ФГОС дошкольного образования
Любая деятельность, независимо от того будет она профессиональной или образовательной, базируется на определенных нормах и стандартах. Если речь идет об образовании, с этой целью разработаны федеральные государственные стандарты (ФГОС). То есть, учебный или воспитательный процесс может быть осуществлен, исключительно, с ориентированием на существующие нормы, правила и требования. Перед тем как поставить ребенка на учет для поступления в детсад, каждому родителю необходимо ознакомление c программой обучения, в этом поможет ФГОС дошкольного образования. Что такое ДОУ? Для понимания содержания принятых стандартов для разных ступеней обучения необходимо ознакомиться с каждой из них. Многие люди, сталкиваясь с определением «дошкольное или детское образовательное учреждение (ДОУ)», но, редко ассоциируют его с названием, которое повсеместно распространено среди обывателей – детский сад. ДОУ – специализированное заведение государственного или частного типа, которое предназначено для обеспечения образования и воспитания детей. Помимо этого, детский сад может предоставлять услуги: Реклама 14 Физическое оздоровление; Работа с эмоциональным состоянием ребенка; Специализированное обучение (искусство, спорт и т.д.). ДОУ ФГОС – свод законов, который регламентирует работу учебных заведений дошкольного типа, а именно описывает нормы и правила, на основе которых должны быть разработаны программы обучения и методическая литература. Принятие и реализация данных законодательных актов в корне меняет систему детского образования и ее ориентиры. Речь идет о реформации стандартов, которые были созданы в СССР и полной смене направления учебного и воспитательного процесса, начиная с изначальной идеи его внедрения. Для чего был создан ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обучения был разработан с целью пересмотра принципов, на которых базировалась данная ступень образования. Изначально идеей создания детского сада служила цель предоставления возможности для законных представителей детей (опекунов или родителей) осуществлять профессиональную деятельность. В то время как родители трудились на благо страны, детям предоставлялось: Трехразовое питание; Прогулки на свежем воздухе в рамках территории садика; Дневной сон; Развивающие и увеселительные мероприятия; Соблюдение гигиены. ФГОС в дошкольном образовании базируется на идее получения знаний об обществе и культуре, в ходе игры. В то время как во времена СССР, в основу существования детсада было положено получение знаний, которые в последствие помогут при поступлении в школу. Данные изменения были вызваны внедрением инновационных технологий в каждую из областей жизнедеятельности человека. Речь идет о смене инструментов социализации и необходимости уклона именно на дальнейшее ощущение малыша полноценным членом сообщества, в котором он живет. Нормы стандартизации Дошкольное образование ФГОС включает в себя ряд требований: Наличие структурности программы для ДОУ; Обеспечение условий, сопутствующих реализации разработанных программ; Получение ожидаемых результатов от внедрения изменений в процесс обучения. Помимо прочего, после принятия свода законов исключается проведение мероприятий: Аттестаций (промежуточных или итоговых); Экзаменов; Педагогической оценки с точки зрения психологической пригодности. Можно утверждать, что после принятия стандарт ФГОС ДОУ, произошла смена системы координат, по которой работали воспитатели детских учреждений. Другими словами, внедрение новых стандартов в полной мере отображает народное название «детский сад». Разработка Федерального стандарта обеспечила ряд изменений в программах времен СССР: Отмена уроков счета и письма; Уклона на развитие творчества; Сокращения документооборота; Повышение уровня толерантности родителей и воспитателей; Работа с психоэмоциональным здоровьем детей. Механизм внедрения Если вы хотите понять, что предшествовало реформации и в каком документе утвержден ФГОС дошкольного образования, необходимо ознакомится с историей внедрения новых требований. Разработка и принятие в силу ново стандартизации была произведена несколькими этапами. I этап. Создание группы компетентных экспертов После выхода приказа Министерством Науки о разработке единых норм (в рамках страны) для образования, которое дети получают перед школой, было объявлено создание экспертной группы. Так называемая «комиссия» рассматривала вопросы: Необходимость внесения изменений в существующую программу; Разработка новых принципов и позиций в учебном процессе; Рассмотрение возможных негативных последствий после внедрения новых требований. Состав данной Комиссии включал в себе представителей общественной и культурной деятельности: Мужского пола: Асмолов, Рубцов и Собкин; Женского пола: Скоролупова, Волосовец, Карабанова. II этап. Утверждение законодательной базы Речь идет о рассмотрении приказов и законов, которые впоследствии легли в основу ФГОС для ДОУ: Конвенция ООН, описывающая права детей; Закон, регламентирующий процессы образования в РФ; Конституционные статьи; Программа государственного развития за период с 2013 по 2020 года. III этап. Вступление документа в силу Стоит отметить тот факт, что разработка документации приходится на 2013 год, а действие законодательных актов было утверждено только через год. Стандарты РФ в области образования, которое получает малыш перед поступлением на вторую ступень, были утверждены Советом МинНауки. Задачи документа ФГОС дошкольного образования 2013 ориентирован на разработку новой системы обучения в ДОУ, которая будет базироваться на нескольких ключевых аспектах: Исключение дискриминации при ведении учебного процесса. Что достигается путем разработки единых стандартов и систем обучения детей в любой части страны. Разработка специализированной образовательной среды. В данном случае, рассматривается смена дислокации, с включением в программу посещения культурных мест в виде музеев, выставок и т.