автор: Хмара Людмила Александровна
воспитатель МБДОУ детского сада№3 “Звездочка” г.-к. Анапа
Методическое пособие “Путешествие Колобка по радужной дорожке”
Методическое пособие
«Путешествие по Радужной дорожке»
Автор: Хмара Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ д\с №3 «Звездочка» муниципального образования город – курорт Анапа
Представленное методическое пособие «Путешествие по Радужной дорожке» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет для формирования ознакомления с окружающим миром, экологии, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развития художественно – творческих способностей, формированию элементарных математических представлений.
Основной целью данного пособия является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, его речевых и познавательных способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, формирование мотивации к дальнейшему овладению способами и приемами познания, применению полученных знаний в самостоятельной деятельности. Игровые ситуации: “Времена года”, “Когда это бывает?”, «Что мы видели?»; игровые упражнения: «Разложи по цвету», «Сосчитай, сколько?», «Собери картинку по образцу»; игры-путешествия «Путешествие Колобка по сказкам», «В гостях у смешариков» мотивируют воспитанников на поиск способов решения поставленных задач.
Пособие многофункционально. Представляет собой папку раскладушку, 7 сторон которой соответствую цветам радуги и отображают 7 дней недели. В начале дорожки расположен домик, в котором живет Колобок. С ним то ребята и путешествуют по радужной дорожке. Однако возможно в домик поместить и любого другого персонажа, любимого детьми. Все детали подвижные и съёмные. Благодаря фетровой основе на макете можно располагать необходимый дидактический материал и дети самостоятельно могут менять и дополнять детали в зависимости от поставленных задач. С обратной стороны макета расположены кармашки в виде конвертов, в которых вложен необходимый наглядный материал.
Подбор материала в данном пособии охватывает темы и ситуации общения, отвечающие опыту, интересам, психологическим особенностям детей дошкольного возраста и позволяющие формировать коммуникативные умения в различных видах деятельности. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, количеству, величине, группировать их в множества. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации, позволяют организовать индивидуальную работу с детьми по усвоению им данного материала.
С детьми ежедневно можно проводить индивидуальную работу с помощью следующих дидактических игры: «Помоги Нюше подобрать по цвету посуду (геометрические фигуры, фрукты, овощи, цветы)», «Сосчитай вместе с Копатычем цветы (насекомых, грибы, фрукты и т.д.)», «Расскажи Колобку о днях недели», «Вспомни с Колобком сказку», «Разложи вместе с Крошем картинки по порядку». Все эти игры и многие другие позволяют решать следующие задачи:
Кроме игр, данное пособие способствует развитию наблюдательности. После прогулки можно вспомнить с детьми «Что мы видели?» и поместить соответствующий материал. Можно провести с детьми беседу, например «Любимое комнатное растение» или поиграть в подвижную игру – «Светофор».
Примерное планирование на неделю
Понедельник – «В гостях у Красной шапочки». Красное яблоко на зелёной ветке, Красная смородина яблони соседка, Красная рябина, красная малина! Всё на свете красное – самое прекрасное! М. Янушкевич.
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные предметы», “Найди и назови все красное”.
Подвижные игры: «Красная ленточка».
Упражнения на дыхание: «Красный шарик».
Беседа « Что бывает красным?»
Решение проблемной ситуации: « Что будет, если не станет красного цвета?»
Просмотр мультфильма « Красная шапочка».
Отгадывание «красных» загадок.
Конструирование «Красные башенки».
Заучивание стихотворения С.Михлкова
«Если цвет зажегся красный,
Значит двигаться опасно»
Вторник – «Лиса – во всем лесу краса».
Сказки с Лисичкой – сестричкой.
Подвижная игра «Далеко-близко»
Дидактические игры «Что бывает оранжевым?», «Сосчитай апельсины».
Опыт «Цветная вода» – познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, непрозрачная, как можно воду окрасить в оранжевый цвет), делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одного цвета.
Отгадывание «оранжевых» загадок.
Среда – «Солнце и репа – желтого цвета».
Жёлтый — самый яркий цвет! Словно солнце, первоцвет, Ярко-жёлтая кувшинка и в ромашке — серединка В. Черняева.
