автор: Цветкова Елена Владимировна
педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Центр “Луч”
«Влияние логических игр на интеллектуальное развитие младших школьников»
Управление образования администрации Елизовского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»
г. Елизово, пер Тимирязевский, 9.
Обобщение опыта по теме:
«Влияние логических игр на интеллектуальное развитие младших школьников»
Выполнила: Цветкова Е.В.,
педагог дополнительного образования
г. Елизово,
2018г
Содержание
- Информация об опыте……………………………….. 3
- Технология опыта…………………………………….. 9
- Результативность опыта………………………………15
- Библиографический список………………………….. 17
- Приложения
- УМК под редакцией Мищенковой Л.В.
- Примеры заданий
- Примерные задания для каждой возрастной группы
- Конкурсные задания
- Грамоты и дипломы победителей и призеров
- Результаты анкетирования
«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты,
музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы,
не закрылся перед ребенком классной дверью»
Сухомлинский
- Информация об опыте.
1.1.Тема опыта.
В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль образовательных организаций в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны. Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти.
Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты XIX века (Ф.И. Буслаев, В.Г.Белинский, Л.И.Поливанов, Д.И. Тихомиров и др.) в своих трудах писали об огромном развивающем значении родного языка как школьного учебного предмета.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
1.2. Условия становления опыта.
Имея богатый педагогический опыт работы с детьми раннего возраста, а затем и младшими школьниками, пришла к выводу, что большинство родителей, решая свои проблемы, приводят неподготовленных к учебной деятельности, не умеющих ни только писать и читать, но и не умеющих держать карандаш детей. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому одной из задач дополнительной общеразвивающей программы «Гимнастика для ума» явилось развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Ведь для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
1.3.Актуальность опыта.
Проведение регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у обучающихся происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижает тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения.
Развитие интеллектуальных способностей по программе «Гимнастика для ума» имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимание и память помогает лучше анализировать и глубже понимать изучаемые на уроках русского языка правила.
Систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения. Без развития воображения нет мыслительной деятельности. Ни для кого не секрет, что воображение строится из элементов, взятых из реальной действительности, и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия приобретенного опыта. Это невозможно сделать, если развить воображение без учета эмоциональной сферы. Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр с целью интеллектуального развития младших школьников является одной из важнейших задач дополнительной общеразвивающей программы «Гимнастика для ума».
В современной российской школе знания осваиваются преимущественно вербально, и процесс обучения чаще всего не вызывает интереса у школьников. Поэтому передо мной встал вопрос: как сделать, чтобы эти знания воспринимались эффективно на личностном уровне?
Приоритетными педагогическими технологиями в моей работе являются:
- личностно-ориентированный подход;
- технология сотрудничества и развивающего обучения;
- проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;
- технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;
- информационные системы и технологии.
В процессе работы с группой обозначаются противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.
Можно выделить противоречие между общим снижением интеллекта учащихся и требованием общества – развитие интеллектуально- развитой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Таким образом, оптимизация интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения русскому языку происходит путём обогащения содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на занятиях по дополнительной общеразвивающей программы «Гимнастика для ума». При этом создаваемые педагогические условия не форсируют раннее обучения детей, не ведут к увеличению объёма учебного материала, а лишь в максимальной степени используют те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладения ими основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.
1.4. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, потенциальных возможностей учащихся. «Все дети способны» – такова ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе по дополнительной общеразвивающей программы «Гимнастика для ума»
1.5. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период, когда группа учащихся – выпускников Школы эстетического воспитания перешла учиться в школу по
учебникам комплекта «Школа России». Ведущей идеей УМК «Школа России» является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе.
1.6. Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта – единая система «интеграция общего и дополнительного образования». Опыт тесно взаимосвязан со школьным процессом в целом и дополнительным образованием.
1.7.Теоретическая база опыта.
Данный опыт можно обозначить как репродуктивный, так как этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Цель его – активизировать интеллектуальные способности младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.
В основе педагогического опыта лежат идеи П.Я.Гальперина, И.С.Якиманской, Ш.А.Амонашвили, Н.Ф.Виноградовой, Занкова Л.В.
Л.С. Выготского, И.Ф. Исаева, В.А.Сластенина.
Особое внимание было обращено на методику Мищенковой Л.В., которая основана на обучения русскому языку с применением средств субъективизации – качественно новым уровнем участия школьника в организации и осуществлении учебного процесса, предусматривающим его прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов занятия.
Дополнительная общеразвивающая программа «Гимнастика для ума» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка в школе, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей обучающихся, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- Работа над темой занятия.
