автор: Хромова Анна Петровна

Учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №9 имени Г.А. Архипова” ГО Верхняя Пышма

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК «Шаги к успеху»

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Г.А. Архипова»

ПРОГРАММА

НАСТАВНИЧЕСТВА

«Шаги к успеху»

на 2022-2024 год

Программу разработал

учитель начальных классов

Хромова Анна Петровна

Составитель:

Хромова Анна Петровна – учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ №9» ГО Верхняя Пышма. 

Программа наставничества МАОУ «СОШ №9» отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Структура программы

  1. Введение и актуальность программы наставничества как компонента образовательной деятельности в образовательной организации……………………………………………………………………4
  2. Цель и задачи программы наставничества………………………………….5
  3. Индивидуальный план развития ребенка (план конкретных мероприятий направленных на решение задачи)…………………………………………6
  4. Диагностика сильных и слабых сторон ребенка (2-3 методики)…………..9
  5. Программа психологической поддержки ребенка  на разных этапах конкурса (дистанционный и очный)………………………………………..11
  6. Результаты (имеющиеся и предполагаемые)………………………………12
  7. Список используемых ресурсов…………………………………………….13

 

  1. Актуальность программы наставничества как компонента образовательной деятельности в образовательной организации
  2. Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри МАОУ «СОШ № 9», как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей, позволяющих успешно ориентироваться в быстро меняющихся требованиях окружающего мира. 
  3. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Наставник имеет особое значение в процессе формирования личности учащегося. Это представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от наставника к наставляемому.

Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь  участников взаимодействия: доверительная беседа, консультации различного характера (как психологические, так и предметные), психологическая поддержка в сложные для наставляемого моменты (до, во время и после конкурсов, олимпиад, соревнований), совместное участие в мероприятиях, направленных на формирование стойкой жизненной позиции (вебинары, проектная деятельность).

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач в работе с одаренными детьми.

 

 

 

  1. Цель и задачи программы наставничества

Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:

– низкий процент обучающихся, которые знают, как правильно реализовать свои способности;

– неумение обучающихся быстро адаптироваться в новых условиях;

– низкий процент сформированности умения переносить имеющиеся знания, умения и навыки на новые объекты деятельности.

Поэтому цель программы наставничества – максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого (обучающегося), необходимое для успешной личной самореализации, создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, разносторонняя поддержка обучающегося в новых условиях обучения.

Программа наставничества способствует решению следующих задач:

– помощь в раскрытии и оценке личного, творческого и профессионального потенциала обучающегося;

– подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире; 

– развитие лидерских  навыков и метакомпетенций.

 

  1. Индивидуальный план развития ребенка 

 

Ваша долгосрочная цель (4 года)

Опишите долгосрочную цель.

Что хотите создать? Кем стать?

Какое влияние оказать?

Помощь обучающемуся в реализации своего потенциала посредством подготовки к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня; 

создание личности, готовой к решению проблем путём использования знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.

Мотивация долгосрочной цели

Почему это важно для вас?

Невозможно подготовить ребёнка ко всему, с чем ему предстоит столкнуться во «взрослом мире», но важно научить его использовать свой потенциал для решения различного рода задач/проблем.
Цель 1

Цель развития на программу наставничества? 

Над чем ребенок может поработать с наставником? Убедитесь, что цель развития подразумевает работу ребенка над собой, а не только достижение внешних результатов. 

Формулировка цели: методическое сопровождение в процессе учебной и внеурочной деятельности
Индикаторы: как поймете, что цель достигнута?
1 Положительная динамика в учебной и внеурочной деятельности
2 Поддержание познавательного интереса на должном уровне
3 Статусы «призёра» и «победителя» в мероприятиях различного уровня
4 Желание ребёнка не останавливаться на достигнутом
Действия по достижению цели

Что планируете делать (конкретные шаги) для достижения цели ребенка.

1 Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; конкурсы
2 Консультирование по возникающим проблемам
3 Вовлечение в дискуссии, беседы на уроках и на классных часах
4 Вовлечение в игры, состязания, турниры
Цель 2

Цель развития на программу наставничества? 

Над чем ребенок может поработать с наставником? Убедитесь, что цель развития подразумевает работу ребенка над собой, а не только достижение внешних результатов.

Формулировка цели: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Индикаторы: как поймете, что цель достигнута?
1 Умение ребёнка адаптироваться к новым условиям образовательной среды
2 Умение ребёнка правильно распределять свои силы при работе с задачами разной сложности
3 Умение ребёнка анализировать ситуации «успеха» и «неуспешности», делать выводы и строить/корректировать дальнейшую работу
4 Умение ребёнка преодолевать кризисные моменты
Действия по достижению цели

Что планируете делать (конкретные шаги) для достижения цели ребенка.

1 Совместное участие в вебинарах психологической грамотности для подростков
2 Совместное участие в тренингах-интенсивах «Навыки 21 века»
3 Консультирование ребёнка на разных этапах конкурсов, олимпиад
4 Совместная работа по формированию  навыков ставить конкретные цели, планированию своей деятельности
5 Консультирование родителей по вопросам предупреждения нервно-психического переутомления 
Цель 3

Цель развития на программу наставничества? 

Над чем ребенок может поработать с наставником? Убедитесь, что цель развития подразумевает работу ребенка над собой, а не только достижение внешних результатов.