д. Ориентация на процессы социализации. Прохождение обучения исключительно в игровой форме. Задачи, которые поставлены перед ФГОС по дошкольному образованию: Возможность полноценного наслаждения детством для любого из воспитанников ДОУ; Получение образования детей, которое основывается на индивидуальных показателях и предпочтениях каждого; Взаимодействие ребенка и взрослого, которое строится на принципах гуманизма и признания личности каждого из участников процесса. Ситуация на 2018 год, складывается таким образом, что множество семей не могут позволить себе определенного уровня жизни для детей ввиду своего материального статуса. Параллельно с этим, большинство родителей не имеют возможности уделять достаточное время ребенку для его дополнительного развития. Также, около 20% детей страдают от врожденных пороков внешности, внутренних органов или мозговой деятельности. Главным плюсом стандарта выступает учет этих особенностей во время проведения учебного процесса. Помимо этого, основываясь на Конвенции прав ребенка, новая программа образования рассматривает детей как полноценных личностей и не допускает ущемление их прав и свобод взрослыми или прочими воспитанниками. Цели и требования Стандарты ФГОС дошкольного образования несут в себе целеполагание: Улучшение социального статуса для первичной ступени обучения. Равные возможности для представителей различных областей РФ в получении высокого уровня образования перед поступлением в школу. Улучшение показателей сформированных программ. Обеспечение наличия общей системы обучения в ДОУ для всей страны. ФГОС в детском саду предполагает наличие требований различных уровней: К составлению, реализации и результатов сформированных образовательных программ; Смена в кадровой политике; Смена дислокации и среды, в которой проходит учебный процесс; Смена условий преподавания; Психологические условия нахождения малышей; Внесение корректив в оплату услуг ДОУ. Важным фактором является наличие требований в качестве обязательного кабинета психологов и консультационных центров, расположенных при детских садах. Помимо прочего, изменения будут достигнуты за счет смены подготовительных мероприятий и курсов для кадрового состава. Изменения стандартов обеспечивает введение проверок эмоционального и психического состояния воспитателя, наряду с его обучением взаимодействовать с детьми, у которых наблюдаются отклонения подобного рода. Что гарантирует документ? Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предоставляется ряд гарантий, направленных на его взаимодействие с взрослыми и улучшение показателей жизнедеятельности малыша. Укрепление психики Прежде всего, стандарт гарантирует уважение личности ребенка взрослыми, что сопутствует укреплению психического и эмоционального состояния. Также делается уклон в сторону физической подготовки и предоставлению должного ухода творческому развитию малышей, в виде дополнительных секций. Изменения в профпригодности Предоставление возможности повышения квалификации и освоение новых навыков для воспитателей детских садов является одним из ключевых факторов, которые легли в основу разработки стандартов. Участие опекунов в первичном обучении После вступления в силу документа, родители или опекуны могут ознакомиться с существующими стандартами федерального образца. ФГОС ДОУ читать можно в интернете в открытом доступе. Другой возможностью для ознакомления с документом является распечатанный экземпляр, который будет предоставлен по вашему требованию в садике. Стандарты предполагают возможность выбора опекуном места прохождения обучения малыша и внесение им предложений о смене программы, в случае наблюдения несоответствий заявленной норме. Требования к детям Ориентируясь на смену принципов процесса обучения для детей в ДОУ, родителям стоит понимать по каким факторам будет осуществляться развитие их чада и какие характеристики должен иметь воспитанник по выходу с учреждения. Таблица 1. Необходимые характеристики воспитанника перед окончанием ДОУ Целевые ориентиры Личностные характеристики малыша Социальные нормы Самостоятельность, любознательность, уверенность в себе, способность выдерживать эмоциональное и физическое напряжение, возможность адаптироваться к различных условиям внешней среды. Психологические Инициативность, способность проявлять волевые усилия, положительный взгляд на жизнь и прочих индивидуумов, терпимость. Творческие Развитие воображения, ассоциативного мышления. То есть, дошкольное образование по ФГОС строится на развитии личностных характеристик малыша, а подготовка к школе происходит с помощью работы над его физическим и психическим здоровьем. А предыдущие стандарты включали только ориентацию на интеллектуальную подготовку ко второй ступени обучения, практически полностью исключая из вида психоэмоциональную составляющую. Преимущества внедрения новых стандартов ФГОС ДО последняя редакция является полной противоположностью стандартов, по которым производилось обучение и воспитание детей в детских садах последние 100 лет. Изменения в стандартах было вызвано необходимостью внесения изменений в процесс социализации ребенка путем обеспечения: Его эмоционального благополучия. Заключается в уважительном отношении и учета потребностей и чувств каждого, а не сосредоточенности на группе в целом. Развития индивидуальной инициативы. Использование современных технологий к развитию принятия самостоятельных решений, самосознания и возможности осуществлять выбор независимо от желаний прочих. Наличия правил взаимодействия. Развитие способностей к коммуникации и положительному мышлению, наряду со способностью ребенка выходить из конфликтных ситуаций.