнения и задачи с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности.
Рабочие тетради могут содержать следующие разделы:
- Основные понятия темы, определния.
- Дифференцированные задания практической направленности.
- Рефлексия.
С целью реализации образовательных задач для рабочей тетради разрабатываются дифференцированные задания с постепенным нарастанием сложности и проблемности. Одни задания напрвлены на выработку умений и навыков профессиональной деятельности, другие носят проблемный характер, но главное, что все задания должны быть обращены на выработку базовых умений разных видов профессиональной деятельности.
При выполнении заданий студенты могут воспользоваться материалами лекций, методическими рекомендациями преподавателя, электронными и тестовыми материалами. Это способствует развитию самостоятельного логического мышления студентов. Задания можно выполнять в индивидуальном темпе.
Практика позволяет выделить следующие условия эффективного использования рабочей тетради в профессиональном обучении:
- обеспечение разумного сочетания аудиторной и самостоятельной работы студентов;
- обеспечение студента необходимыми и достаточными учебно — методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы студентов в творческий процесс;
- методически грамотная организация работы студента в аудитории с материалами рабочей тетради;
- разработка комплексных критериев оценки работы студентов.