автор: Туранова Татьяна Юрьевна

Учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №56 “Буратино” города Белово”

Реализация принципов ФГОС в работе учителя-логопеда

Реализация принципов ФГОС в работе учителя –логопеда.

 

Коррекционно-образовательную работу в ДОУ выстраиваю в соответствии с требованиями и принципами ФГОС и теми направлениями в своей работе, которые показали эффективность в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, ведь большинство детей, зачисленных на логопункт имеют статус ОВЗ.

  2016 – 2017гг – 15 детей с ТНР, 6 детей ФФН

  2017 – 2018гг – 17 детей с ТНР,4 ребёнка ФФН

      Изучив принципы, изложенные в ФГОС выделила для своей работы приоритетные:

Принцип индивидуализации, который помогает выстроить работу с учетом индивидуальных особенностей и потенциала каждого воспитанника.       

     Систематически использую в своей работе традиционные приёмы развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики, массажа и самомассажа. Помимо этого, включаю в индивидуальные занятия песочную терапию, су-джок терапию, дыхательные тренинги, сказкотерапию. Это позволяет осуществить комплексный подход при различных формах дизартрии, заикании, общего недоразвития речи. Для полноценного усвоения детьми полученных знаний создала в кабинете необходимую развивающую среду отвечающую дидактическим развивающим и социализирующим принципам. Компьютерные технологии позволяют значительно повысить заинтересованность детей коррекционным процессом. Использую в своей работе логопедический тренажер «Дэльфа -142.1» и различные компьютерные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

Сопоставимый анализ результатов, выпущенных детей за 2014 – 2017 учебные года показывает позитивную динамику исправления речевых проблем у детей с нарушениями речи.

   Согласно ФГОС ДО коррекционную работу с детьми с ОВЗ строю с учетом особенностей развития и специфических образовательных потребностей данной категории детей. Ежегодно разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты, который даёт возможность ребёнку с ОВЗ повысить уровень готовности к освоению программы ДОУ. Наработанные материалы были представлены во Всероссийском издании «Портал образования» и получили призовое место в конкурсе: «Индивидуальные образовательные маршруты в условиях реализации ФГОС ДО». Качественная индивидуальная коррекционная работа дает возможность воспитанникам участвовать в конкурсном движении и занимать призовые места (Всероссийский конкурс АБВГДЕйка).

   Для выработка стратегии и тактики организации коррекционно-образовательной работы составила Рабочую программу по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях работы логопункта.  

 Принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка и ДОУ – считаю одним из важных в работе учителя логопеда.

  Начинаю своё взаимодействие с родителями выстраивать при поступлении ребёнка в детский сад на базе консультационного центра ДОУ «В детский сад без слёз», где даю практические и теоретические советы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста. В результате родители с первых дней пребывания ребёнка в детском саду осознают важность и значимость речевого развития ребёнка.

       Для повышения педагогической грамотности родителей разработала планирование и организовала работу спецкурса для родителей: «Родительские практикумы», где родители получают практические и теоретические знания о профилактики и коррекции речевых нарушений. Большой популярностью у родителей моих воспитанников пользуется индивидуальный спецкурс: «Занимаюсь вместе с мамой», где родитель принимает участие в индивидуальном занятии и совместно с ребёнком выполняет задания различного вида. Родительский опыт, полученный в ходе таких занятий помогает грамотно организовать выполнение домашних логопедических занятий и улучшает качество коррекционной работы.

       Так как время движется вперёд для большей заинтересованности родителей, подготовила диски: «Домашний логопед», которые содержат видео и дидактический материал для автоматизации поставленных звуков.

На сайте МБДОУ открыла страничку учителя-логопеда, создала блог на Всероссийском сайте МААМ.RU и в электронном периодическом издании «Дошколенок.ру», где размещаю консультации для родителей и педагогов по вопросам коррекции и профилактики речевых нарушений. Данный материал родители могут использовать для занятий с ребёнком в домашних условиях. Это своеобразная консультативная и практическая помощь для родителей, имеющих детей-инвалидов, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольные учреждения.

