автор: Устинова Наталья Николаевна
Воспитатель МБДОУ №40 Детский сад “Фиалка ” Города Белово Кемеровской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 40 «Фиалка» города Белово .
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Автор-разработчик:
Устинова Н.Н.
Воспитатель.
г. Белово
2018 год
Актуальность
«Любовь ребенка к людям труда источник человеческой нравственности».
В.А.Сухомлинский.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолога – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей ,прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.).
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
В программе участвуют: дети 6-7 лет
Этапы и сроки реализации
Подготовительный этап: сроки сентябрь – октябрь 2017г
Основной этап: сроки октябрь 2017г – апрель2018г
Обобщающий этап: сроки май 2018г
ЗАНЯТИЕ ПРОВОДИТСЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПО 30 МИН.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
-помочь детям осознать важность необходимость и незаменимость каждой
профессии
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах
техники облегчающей труд человека
-закреплять умения выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления
-воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам
-прививать любовь к труду
-расширять словарный запас
ЦЕЛЬ
– сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий,
предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Создать условия для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе дети должны
-повысить уровень знаний о мире профессий
-сформировать первые профессиональные предпочтения
-получить ориентиры на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях
-узнавать и называть профессию и место работы родителей
-владеть обобщающим понятием «профессия»
-обогатиться словарный запас, коммуникативные навыки
-задумаются, о том кем они будут, когда вырастут
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
-игры
-беседы
-метод непосредственного наблюдения
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Оснащение пед процесса | Использованная литература |
ная работа
но –эстетическое развитие |
Консульта
ции Семинар-практикум: Консультация |
|
*Презентации
«Все профессии нужны, «Профессии» *Альбомы «Профессия библиоте- карь» «Профессия почтальон» «Профессия художник» «Профессия швея» «Профессия космонавт» «Профессия военный» «Профессия пекарь » *Атрибуты к сюжетно-ролевым играм |
*Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
Коломинский Я. Л. *Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. *«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. — М.: Детство-Пресс, 2010. *Детский сад и семья: методика работы с родителями/Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева.-М.:Мозаика-Синтез, 2007. |
Перспективное планирование 2017-2018 учебный год
по теме «В мире профессий»
Дата проведения | 1 неделя | 2неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Сентябрь | Введение в образовательную программу. | Диагностика. Цель: Выявить умения и знания детей по теме «Профессии». | Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
Задачи: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. |
Сюжетно – ролевая игра «Школа» Задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям, усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе. |
||
Октябрь
Библиотекарь |
Тема« Профессия библиотекарь».
Задачи: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря. Активизировать речи детей такие слова библиотекарь, стеллаж, книжные полки; читатели, книги, журналы, иллюстрации; воспитывать положительное отношение и уважение к труду библиотекаря; |
Ремонт книг из книжного уголка.
Задачи: учить детей ремонтировать порванные книги воспитывать интерес к книге, бережное отношение развивать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой. |
Тема: Экскурсия в библиотеку
Задачи: познакомить детей с понятием «Профессия библиотекарь ». показать значение трудовой деятельности в жизни человека; показать значимость библиотеки воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. |
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека »
Задачи: Ознакомить детей с трудом взрослых, работающих в библиотеке. Развитие способности взять на себя какую–то роль. Привлечь мало активных детей. |
||
Ноябрь
Почтальон |
Тема: Знакомство с профессией почтальон.
Задачи: Закрепить представления о необходимости труда взрослых. Активизировать речевую деятельность детей. Совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание. Развивать общую, мелкую моторики пальцев рук. Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Тема: «Экскурсия на почту »
Задачи: Продолжать знакомить с профессиями, познакомить с содержанием труда сотрудников почты, Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых Развивать умение отвечать на вопросы. |
Тема: «Почта глазами детей»
Задачи: Закрепить представления о необходимости труда взрослых. Активизировать речевую деятельность детей. Развивать общую, мелкую моторики пальцев рук. Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Задачи: расширить Представление детей о почте, о труде работников почтового отделения, о значимости этого труда. Формировать представление о труде почтальона. Закрепить умение составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам. Коррекция словаря по теме «Почта». Воспитывать умение Играть, дружно, не ссорясь. |
||
Декабрь
Профессии Художник |
Беседа: «Профессия художник».