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Желтый», “Найди и назови все желтое”, «Найди желтый цвет на одежде друга».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики» – развивать умение включаться в игровые действия.
Вспомним сказку «Репка» – упражнять в порядковом счете.
Отгадывание «желтых» загадок.
ФЭМП: дидактическая игра «Сложи узор» -желтый коврик»
Заучивание стихотворения «Солнечный зайчик»
Чтение «Сказочка про ясное Солнышко». Тамара Маршалова
Четверг – «Путешествие Колобка по лесу».
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий.
Дидактическая игра: «Давайте познакомимся – Я зеленый».
Беседа «Комнатные растения».
Чтение стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок».
Просмотр презентаций: «Что зелёное вокруг?».
Отгадывание «зеленых» загадок.
Прослушивание фонограммы «Звуки природы».
Дидактическая игра :”Найди и назови все зеленое”.
Подвижная игра «Огуречик, огуречик…»
Сказка «Царевна – лягушка»
Пятница – « Веселый Крош».
Дидактические игры: “Найди и назови все голубое», «Каждый предмет на свое место».
Беседа: « Где можно встретить воду?»
Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
Просмотр презентаций: «Голубая планета»
Чтение стихотворений: А. Маркова «В какой из многочисленных цветов окрашено всё небо над тобою?»
Отгадывание «голубых» загадок.
Подвижные игры: «Тишина у пруда»
Суббота – «Встреча с Карычем».
Синее небо над синей рекой,
Синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом
Синие волны – родной его дом!
М. Янушкевич
Дидактические игры: “Найди и назови все синее”, «Давайте познакомимся – Я Синий», «Каждый предмет на свое место».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны».
Отгадывание «синих» загадок.
Подвижные игры: «Иди по синей дорожке, найдешь синие сапожки»
Воскресенье – «Опыты вместе с Совуньей».
Дидактические игры: “Найди и назови все фиолетовое”, «Давайте познакомимся – Я фиолетовая Фиалка», «Каждый предмет на свое место» Беседа: « Где можно встретить фиалку?».
Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
Отгадывание «фиолетовых» загадок.
Таким образом, многофункциональное методическое пособие «Путешествие по радужной дорожке» позволяет решить множество задач:
- Закрепить знание цветового спектра у детей дошкольного возраста.
- Научить различать теплые и холодные тона.
- Различать предметы по цвету, форме, величине и количеству.
- Развивать восприятие, внимание, мышление, речь.
- Разучивать наизусть стихи и загадки, рассказывать сказки.
- Решать логические задачи.
- Закреплять знания об окружающем мире.
- Учить ориентироваться во времени.
- Формировать умение ориентироваться на плоскости.
Применение данного дидактического пособия поможет обеспечить качество реализации программы ДОУ, возможность индивидуализации обучения, организацию учебной деятельности с широким использованием современных педагогических технологий по развитию детей дошкольного возраста.
Осеннее путешествие Колобка
Цель. Закрепить особенности данного времени года. Вспомнить какие плоды растут в саду, на огороде, как человек готовится к встрече холодов. Закрепить названия домашних животных, их детенышей. Вспомнить как дикие животные готовятся к зиме.
-Ребята, вот и закончилась летняя пора, наступило какое время года? (Ответы детей). Правильно, осень. Что же происходит в это время года? (Ответы детей). Верно: листья начинают желтеть, чаще идут дожди, становится холоднее. Вы хотите узнать как люди в деревне и животные готовятся к холодам? Я предлагаю отправится в путешествие. Вы согласны? Но кто нас будет сопровождать в этом путешествии? Отгадайте загадку.
-Правильно, Колобок.
-Но, чтобы нам все успеть увидеть, мы с вами будем проводить экскурсии по дням.
Вот первый день недели. Колобок катился по цветной недельке и попал на красный цвет. Это первый день недели – понедельник. Посмотрите, кто нам будет проводить экскурсию? (Ответы детей). Верно, Копатыч. Колобок с Копатычем давние друзья. Копатыч говорит, что осенью во всех садах и на полях собирают урожай. Он просит и нас помочь собрать урожай и разложить все фрукты и овощи по цвету к радужной дорожке.
