Автор: Феоктистова Валерия Александровна
учитель технологии Новокузнецк, МБОУ Лицей № 104
Информационная экология
Информационная экология
Статья для родительских собраний и классных часов
Мы живём в эпоху цифрофизации, цыфровые технологии не только нас окружают, а становятся частью нашей жизни. Цифрофизируется не только окружающее нас пространство, но и человек. Фразу – мы то, что мы едим, можно применить не только к потребляемым продуктам, но и к ментальной сфере, мы то, какой контент мы употребляемом. Если вы предложите ребёнку две страницы, одну с весёлыми фото, другую с описанием Полтавской битвы, не нужно даже задумываться, что он выберет. Это связано с экономикой нашего мозга, экономя энергию, он выбирает задачу попроще. Таким образом, наши дети переходят от текстов к образам, от системного мышления и анализа к зрительным образам, где нет аналитического мышления и системного мышления. Изменение системного мышления меняет существенным образом наш мозг. Раньше считалось, что мозг организован локальным способом: разделён на определённые части, каждая из которых отвечает за определённую функцию: зрительную, двигательную, слуховую и тд. Когда человек рождается и до 25 лет в мозге существуют только локальные связи, к 25 годам образуются нейронные связи, которые образуют нейронные сети, которые отвечают за 3 базовые режимы работы. Профессор Маркус Рейчел поведал нам о том, что наш мозг работает в 3 базовых режимах-потребления информации-ЦИС (центральная информационная система), ориентация или сеть выявления значимости, и самый главный режим, когда мозг просчитывает разные ситуации- это, когда мы ничем не заняты и думаем «ни о чём», в этом режиме и случаются инсайты- самые интересные решения. Для того чтобы быть успешным – в учёбе, в работе- нужно уметь концентрировать внимание, ориентироваться в ситуации, думать. Обучаясь, человек, таким образом программирует свой мозг, но в нынешней гиперактивной информационной среде случаются неприятные ситуации. Исследования Эшли Чен показали, что все 3 режима работают только исключая друг друга. В ситуации постоянного потребления контента активна центральная исполнительская сеть, а дефолт система, ответственная за мышление, подавлена, то есть человек не развивается, не мыслит творчески. Как нам рассказала Глория Марк, чтобы дефолт система запустилась, человеку нужно 23 минуты. То есть 23 минуты человек не должен делать ничего, чтобы запустить свою дефолт систему и загрузить в неё интеллектуальные объекты. Дефолт система эволюционно была создана, для того, чтобы мы простраивали взаимоотношения с другими людьми, это главная социальная система. С 1997 года количество экранного времени сравнялось со временем, которое мы использовали для общения лицом к лицу, а с появлением айфонов 2007 г количество экранного времени превысило 8 часов, а общение лицом к лицу составляло менее 2х часов, далее эта ситуация только усиливалась. Сейчас ситуацию можно назвать эпидемией цифрового аутизма. Цифровой аутизм – это состояние, когда молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуютя внутренним миром другого человека, они не видят ценности каждого человека в отдельности. Но и это ещё не всё, если вы проводите в телефоне более 2-3 часов в день резко возрастают суициидальные и депрессивные наклонности, возникает ощущение ненужности, социального напряжения и отчуждённости. Это данные исследований 2018 года на очень больших выборках. Если сравнить людей, которые пользуются и не пользуются телефона, по данным израильских исследований, людей, которые не пользовались смартфонами попросили пользоваться смартфонами, в результате чего выросла социальная настороженность, внутреннее напряжение, агрессия. А теперь про феномен дистального видения. Наша мотивация или постановка целей зависит от того, насколько наш мозг может конструировать образ будущего, насколько можем заглядывать вперёд, думать о нашем будущем, получается, если дефолт система не работает, есть человек не может мотивироваться и ставить перед собой цели. Ещё одно исследование 2013 года, исследовались 3и группы студентов по несколько сотен человек, которые должны были заполнить креативные и мыслительные тесты. 1я группа при заполнении тестов оставляла телефоны в другой комнате, 2ая группа, держали телефоны или в кармане или в сумке, 3я группа клали телефон лицом вниз на стол. Оказалось, что физическое местоположение телефона влияет с одной стороны на объём оперативной памяти и на подвижный интеллект. То есть проще говоря мы глупеем, когда рядом с нами телефон. Кроме этого наблюдается изменения в структуре социального взаимодействия, отсутствие вертикальных систем управления и переход к горизонтальному общению приводит к тому, что мы теряем навыки к обучению и хуже учимся, от этого страдает образовательный процесс, изменения в коммуникациях приводит к цифровому аутизму, приводит к снижению эмоционального интеллекта и цифровой зависимости. Общая установка на гедонизм, на получение удовольствия, при неспособности строить образы будущего, приводит к тому, что люди становятся очень не толерантны к своим провалам, рассчитывают на лёгкий успех, и к сожалению, всё это влияет не очень хорошо на цивилизацию и наше будущее. Можем ли передать когнитивные функции машинам, спрашивает Даниэл Дэннет, и отвечает, да сможем, если мы сможем предотвратить атрофию своих познавательных навыков, что и составляет сейчас главную проблему. Что делать? Ещё в 2007 году Норман Фарб показал, медитация и осознанность позволяет улучшать сети выявления значимости, которая переключает нас между дэфолт системой и ЦИС. Сама ЦИС улучшает свою работу, если вы используете правила цифровой гигиены. И для того, чтобы дэфолт система работа лучше нам необходимо улучшать свои социальные связи и увеличивать количество социальных коммуникаций.