Задачи: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать диалог, понимать смысл загадки, составлять небольшой рассказ по картинке с помощью вопросов; Познакомить детей с профессией художника, активизировать словарь детей, воспитывать доброжелательность. |
Тема: «Юные художники».
Задачи: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы. |
Просмотр мультфильма «Петух и краски».
Задачи: Развивать у детей интерес и уважение к профессии художника Воспитывать у детей внимательное отношение к людям на примере животного мира, культуру общения. |
Рисование на тему: «Зимняя картина»
Задачи: Развивать у детей интерес и уважение к профессии, продолжать учить детей рисовать восковыми мелками, воспитывать интерес к результату своего труда. |
||
Январь
Повар |
Каникулы | Экскурсия на кухню детского сада.
Задачи: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде, предметах которые помогают людям при приготовлении пищи.
|
Тема: Лепка из соленого теста «Баранки – бублики».
Задачи: расширять знания и представления детей о профессии повар развивать фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать уважение к людям разных профессий. |
Сюжетно-ролевая игра «ПОВАР».
Задачи: Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуру поведения во время игры, учить самостоятельно, распределять роли использовать в игре предметы заменители. |
||
Февраль
Профессии Военные |
Беседа «Есть такая профессия Родину Защищать»
|
Тема: « Встреча с интересным человеком: рассказ папы о службе в Армии»
Задачи: расширять кругозор детей о службе в армии,о распорядке дня, учениях , боевых действиях. |
Изготовление подарков для пап ко Дню Защитника Отечества.
Задачи: Развивать у детей интерес и уважение к профессии военного, продолжать учить детей пользоваться клеем, ножницами, кистью, воспитывать интерес к результату своего труда. |
Развлечение детей с папами «Наши защитники»
Задачи: продолжать знакомить детей с военными профессиями доставить радость от общения с папами воспитывать смелость, ловкость при выполнении заданий. |
||
Март
Профессии швея Швея |
Тема: «Знакомство с «Профессия – швея». ».
Задачи: Знакомить детей с профессией швеи и ее профессиональными действиями, расширять и систематизировать представления детей о разнообразных видах техники ,облегчающей труд человека . |
Занятие «В стране ремесел»
Задачи: воспитывать уважение к труду взрослых помочь детям осознать важность необходимость и незаменимость каждой профессии. |
Ручной труд «Пришьем пуговицу».
Задачи: учить детей пришивать пуговицы воспитывать любовь к труду швеи, аккуратность при работе с иголкой и ножницами. |
Сюжетно – ролевая игра «Ателье»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе ателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу. |
||
Апрель
Профессии космонавт Космонавт |
Тема ««Покорители космоса». Задачи: Знакомить детей с профессией космонавта и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать уважение к труду космонавтов. |
Тема: «Рисование «Путешествие в космос».
Задачи: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы..Рисовать используя всю площадь листа бумаги . |
Конструирование из бумаги «Ракета». Задачи: учить передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой клеем и ножницами. |
Сюжетно – ролевая Игра «Мы космонавты». Задачи: учить детей распределять роли, выполнять действия согласно договорённости, Учить находить предметы заменители для игры. |
||
Май
Диагностика. |
Беседа : «Все профессии важны, все профессии нужны»
Задачи: выявить знания детей о разных профессиях их важности. |
Сюжетно-ролевая игра «Город мастеров»
Задачи: – помочь создать игровую обстановку; – наладить взаимодействие между ролями, выбранными детьми; – формировать у детей умение играть по собственному замыслу; – формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство активности, ответственности, дружелюбия; – закрепить ранее полученные знания. |
Составление творческих рассказов « Кем я буду, когда вырасту ».
