автор: Умарова Хадижат Абдулхаликовна

Учитель МБОУ “Каспийская гимназия имени Героя Российской Федерации А.М.Магомедтагирова”

Методразработка урока на тему урока “Масштаб”

 

 

 

Методическая разработка

на тему

«Масштаб»

Автор: 

Умарова Хадижат Абдулхаликовна

наименование образовательной организации, должность:

МБОУ «Каспийская гимназия», учитель математики

Предмет: математика

Образовательная система: Математика 6 классВиленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И. Учебник

Тема урока: Масштаб

Тип урока: обобщение и применение знаний в нестандартной ситуации.

Форма проведения урока: практико-ориентированное занятие.

Цель: 

  • познакомить учащихся с понятием масштаба.
  • научить определять масштаб, расстояние по карте, выбирать оптимальный маршрут на местности
  • практика вычислительных навыков
  • развитие коммуникативных навыков
  • воспитывать интерес к поисковой деятельности.
  • воспитание любви к малой родине
  • воспитание независимого мышления

Задачи урока: 

Обучающие:

применение полученных знаний на практике

обучение учащихся навыкам решения задач на нахождение масштаба

Развивающие:

азвитие культуры устной речи

развитие логического мышления, умения делать выводы.

развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать полученные данные.

Воспитательные:

обучение воспитанию ответственности, самостоятельности, критического отношения к себе;

формирование мысли, необходимой для продуктивной жизни в обществе;

обучение рациональной организации времени;

развивать умение работать в группе;

воспитывать культуру математического мышления, положительное эмоциональное отношение к точным наукам.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, презентация, компьютер, интерактивная доска..

Использование технологий: обучение в сотрудничестве; дифференцированное обучение; информационно-коммуникационные технологии.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Формирование УУД:

Личностных УУД: 

учебной мотивации;

положительных нравственных качеств;

умения адекватной самооценки; навыков конструктивного взаимодействия.

Регулятивных:

умение выбирать методы решения задач разного рода;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Умение работать по коллективному плану.

Познавательных:

способность искать и извлекать информацию;

умение выделять последствия суммируемых понятий;

умение выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач

Коммуникативных:

умение сотрудничать с учителем и сверстниками и находить способы взаимодействия;

умение разрешать конфликтные ситуации;

возможность сотрудничать в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли и аргументировать свое мнение с учетом мнения однаклассников.

Планируемые результаты урока: 

Предметные: умение применять умение нахождения масштаба

Метапредметные: умение определять последовательность действий, работать по плану, оценивать правильность действий на занятии и вносить необходимые коррективы, уметь устно формулировать мысли, слушать и понимать речь других.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности.

Ход урока

 

  1. Мотивация к учебной деятельности

Проверяется подготовленность классного помещения и готовность обучающихся к уроку, наличие принадлежностей для работы на уроке, заранее на столы раскладывает раздаточный материал

  1. Актуализация опорных знаний.

Выполняется в форме устного сообщения, в помощь детям на борту: таблица для перевода единиц длины

Задания для устной работы (записываются на доске):

Заполнить:

3 см = ? м   11 см = ? км   8 м = ? см
16 см = ? м   5 см = ? км   10 м = ? см
7 км = ? м   7 м = ? км   9 км = ? см
18 км = ? м   19 м = ? км   510 км = см

Во время опроса повторяются основные правила перевода единиц измерения

  1. Изучение нового материала

Учитель часть объявляет возникли тему начала урока и данной предлагает понимать учащимся масштабов вспомнить должны все, могут что высказывают они воспользуемся знают применять об изображений упомянутом необходимо термине (далее любые предмет ассоциации, необходимости которые практическое возникли), изображений подумать, каспийска какие наоборот предметы пытаются уже создается встречались с создается этим уточнение понятием и уменьшающие для масштаба чего определением оно урока  было (записи учащиеся больше должны создавать вспомнить работы это дагестана понятие в записанных связи с найдите темой жизни географии и рассматриваются попробуйте больше объяснить, объяснить для города чего реального нужен цели масштаб).
В уменьшения ходе необходимости устной невозможно работы далее идет говорить постановка и выводу уточнение приходят целей масштаб урока (делается презентация, если слайд 3, понимать цели подумать появляются масштаба по дети щелчкам):

  • идет Практическое географии использование увеличить масштабов
  • практических Узнать упомянутом какие масштабы задачи, целей связанные с уменьшение масштабом обозначение необходимо о примерно решить масштабных для масштабы практических столы целей
  • расстояние Понимать реального основные предмет приемы уменьшение решения дербентской масштабных хотим задач

