автор:
Фомина Ольга Валерьевна
преподаватель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области Братский политехнический колледж
Веселова Ирина Алексеевна
преподаватель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области Братский политехнический колледж
Деловая программа. МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ.
МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ
В ГБПОУ ИО «БРПК»
В соответствии с требованиями современности на базе любого профессионального образовательного учреждения должен существовать центр содействия трудоустройству выпускников. Братский политехнический колледж не исключение.
Главной задачей деятельности Центра является:
Содействие занятости студентов и эффективное трудоустройство выпускников колледжа, а также исследование конъюнктуры рынка труда и образовательных услуг с позиции совершенствования деятельности колледжа по данному направлению в современных условиях.
Также Центр осуществляет следующие виды деятельности:
– работа со студентами и выпускниками;
-использование социальных сетей для информирования студентов, выпускников и лиц, вернувшихся после службы в рядах РА;
– информирование студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью содействия их трудоустройству;
– организация временной занятости студентов;
– сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников.
Центр осуществляет взаимодействие с:
– органами исполнительной власти, в том числе с органами по труду и занятости населения;
– объединениями работодателей;
– общественными, студенческими и молодежными организациями.
Одним из показателей престижа колледжа является статистика трудоустройства его выпускников. Следовательно, колледж должен отслеживать эту статистику, содействовать выпускникам в трудоустройстве, влиять на трудоустройство выпускников, особенно по тем профессиям и специальностям, которые они считают для себя уникальными и престижными.
Анализируя статистику, можно увидеть, что трудоустройство в колледже происходит неравномерно: на одних профессиях и специальностях имеет место практически стопроцентная занятость по окончании колледжа, а на других нет стабильной возможности прохождения практики во время обучения.
По статистическим данным за 2021 год, общий процент трудоустройства выпускников составил 68%. Процент трудоустройства по профессиям и специальностям, вы видите на экране.
Во время обучения в колледже студенты работают не по специальности и впоследствии редко устраиваются в соответствии с полученной квалификацией. Возникает вопрос-ПОЧЕМУ?
Наблюдается тенденция искать высокооплачиваемую работу в ущерб полученной специальности, квалификации. Как правило, ЭТО ПРОБЛЕМА!!!
Для решения данной проблемы центр использует в своей работе информационные ресурсы – сайт колледжа, а также страница в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ.
Предназначение Центра трудоустройства колледжа состоит в содействии трудоустройству, профессиональному развитию и карьерному росту студентов и выпускников на основе учебно-методического, информационного, научного сопровождения и делового сотрудничества. С целью информирования студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда и максимальной возможности их трудоустройства Центром используются интерактивные (информационные) и традиционные технологии. Так, в течение года, используя контактную информацию соискателей вакантных мест, Центром производится рассылка в сети Интернет вакантных предложений работодателей, сообщение на мобильный телефон. Такая форма позволяет моментально сообщить соискателю имеющуюся в банке данных Центра информацию о вакансиях. При этом, соискатель, как правило, также стремится действовать оперативно.
Так же центр продолжается активное сотрудничество с порталом «Факультетус» – дающим возможность проведения онлайн ярмарок вакансий, прямого взаимодействия соискателей и работодателей.
Центр трудоустройства проводит консультационно-разъяснительную работу по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования на рынке труда. Практикуемые формы работы – индивидуальное, круглые столы с работодателями, проводятся классные часы, такие как («Успешного человека создаёт труд», «Выбирая профессию, выбираем образ жизни», «Путёвка в жизнь»). Классные часы: «Способы поиска работы, грамотное составление резюме», «Первые шаги к успеху» предлагали студентам продумать разные варианты резюме, студенты готовили ответы на самые распространенные вопросы, например: Каковы ваши сильные стороны? Интересы вне работы? Каковы ваши цели в жизни? Как Вы планируете их достичь? На какую зарплату Вы рассчитываете? и множество других мероприятий.
В помощь студентам первокурсникам разработана программа «Конструктор карьеры». Студенты 1 и 2 курса знакомятся с профессиональными стандартами, цифровыми площадками, выстраивают личную горизонтальную и вертикальную карьеру.
Поскольку выпускники при трудоустройстве зачастую сталкиваются с проблемами, обусловленными отсутствием навыков, для них проводятся точечные встречи с работодателями, представителями отдела кадров.
Центр совместно со студентами-выпускниками принимает участие в ярмарках вакансий – масштабных мероприятиях, организованным Центром занятости и Центром содействия трудоустройства Братского политехнического колледжа.
Вся имеющаяся информация о работодателях обязательно доводится до сведения студентов всех отделений колледжа, а также размещается на информационных стендах. В зоне свободного доступа можно найти информацию о фирмах и организациях, которые сотрудничают с колледжем или которым требуются сотрудники. Размещение рекламной информации от работодателей.
Политика сотрудников Центра заключается в том, чтобы принимать активное участие в работе со студентами и поддерживать связь со своими выпускниками, дать выпускникам понять, что и после окончания колледжа они могут обращаться в Центр по вопросам трудоустройства
Как и в любой работе – в работе центра есть свои плюсы и минусы. Достаточно сложно выстраивать отношения с работодателем, который не работает на перспективу, а работает только сегодняшним днем, т.е стихийно.
С другой стороны, хотя предприятия и организации города и заинтересованы в молодых специалистах, но информация от них стихийно и неравномерно распределяется между разными структурными подразделениями колледжа, каждое из которых не относит к своей компетенции помощь студентам в трудоустройстве, а выполняет только информационную функцию. По отношению друг к другу эти подразделения существуют обособленно, нет обмена информацией и взаимодействия по рассматриваемой проблеме. Подобная ситуация в проблеме трудоустройства не решает основных задач, стоящих перед молодыми специалистами, с одной стороны, и работодателями, с другой. Руководители предприятий не знают, куда обратиться в поиске сотрудников и как привлечь к своей производственной деятельности молодых специалистов. При сложной структурной системе колледжа работодатель не понимает, куда ему непосредственно направлять информацию о свободных вакансиях.
Обобщая работу по подготовке молодых специалистов и их трудоустройству, можно отметить, что работа Центра содействия трудоустройству, включающая планирование, прогнозирование, внедрение информационных технологий, разработку документации, а также систему деловых связей – всё это обеспечивает хорошее трудоустройство студентов.