Задачи: учить детей задумываться о том кем они будут, когда вырастут, рассуждать о значимости выбранной профессии. Развивать речь детей. |
Тематический досуг «Кем быть?»
Задачи: выявить знания и умения по теме. |
Список используемой литературы
*Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
Коломинский Я. Л.
*Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: – 2 – е изд., переработана и доп. – М.: Просвещение, 1980.
*«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. — М.: Детство-Пресс, 2010.
*Детский сад и семья: методика работы с родителями/Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М. :Мозаика – Синтез, 2007.
*Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
Коломинский Я. Л.
*Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: – 2 – е изд., переработана и доп. – М.: Просвещение, 1980.
*«Детство»
№ | Название разделов и
тем занятий |
Количество часов | |||||||||
всего | теория | практика | |||||||||
1 | Введение в образовательную программу | 1 | |||||||||
1.1. | Диагностика | 1 | |||||||||
1.2. | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | 1 | |||||||||
1.3. | Сюжетно-ролевая игра «Школа» | 1 | |||||||||
2 | Профессия «Библиотекарь» | ||||||||||
2.1. | Беседа о профессии библиотекарь. | 1 | |||||||||
2.2. | Ремонт книг из книжного уголка . | 1 | |||||||||
2.3. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | |||||||||
2.4. | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» | 1 | |||||||||
3 | Профессия «Почтальон». | ||||||||||
3.1. | Беседа о профессии почтальон. | 1 | |||||||||
3.2. | Экскурсия на почту. | 1 | |||||||||
3.3. | Занятие «Почта глазами детей». | 1 | |||||||||
3.4. | Сюжетно ролевая игра «Почта» | 1 | |||||||||
4 | Профессия «Художник». | ||||||||||
4.1. | Беседа о профессии «художник». | 1 | |||||||||
4.2. | Занятие «Юные художники». | 1 | |||||||||
4.3. | Просмотр мультфильма «Петух и краски». | 1 | |||||||||
4.4. | Рисование «Зимняя картина». | 1 | |||||||||
5 | Профессия «Повар». | ||||||||||
5.1. | Беседа о профессии повар | 1 | |||||||||
5.2 | Экскурсия на кухню | 1 | |||||||||
5.3. | Лепка из соленого теста «Баранки – бублики» | 1 | |||||||||
5.4.
|
Сюжетная ролевая игра «Повар» | 1 | |||||||||
6. | Профессия «Военный» | ||||||||||
6.1. | Беседа «Есть такая профессия Родину защищать». | 1 | |||||||||
6.2. | Встреча с интересным человеком рассказ папы о службе в армии | 1 | |||||||||
6.3. | Изготовление подарков для пап ко дню защитника Отечества | 1 | |||||||||
6.4. | Развлечение детей с папами «Наши защитники». | 1 | |||||||||
7. | Профессия « Швея». | ||||||||||
7.1. | Беседа о профессии швея | 1 | |||||||||
7.2. | Занятие «В стране ремесел» | 1 | |||||||||
7.3. | Ручной труд «Пришьем пуговицу». | 1 | |||||||||
7.4. | Сюжетно – ролевая игра «Ателье». | 1 | |||||||||
8. | Профессия «Космонавт» | ||||||||||
8.1 | Беседа «Покорители космоса». | 1 | |||||||||
8.2 | Рисование «Путешествие в космос». | 1 | |||||||||
8.3. | Конструирование из бумаги «Ракета». | 1 | |||||||||
8.4. | Сюжетно – ролевая игра «Мы космонавты». | 1 | |||||||||
9. | Диагностика | ||||||||||
9.1 | Беседа «Все профессии важны, все профессии нужны» | 1 | |||||||||
9.2 | Сюжетно – ролевая игра «Город мастеров» | 1 | |||||||||
9.3 | Составление творческих рассказов «Кем я буду, когда вырасту». | 1 | |||||||||
9.4. | Тематический досуг «Кем быть?» | 1 |