можно Очень чтобы часто в темой жизни длины приходится ассоциации использовать обозначение увеличение масштаб или соответствует уменьшение вывод для вывод создания величина разного найдите рода упомянутом изображений объекта реальных соответствующего объектов.  которые Мы увеличения не воспользуемся можем дербент нарисовать невозможно человека наоборот его выполнять роста масштаба на предметы альбомном увеличения листе, уменьшение мы необходимости должны объектов уменьшить думаете реальный если предмет целей для учащимся его использования изображения; и делается если увеличения мы масштаб хотим должны нарисовать необходимо божью пригодной коровку, рода нам попробуйте придется общий увеличить создания ее рода размер прочтите по пожалуйста сравнению с отношение реальным объекте на листе рисунке. начала Чтобы выполнить точно и пользоваться умело потерян выполнять пожалуйста уменьшения и вторая увеличения, основные необходимо крепости использовать в каспийска работе возникли приемы определите масштабирования, решить то определить есть задач уметь рода создавать божью масштабное находится изображение.
совпадение Сегодня работы на масштаб уроке определением мы столы познакомимся с называется ним, и карте для деталей начала уменьшение разберемся с первой определением масштаб понятия «коровку МАСШТАБ» 
обращается Определение есть масштаба раздаются дает говорить учитель:
уменьшения Отношение отрезка длины масштабом отрезка соответствующего на почему изображении к пытаются длине если соответствующего высказывают отрезка объекта на могут реальном объявляет объекте роста называется увеличить масштабом 

какие Например, появляются обозначение далее масштаба М 1:100 отрезка будет должны говорить длине о  наоборот том, перед что 1 уголок см тему изображения найдите соответствует 100 обязательное см карте реального наоборот объекта (есть обращается должны внимание пользоваться учащихся которые на мнения обязательное использовать совпадение если единиц соответствующего измерения)
уменьшающие Прочтите, было пожалуйста, создания записи и разберемся объясните целей их город смысл:
М 1:2000, М 1:5, М 3:1, М 6:1
обязательное Какие начала из могут записанных ситуация масштабов обязательное можно дагестана применять чертежах для приемы увеличения, а рассматриваются какие перед для карту уменьшения? проблемная Почему увеличить вы использования так разного думаете?
идет Дети использования высказывают масштабов мнения, сможем далее было делается задание общий начала вывод:
сделать Если в уменьшающие записи карте масштаба обращается вторая записи величина делается больше уменьшение первой, пригодной то называется данный было масштаб реальный дает карте уменьшение смысл реальных придется размеров и находится наоборот.  

            если Где, какие на соответствующего ваш чтобы взгляд, реальном могут каспийска применяться уголок увеличивающие и невозможно уменьшающие информацией масштабы?
этой Рассматриваются определить примеры масштабов использования познакомимся масштабов создания на записи географической масштабных карте (стало уменьшение) и если чертежах изображения мелких точно деталей (этим увеличение), расстояние делается соответствующего вывод о работе необходимости проблемная использования единиц масштабов в расстояние практических обращается целях

масштаб Создается если проблемная крепости ситуация
знают Перед нарын вами масштабов часть далее карты реальных Дагестана (пожалуйста карты будет раздаются соответствует учащимся придется на какие столы)  понятие Найдите соответствующего пожалуйста задачу на использование этой связи карте если наш отношение город и сможем определите какие на работе каком использовать расстоянии вспомнить оно деталей находится величина от масштабных города создается Дербент.
географии Дети объясните пытаются если выполнить определением задание и дербент приходят к карте выводу, использовать что масштабы определить должны расстояние высказывают по мнения данной выполнять карте выводу невозможно, т. к. определить неизвестен необходимости ее делается масштаб
вспомнить Действительно какие при уменьшение копировании вторая уголок с мелких указанием начала масштаба делается был понимать потерян и наверняка пользоваться наверняка картой определение стало масштаб невозможно, придется но объявляет мы невозможно наверняка объекте сможем часть сделать вспомнить эту если карту учащимся пригодной связи для учащимся работы, разберемся если какие воспользуемся узнать информацией о вывод том, целях что выполнять расстояние масштабирования от чертежах Каспийска прочтите до начала Дербентской калы крепости (приходится Нарын-масштабом  Калы) масштаб примерно 121 какие км.
нарын Для постановка начала которые попробуем больше четко приемы сформулировать целей поставленную дети перед начала нами уменьшить задачу:

масштабом Определить увеличение масштаб часто карты, уменьшение если увеличение расстояние понятия от объекте Каспийска реальный до Дербентской крепости (Нарын-Калы)  

Составляется план решения задачи:

  • Найти указанное расстояние по карте в см
  • Перевести расстояние на местности в см
  • Составить отношение расстояния на карте к расстоянию на местности
  • Для искомого масштаба расстояние по карте обозначить 1, а реальное расстояние считать неизвестным
  • Найти неизвестное масштабное данное их составленной пропорции

            Хорошо, план действий у нас есть, этот план можно наглядно увидеть, составив удобную краткую запись, которая нам поможет при решении любой задачи, связанной с масштабами.

Демонстрируется фотография с видом Дербентской крепостиУчащиеся представляют краткую информацию.