Дети играют в игры «Собери урожай по цвету»,
– Колобок на следующий день, а какой это день недели после понедельника? (Ответы детей). Правильно, вторник. Он обозначен каким цветом?. (Ответы детей). Верно, оранжевым. Колобок приглашает нас посетить экскурсию, которую будет проводить Бараш.
Бараш спрашивает: «Кто заботиться о животных в деревне? (Ответы детей). Верно, люди. Люди пасут скот, чистят клетки, хлев, доят коров, лечат животных. А на зиму заготавливают для животных сено, корма, зерно. Игра «Четвертый лишний». Дети классифицируют животных по заданным признакам ( Птицы, звери, копытные). Игра в ассоциации «Какое животное чем полезно». Дети получают карточки и находят себе пару.
Следующая наша экскурсия будет проходить на следующий день. Кто знает как он называется? (Ответы детей). Правильно, это среда. Обозначен этот день у нас желтым цветом.
Посмотрите, Колобок нас знакомит еще с одним своим другом. Это же Лосяш. Он очень любит грибы, употребляет в пищу даже мухоморы. Но людям нельзя собирать все грибы подряд, среди них есть ядовитые, которыми можно отравиться. На желтом фетре расположены грибы, надо среди них найти ядовитые. А еще Лосяш предлагает поиграть в подвижную игру « Собери грибы в корзинку». Собирать можно только съедобные грибы. Дети делятся на две команды. Выигрывает команда, собравшая больше грибов.
– Колобок вместе с нами попадает на зеленый цвет. Кто подскажет какой это день недели, если вчера была среда. (Ответы детей). Верно, четверг. Нас встречает Ежик. Ежи собирают осенние листья для нор. В листьях они спят всю зиму. Ежик хочет узнать умеете ли вы различать листья деревьев.
Подвижная игра «К своему дереву беги». (Детям раздаются листочки разной формы. По сигналу воспитателя дети находят свое дерево и называют его).
– Ребята, посчитайте, на каком по счету дне мы очутились. (Ответы). Правильно, на пятом. Как называется пятый день недели?. (Ответы). Конечно, это пятница. Обозначен этот день Голубым цветом. А вот эту экскурсию будет проводить Крош. Он лучше всех знаком с обитателями леса. И знает, кто как к холодам готовится. А вы знаете? Вот Крош сейчас и проверит. Игра «Кто как к зиме готовится?».
– Все молодцы, справились с заданием. А кто знает какие еще дни недели остались?. Правильно, это суббота. Этот день обозначен синим цветом.
Карыч нас встречает и предлагает отобрать все карточки с перелетными птицами.
– Вот наступил и последний день нашего путешествия. (Ответы детей). Верно, это воскресенье. Обозначен этот день фиолетовым цветом. Совунья предлагает нам нарисовать то, как мы представляем себе осень. Это может быть «Сбор урожая», «Запасы зверей», «Стая перелетных птиц», «Разноцветные листики», «Дождик».
Понравилось вам осенне путешествие? А что именно вам понравилось? Теперь вы знаете, что работы в деревне и в лесу очень много. И все надо успеть до холодов.
Дидактические игры
Игра «Разноцветная неделя».
Цель: закрепить с детьми название дней недели, цвета.
Задачи: формировать понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Уметь соотносить цвета с днями недели.
Ход игры.
-Посмотрите, ребята, какая интересная цветная дорожка. А возле нее домик. Интересно, кто в нем живет? А отгадать нам поможет загадка.
Круглолиц, без рук, без ног,
Он из сказки…(Колобок).
– Правильно, это Колобок. Он нам поможет путешествовать по цветной дорожке. Цветная дорожка – это неделя.
Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, что такое неделя. (Ответы детей).
Загадывает загадку:
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний. (Дни недели)
Объясняет детям, что каждая неделя состоит из 7 дней. Пять из них – рабочие дни, в эти дни взрослые ходят на работу, а дети – в детский сад. Порядок этих дней недели очень легко запомнить:
Понедельник – первый день.
Вторник – второй день.
Среда – средний день, середина рабочей недели.
Четверг – четвертый день.
Пятница – пятый день.
Два оставшиеся дня – это выходные дни. Они называются суббота и воскресенье.