Формулировка цели: развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения
Индикаторы: как поймете, что цель достигнута?
1 Активное участие ребёнка во внеклассных и внеурочных мероприятиях (согласно его интересам и желаниям)
2 Сформированность умения самостоятельно добывать знания, необходимые для решения конкретных задач 
3 Сформированность уровня культуры межличностных отношений
4 Умение находить выход из сложных ситуаций путём применения знаний, умений и навыков, полученных в процессе учебной деятельности, а также из личного опыта
Действия по достижению цели

Что планируете делать (конкретные шаги) для достижения цели ребенка.

1 Включение обучающихся в коллективно-творческие дела класса
2 Включение обучающихся в систему дополнительного образования (по интересам)
3 Индивидуальные занятия с ребёнком
4 Совместное составление краткосрочных и долгосрочных проектов на различную тематику

 

  1. Диагностика сильных и слабых сторон ребенка

Методика №1. Тест на личную эффективность.

Личная эффективность – это умение делать больше и лучше, при этом затрачивая меньше времени, сил и нервов на свою повседневную работу.  Повышая личную эффективность, можно ускорить свой карьерный рост и превратить ежедневную работу в праздник. Данная методика призвана показать сильные и слабые стороны. 

Результат: ПОДДЕРЖКА. Вы капитан. Для вас не так важны личные достижения, главное чтобы работа была сделана максимально эффективно, следуя четкому плану. Вы обходительный, почтительный, терпеливый и сопереживающий человек.

 

Методика №2. Тест на определение типа личности по MBTI (основан на трудах Карла Юнга, Дэвида Керси и Изабель Бриггс-Майерс).

Тестирование MBTI проводится по методике самоотчёта: опросник, в котором испытуемый самостоятельно заполняет опросную форму — выбирает один из двух ответов на каждый вопрос. С помощью тестирования MBTI выпускники средних школ могут не только установить сильные и слабые стороны своего характера, но и определиться с выбором будущей профессии.

Результат: Тип личности ENTJ (довольно редкий, лишь 3% населения могут отнести себя к этому типу) — харизматичные, рациональные и умные люди. Не существует другого типа личности, который бы с такой же легкостью вдохновлял и вел за собой людей. У ENTJ мышление аналитического склада. Они легко улавливают суть любой проблемы, быстро просчитывают и вычисляют наиболее оптимальные пути решения той или иной задачи. При необходимости легко обучаются, но всем знаниям стремятся найти практическое применение.

Люди, принадлежащие к этому типу не боятся испытаний или трудностей, они твердо верят, что могут добиться всего, лишь бы было достаточно времени и ресурсов. Чаще всего эта уверенность впоследствии является самореализующимся предсказанием. Там, где другие типы личности сдадутся и возьмутся за другой проект, ENTJ продолжат прокладывать путь вперед и достигают впечатляющих результатов только благодаря их усилию воли. 

ENTJ-личности отличные стратеги и не имеют никаких трудностей в создании сложных долгосрочных планов, которые они затем выполняют решительно и точно. Их обаяние и уверенность могут действительно сиять в деловом мире. Люди, принадлежащие к этому типу, также имеют тенденцию быть очень властными и убедительными, когда дело доходит до споров или переговоров. Это может обернуться и против ENTJ-личностей, но в основном их противник сдается под напором силы воли и непреклонной веры ENTJ в свои доводы.

ENTJ очень энергичны и обладают отличными навыками общения. Им по-настоящему нравится общаться с другими людьми и уважают тех, кто не уступает им особенно в интеллектуальных дискуссиях. У ENTJ не возникает проблем с признанием чужих талантов и такие случаи должны происходить как можно чаще, иначе уверенность ENTJ-личностей может легко превратиться в высокомерие, если ее не держать под контролем.

При этом ENTJ требуется поддержка других людей для того, чтобы быть по-настоящему эффективными. Они великие лидеры, но даже самый блестящий ум не может сделать все сам по себе. Это утверждение особенно верно для ENTJ-личностей, чья уверенность в себе зависит от реакции, которую они получают от их «аудитории».  

 

  1. Программа психологической поддержки ребенка  на разных этапах конкурса (дистанционный и очный).

На дистанционном этапе:

– психологическое консультирование, помогающее ребёнку в его самопознании, адекватной самооценке, формировании ценностно-мотивационной сферы; 

– помощь в преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию;

напоминание ребёнку о его способностях, возможностях и положительных сторонах;

– слова поддержки и одобрения, похвала (даже за незначительные успехи).

 

На очном этапе: 

создание у ребёнка установок «Ты можешь это сделать», «Неудача ни в коей мере не умаляет твоих личных достоинств»;

подбадривание ребёнка (в том числе использование уместного юмора, способного разрядить обстановку и создать у ребёнка чувство психологического комфорта);

выражение удовольствие от того, что делает ребёнок (выступает как дополнительный стимул продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха).

 

  1. Результаты

Планируемые:

  • поддержание успеваемости на высоком уровне; 
  • снижение уровня стресса или апатии посредством вовлечения обучающегося в различные мероприятия;
  • повышение творческого потенциала обучающегося;
  • количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
  • повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
  • формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.

 

 

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК «Шаги к успеху»