автор: Устименко Викторина Юрьевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №10 п. Щербиновский
«Формированию конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста»
«Формированию конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: Устименко Викторина Юрьевна – воспитатель МБДОУ №10 муниципального образования Щербиновский район поселок Щербиновский
На вопрос, что больше всего любят делать дети, каждый с уверенностью ответит – играть. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В этом возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетно – отобразительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором игр выступает воспитатель.
Создание построек и поделок воспитывает эстетические чувства, формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели.
Ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным материалом. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Ребенок действует с деталями наборов строителя, конструкторов, крупной геометрической мозаики; многократно сравнивает их, отбирает, примеривает, ошибается и исправляет ошибки.
Активно развивается практическое экспериментирование: ребенок ставит кубик на кубик до тех пор, пока башенка не упадет. Эти действия малыш может совершать многократно.
Для успешного овладения конструктивной деятельностью большую роль играет развивающая предметно пространственная среда.
В центр конструктивной деятельности входят:
-Мелкий строительный материал, состоящий из разнообразных форм;
-Крупный напольный строительный материал;
– конструкторы, представляющие собой усложненный строительный материал, отдельные части которого скрепляются;
-Конструктор «Лего»;
– Блоки Дьенеша;
-Геометрическая мозаика;
-Мягкие модули;
-Бросовый материал
-Дидактический материал для обыгрывания построек
Насыщенность среды нашей группы соответствует возрастным особенностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в нашем детском саду.
Всё находиться на уровне роста детей, чтобы они смогли спокойно это взять и перенести с места на место.
Взрослый включается в совместные действия, в игру. Следует содействовать формированию детского партнерства, поощрять игровые объединения, ситуативно-деловое общение и сотрудничество со взрослым.
Введение детей в игровую ситуацию детей на конструктивную деятельность. Эмоциональный настрой у детей, сосредотачивается внимание на необходимости помочь игровому персонажу. Предложенные ситуации способны создать образовательное событие, в них заложены элементы сюжетных игр с достаточно простыми игровыми действиями.
Общение педагога с детьми в процессе обучения должно быть доверительным и выражаться в форме предложений, советов, подсказок, вопросов, похвалы.
Необходимо побуждать детей создавать разнообразные дорожки, простую мебель подумав, какие детали строительного набора для этого нужны.
Детей следует обучать конструированию разнообразных заборчиков, сначала из одной, а позднее из нескольких деталей, чередуя их по форме, высоте, цвету.
Формированию конструктивных навыков и умений способствуют игры «Построй такой же» и «Угадай, что я сейчас построю».
Рассматривание и оценка детских работ проходят в игровой форме: «Много красивых ворот построили ребята. Какие же ворота выберет моя машина? Сашины ворота выбрала. Они красивые. А какие ворота выберет эта машина? Все ворота красивые». Игру можно продолжить, дав детям задание самим провезти машину в ворота.
Необходимо побуждать малышей к самостоятельному конструированию, одобрять конструктивные находки и высказывания, создавать эмоционально-насыщенную атмосферу, способствующую развитию детской творческой активности. В этом помогут веселые песенки и стишки.
Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию. Почаще, хвалите ребенка, радуйтесь вместе с ним, восхищайтесь его постройками.
Конструктивные игры ценны тем, что доставляют большое эмоциональное удовольствие, способствуют развитию ролевой игры, личности ребенка, его индивидуального творческого потенциала.
Основной прием обучения детей третьего года жизни конструированию – рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), и подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы.
Вначале обратите внимание детей на объект в целом (что это такое, какой формы), затем выделите его части и их пространственное расположение по отношению друг к другу; далее выделите детали, из которых построена каждая часть; в заключение обратите внимание ребенка на объект в целом.
Основное внимание следует уделять формированию у малышей сенсорного опыта (различные детали, игрушки, обыгрывающие постройки по величине, форме, цвету, весу, фактуре) и обучению формообразующим способам (накладывать, приставлять, удлинять, надстраивать и пр.).
За счет названия действий, названиями качеств и отношений, характеризующих предметы, действия с ними, их пространственное расположение обогащается словарь ребенка,
Детей также надо приобщать к порядку, учить аккуратно разбирать постройки, складывать, убирать игрушки.
Работа над постройками побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для дальнейшего развития ребенка, для его эмоционального благополучия в детском коллективе.
Ожидаемые результаты к концу года
- У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными деталями конструкторов, обыгрывающим материалом (игрушки).
- Развиваются элементарные конструктивные умения
- Формируются пространственные понятия
- Развивается познавательная деятельность,
- Дети пытаются конструировать самостоятельно.
- Обогащается словарный запас,
- Развивается речевое и игровое общение детей.
- В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно – отобразительная игра.
- Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).
Литература:
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 3-е изд, перераб. и дополн. – М. ТЦ Сфера, 2019.
- Лиштван З.В. Конструирование / З.В. Лиштван. – М., 1981