  Обобщила опыт по взаимодействию с родителями в ходе коррекционно-образовательной работы, наработанный материал был представлен и получил призовое место на Всероссийском профессиональном фестивале «Педагог года-2017».

   Коррекционно-логопедическая работа в ДОУ должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение я уделяю современным – образовательным технологиям. Для более эффективного коррекционного воздействия включаю в свою работу развивающие технологии: мнемотехнику, кинезиологические упражнения, игры на формирование психологической базы речи. Использую пространство сенсорной комнаты для развития тактильных ощущений, зрительного восприятия и снятия мышечного напряжения. Коррекция этих процессов помогает детям с ТНР справиться с проблемами в речевом развитии. Данный вид работы очень важен в работе с детьми-инвалидами.

  В течение ряда лет использую в своей работе проективный метод. Были разработаны и проведены информационные проекты: «Зимушка-зима», «Морские просторы», в ходе работы над которыми у детей активизировался и пополнился словарный запас, связная речь стали более полной и образной. Творческие проекты: «Звукоград», «Феи звуков» помогли детям в игровой увлекательной форме повысить уровень фонетико-фонематических процессов.    

     Опыт применения этого метода в коррекционно-образовательной работе говорит об его эффективном и положительном влиянии на коррекцию речевых недостатков у детей и качественно улучшает детско-родительские отношения.                    

      Мною были разработаны методические рекомендации по использованию проективного метода в работе учителя-логопеда. Опубликовала материал «Метод проектов как способ повышения качества коррекционно-образовательной работы в ДОУ» в сборнике Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования «Современные подходы к развитию системы дошкольного образования в условиях введения и реализации ФГОС: теория, практика, тенденции», 2017 год.

     Дети с речевыми недостатками часто проявляют недостаточную речевую активность, имеют ограниченность словаря, несформированность словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на их социализации.

   Для активизации речевых процессов у детей адаптировала использование методики ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

 ТРИЗ для дошкольников – система коллективных игр и занятий, которая даёт возможность современному ребенок не только овладеть определенной суммой знаний и умений, но даёт возможность активно мыслить, размышлять, делать выводы, обладать определенной речевой активностью.

  Для активизации творческого мышления составила картотеку игр, которые способствовали развитию творческого воображения.

   Мною было составлено перспективное планирование по использованию творческих заданий и методов ТРИЗ, и была сделана попытка внедрить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ, в проведение фронтальных коррекционно-образовательных занятий.

       В 2016-2017 учебном году в целях изучения эффективности адаптированных методик ТРИЗ на базе МДБОУ № 56 города Белово было проведен мониторинг уровня речевого развития детей, в котором участвовали дети старшего дошкольного возраста.

     Дети были разделены на две подгруппы:1 подгруппа (дети старшей группы с речевыми нарушениями, посещающие логопункт), 2 подгруппа (дети этой же группы, но не посещающие логопункт).

  Обследование речевого развития детей проводилось в начале и в конце учебного года. Мониторинг показал, что уровень динамики речевых процессов, у детей, посещающих логопункт выше, чем у детей, которые не посещали логопедические занятия, что доказывает эффективность использования данной методики. (Приложение 2)

           Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе коррекционно-образовательной работы с детьми с речевыми нарушениями создаёт условия для развития образной стороны речи детей (обогащение речи словами с переносным значением, синонимами и антонимами), повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами.

    Имея большой опыт работы являюсь наставником молодых специалистов, консультирую воспитателей по интеграции профилактической и коррекционной работы в образовательный процесс ДОУ. Имею сертификат участника Всероссийского конкурса: «Педагогическая копилка», где представлены конспекты НОД детей с речевыми нарушениями.

     Постоянно повышаю свой педагогический уровень. Являюсь активным участником городских и областных мероприятий. Имею сертификаты Кузбасского регионального психолого-педагогического центра социальной и медицинской помощи «Здоровье и развитие личности».

      В своей работе считаю главным – учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот моя основная задача. Для этого буду искать новые пути для  профессионального саморазвития и внедрения инновационных приёмов и методов в коррекционно-образовательную работу.

 

Реализация принципов ФГОС в работе учителя-логопеда