После воскресенья наступает понедельник, и неделя начинается сначала. 4 полные недели составляют месяц.
– Чтобы легко запомнить дни недели, мы будем соотносить их с цветами радуги. Кто знает сколько цветов у радуги? (Ответы детей). А сколько дней в неделе? (Ответы детей). Верно. В неделе и в радуге присутствует число семь. Первый день недели «Понедельник» называется так, потому что он первый отрывает неделю и будет обозначен первым цветом радуги – красным. Второй день «Вторник» – оранжевым. Третий день находится как бы посередине недели и он называется «Среда» – обозначен желтым цветом. Четвертый день «Четверг» – обозначен зеленым цветом. Пятый день «Пятница» – обозначен голубым цветом, Шестой день «Суббота» – синим цветом. Седьмой день «Воскресенье» – фиолетовым цветом. А чтобы нам не ошибиться какой сегодня день Колобок будет с нами путешествовать по дням недели. А мы будем выставлять картинки «Что видели?», «Какая сегодня погода?», «Какое событие (праздник) было сегодня в детском саду?»
Игровое упражнение «Сегодня, завтра, послезавтра».
Предложить ребенку решить задачки: Если сегодня вторник, то какой день недели был вчера? Если сегодня воскресенье, то какой день недели будет послезавтра? Если сегодня понедельник, то какой день недели будет завтра? Если сегодня пятница, то какой день недели был позавчера? Какой день недели стоит между понедельником и средой?
Игра «Понедельник» – красный цвет
Задачи: закреплять название первого дня недели, названия овощей и фруктов, счет. Уточнить, что бывает красного цвета.
Вариант 1.Воспитатель: «В первый день недели мы отмечаем красный цвет. Ребята, а что бывает красного цвета? (Помидор, яблоко, перец, божья коровка, роза). Предлагаю разделить все предметы по группам: фрукты, овощи, насекомые, цветы.
Вариант 2.Копатыч собрал в одну корзину весь урожай. А сейчас на зиму решил соленья да варенье закатать. И забыл, какой плод для варенья, какой для соленья подходит. Поможете ему ребята? Сосчитайте, сколько фруктов, а сколько овощей собрал Копатыч.
Игра «Вторник – день оранжевый.
Задачи: закреплять название второго дня недели, названия овощей и фруктов, счет. Уточнить, что бывает оранжевого цвета.
Вариант 1.Воспитатель: «Во втрой день недели мы отмечаем оранжевый цвет. Ребята, а что бывает оранжевого цвета? (Апельсин, мандарин, морковь, лист, бабочка).
– Предлагаю разделить все предметы по группам: фрукты, овощи, насекомые, цветы.
Игровое упражнение «Сосчитай апельсины».
Опыт «Цветная вода» – познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, непрозрачная, как можно воду окрасить в оранжевый цвет), делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одного цвета.
Отгадывание «оранжевых» загадок.
Игра «Среда-желтый день»
Вариант 1.Воспитатель: «В третий день недели мы отмечаем желтый цвет. Ребята, а что бывает желтого цвета? (Перец, банан, дыня, яблоко, божья коровка, роза, тюльпан,).
«Солнце и репа – желтого цвета».
Жёлтый — самый яркий цвет! Словно солнце, первоцвет, Ярко-жёлтая кувшинка и в ромашке — серединка В. Черняева.
Игровые упражнения “Найди и назови все желтое”, «Найди желтый цвет на одежде друга».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики» – развивать умение включаться в игровые действия.
Игровое упражнение «Сосчитай сказочных героев».
Вспомним сказку «Репка»
Задача: вспомнить последовательность появления сказочных героев, упражнять в порядковом счете.
Отгадывание «желтых» загадок.
ФЭМП: дидактическая игра «Сложи узор» -желтый коврик»
Заучивание стихотворения «Солнечный зайчик»
Чтение «Сказочка про ясное Солнышко». Тамара Маршалова
Игра «Четверг – зеленый цвет»
Четверг – «Путешествие Колобка по лесу».
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий.
Дидактическая игра: «Давайте познакомимся – Я зеленый».
Беседа «Комнатные растения».
Чтение стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок».