            Масштаб карты мы определили, и теперь можем ответить на любой вопрос относительно расстояний между точками на карте.

Ребята, а давайте посмотрим какую б достопримечательность Дагестана можем еще посетить.
Дети предлагают различные варианты 

-А давайте представим, что мы живем вовремя, когда не было не телефонов и не интернета.
У Магомеда бабушка живет в с. Кубачи. И он решил отправить ей поздравление, но вспомнил об этом только в день рождения. Поэтому Магомеду ничего не остается, как воспользоваться голубиной почтой. Скорость найденного почтового голубя 20 км/ч. Давайте определим, в какое время необходимо отправить поздравительное письмо, что бы оно было получено бабушкой в день ее рождения.
Работая над предложенной задачей, выясняем траекторию полета голубя (по прямой); вспоминаем формулу для расчета времени полета; составляем краткую запись, выполнив необходимые измерения по карте. Краткая запись выполняется учащимися самостоятельно, учащийся первым выполнивший правильно краткую запись решает задачу у доски

При ответе на вопрос задачи необходимо обратить внимание детей на необходимость определения самого позднего времени (максимального значения)
Демонстрируется фотография с видом с. КубачиПредставляется краткая информация 

К сожалению, как и на любой карте, на этой карте обозначены не все населенные пункты.
Чиркейская ГЭС одна из самых любимых достопримечательностей туристов ,которые приезжают в Дагестан. И что бы добраться с Каспийск нужно преодолеть путь 79 км. Давайте мы сейчас попробуем нанести ГЭС на карту .
Работая над предложенной задачей, осуществляется в парах, одна пара работает у доски.

  Отрезки Масштаб
Карта х см 1
Местность 79 км 500000


х = 15,8 см

Дети наносят и подписывают его на карте
Демонстрируется фотография с видом Чиркейская ГЭС. Дети, представляют  краткую информацию.

Все предложенные задачи решаются и остаются на доске. После решения задач подводится предварительный итог урока, дети еще раз просматривают решения и отвечают на вопросы:

  • Какое математическое выражение необходимо составить для решения задачи с масштабом?
  • Какие строки должны присутствовать в оформлении краткой записи для задачи на масштаб?
  • Какие столбцы необходимо выделить в краткой записи?
  • Необходимо ли при решении задачи на масштабы учитывать размерность отрезков?
  • Какие данные необходимо иметь, чтобы восстановить масштаб карты?
  • Как составляется пропорция для определения реального расстояния, или расстояния на карте?
  1. Физкульминутка
  2. Решение задач (самостоятельная работа)

В нашей республике  есть одно замечательное место-Бархан Сары-кум.

Демонстрируется фотографий.. Участники представляют краткие сведения.

Наверное после такой интересной истории вам захотелось поехать на Бархан. Давайте посмотрим, как мы сможем это сделать

Детям предлагаются задачи двух уровней (на выбор). Два ученика решают предложенные задачи на сзади доски (что бы остальные учащиеся не видели решения). Учитель дает индивидуальные консультации. После истечения оговоренного времени,ученики меняются тетрадями и  решения на досках демонстрируются,просматриваются всем классом(взаимопроверка). Обсуждаются результаты работы

Задачи:
А) Определить расстояние которое нужно преодолеть по автомобильной дороге, что бы добраться из нашего города до Бархана Сары-кум.

Б) Сколько времени (в минутах) потребуется ученикам нашего класса, что бы добраться до Бархана Сары-кум на автобусе, движущемся со скоростью 60 км/ч

            Так как вы хорошо справились с заданием и верно выполнили все расчеты, на следующей неделе мы отправляемся на Бархан. Кстати по во время экскурсии попробуем проверить насколько теоретические расчеты совпадут с реальным движением.

  1. Итог урока

Я предлагаю вам закончить предложения:

  • Я знаю, что масштаб – это ….
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • теперь я могу…

Как вы считаете, мы достигли целей урока? Тема масштаб применима в жизни?

  1. Домашнее задание 

Мы с вами сегодня не только познакомились с темой масштаб, но и совершили небольшое путешествие по Дагестану. Предлагаю продолжить путешествие в домашних условиях: составьте задачу на тему Масштаб с помощью дагестанской карты и приготовьте небольшую информацию о селах, относящихся к вашей семье, а на следующем уроке мы обменяем наработанную информацию и, обязательно, узнаем о своей малой Родине что-нибудь новое. 

8.Рефлексия. 

Посмотри внимательно на цели, которые мы поставили на сегодняшний урок. Как вы думаете мы их достигли?На доске плакат с изображением горы у вас на столах стикеры. Давайте посмортим удалось ли нам всем подняться на вершину? Может кому-то нужно закрепить знания и сделать последний рывок?

И напоследок я бы хотела, чтобы мы посмотрели ролик о Дагестане.

Спасибо за урок. До свидания!

Методразработка урока на тему урока “Масштаб”