Просмотр презентаций: «Что зелёное вокруг?».
Отгадывание «зеленых» загадок.
Прослушивание фонограммы «Звуки природы».
Дидактическая игра : “Найди и назови все зеленое”.
Подвижная игра «Огуречик, огуречик…»
Сказка «Царевна – лягушка»
Игра «Пятница-голубой цвет»
Дидактические игры: “Найди и назови все голубое», «Каждый предмет на свое место».
Беседа: « Где можно встретить воду?»
Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
Просмотр презентаций: «Голубая планета»
Чтение стихотворений: А. Маркова «В какой из многочисленных цветов окрашено всё небо над тобою?»
Отгадывание «голубых» загадок.
Подвижные игры: «Тишина у пруда»
Игра «Суббота – синий цвет»
Синее небо над синей рекой,
Синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом
Синие волны – родной его дом!
М. Янушкевич
Дидактические игры: “Найди и назови все синее”, «Давайте познакомимся – Я Синий», «Каждый предмет на свое место».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны».
Отгадывание «синих» загадок.
Подвижные игры: «Иди по синей дорожке, найдешь синие сапожки»
Игра «Воскресенье –фиолетовый цвет»
Дидактические игры: “Найди и назови все фиолетовое”, «Давайте познакомимся – Я фиолетовая Фиалка», «Каждый предмет на свое место» Беседа: « Где можно встретить фиалку?».
Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
Отгадывание «фиолетовых» загадок.
Календарь природы
Ребята, а вы знаете, что такое погода? А какая она бывает? (ответы: пасмурная, ясная, солнечная, дождливая). Верно. Но как мы можем отобразить погоду? (Ответ: нарисовать). Тоже верно. А я предлагаю вам вести календарь погоды. Мы будем отмечать карточками какая погода.
-А еще во время прогулки кого мы можем увидеть? Ответы детей. Да, мы можем увидеть насекомых, птичек. Можем понаблюдать за листопадом. Я предлагаю все, что вы увидите отображать в календаре природы. Каждый день отмечен определенным цветом, так вам легче будет запоминать какой сегодня день недели. А поможет нам Колобок. Он будет вместе с нами путешествовать по цветной недельке. А в конце недели мы увидим с вами какая была погода, что мы видели, научимся сравнивать погоду в разные дни.
Игра «Литературная викторина»
Задачи: Вспомнить литературного героя или героя мультфильма, носящего красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвет.
– Ребята, вспомните, у кто из героев сказки носил красные сапоги. (Ответ: «Кот в сапогах»). А у кого красная шапочка? (Ответы детей: «Красная шапочка»).
– Кто из героев сказок имеет оранжевый окрас? (Ответы детей). Верно,Лиса. Назовите сказки, в которых присутствует эта героиня. («Кот и Лиса», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и Заяц», «Кот, Лиса и Петух», «Лисичка-сестричка и Серый Волк».
-Кто вспомнит героя сказок, носящего желтый цвет? (Ответы детей: Колобок, Солнышко, Утенок Тим, Цыпленок). А из каких они сказок? («У солнышка в гостях», «Утенок Тим», «Колобок», «Цыпленок и Утенок»).
– Ребята, а кто из героев носит зеленый окрас? (Ответы детей: Крокодил Гена, Царевна-лягушка).
– Кто вспомнит героя, носящего голубой цвет. (Ответы детей: Незнайка, у него шляпа голубая. Крош голубого цвета).
– А кто носит синий цвета? (Ответы детей: Дори из мультфильма «В поисках Немо», Водяной из мультфильма «Летучий корабль»)
– Кто из героев носит фиолетовый цвет? (Ответы детей: Фея-Фиалка, Совунья)
Колобок предлагает раскрасить героев этих сказок. (Дети раскрашивают раскраски).
Дидактическая игра «Матрешки»
Задачи: расширять у детей представления о цвете, величине и количестве предметов; расширять словарный запас детей.
Ход игры:
Воспитатель предлагает полюбоваться матрешками. Просит расположить их по размеру от большой до маленькой, посчитать их.
Игровое упражнение «Найди для матрешки свою цветную дорожку»
Ребёнок соотносит матрешку определенного цвета с цветом.