- «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой – отвлеченный, а также проведение физминутки).
- Продолжение работы над темой.
- «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих обучающихся к участию в конкурсных мероприятиях различного уровня).
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий.
Организация обучения с применением средств субъективизации в процессе усвоения знаний младшими школьниками создает:
– оптимальные условия для реализации стандарта, особенно таких составляющих образованности, как деятельностно-коммуникативная и ценностно-ориентированная;
– условия для развития способностей ребенка;
– возможность выявить одаренных детей и предоставить им условия для самореализации
– возможность обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с разным уровнем развития;
Сущность опыта заключается в создании условий для интеллектуального развития учащихся через внедрение комплексных интеллектуально- лингвистических упражнений.
- Технология описание опыта.
Целью моей педагогической деятельности является создание оптимальных условий для интеллектуального развития младших школьников через систему комплексных интеллектуально- лингвистических упражнений.
Организация занятий в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Педагог подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
- Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
- Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что обучающиеся оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
- Принцип сотрудничества, делового партнерства педагога и учащихся. Реализовать эти принципы на занятии лучше всего при изучении нового материала.
Особенностью организации современного занятия является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.
Для достижения поставленной цели использую следующие методы, приёмы и технологии:
- Игровые технологии
– Создание игровых ситуаций.
- Здоровьесберегающий подход
-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на занятие)
-Алгоритмическая разминка
– Физкультминутки (для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы, упражнения на релаксацию)
- Педагогика сотрудничества
– Совместная деятельность
– Эвристическая беседа
– Работа в группах, парах
- Проблемное обучение (задания, предлагаемые учащимся, представляют проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает педагог. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема).
- Гуманно – личностная технология
– Создание ситуации успеха
- Информационно-коммуникативные технологии
-Представление наглядного материала (презентация, работа с доской)
– Разноуровневые задания.
- Компетентностно- ориентированное обучение
– Исследовательская работа в группах, парах
- Развивающее обучение
– Задания на развитие общеинтеллектуальные умений
–Сравнения, мышления, конкретизации, обобщения
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
В соответствии с общей направленностью опыта у учащихся формируются следующие компетенции: здоровьесберегающая, информационная, коммуникативно-речевая, учебно-познавательная, социокультурная. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдения над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постоянно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Формирование компетенций осуществляется в ходе работы по передаче теоретических знаний по русскому языку, здоровьесбережению, реализации системы практических заданий, работе по выработке навыков работы со справочной литературой, с использованием различных источников информации, работе по формированию навыков общения, социализации школьников. Обучающиеся учатся давать оценку учебно-познавательной деятельности, делать выводы на уровне обобщения.
Считаю, что в развитии интеллектуальных способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей. Поэтому слова выдающегося педагога В.А.Сухомлинского о том, что «очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью», стали девизом моей педагогической деятельности.
Система работы по дополнительной общеразвивающей программы «Гимнастика для ума» предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе занятия в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.
Изменение содержания осуществляется за счет:
- введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
- увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах занятия;
- расширения объема работы с понятиями и терминами;
- включения в содержание занятий различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Упражнения объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельным подходом к речевому развитию учащихся. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевые высказывания.
Упражнения как виды речевой деятельности ставят учащихся в ситуацию многократного и вариантного применения полученных знаний и умений в различных связях и условиях. Упражнения формируют не только способность анализировать произведения изобразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требует от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность обучающихся.
Комплексность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания ребёнок совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Большое место в данной методике отводится развитию логического мышления учащихся.
Обновленное содержание обучения через использование на занятии комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.
В системе упражнений активно использую физкультминутки. Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Она представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Для обеспечения умственной деятельности подбирается 12 – 15 языковых единиц по изучаемой теме: слова, словосочетания, даже предложения. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определённым движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность учащихся. Необходимая разрядка осуществляется за счёт высокого эмоционального подъёма детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, тем самым формирую у них научный подход к языку как системе знаков.
Планируя свою работу, подбираю такие задания, которые предусматривают постепенное овладение такими приёмами мыслительной деятельности, как аналогия по одному или нескольким признакам, анализ наблюдаемых объектов, синтез, сравнение их, обобщение, конкретизация.
Постепенно дети не только овладевают приёмами учебной работы, но и полностью осознают цель и особенности их использования. В дальнейшем они применяют их самостоятельно для открытия новых знаний или успешного применения ранее усвоенных знаний в новых условиях, что является основным показателем продвижения личности в умственном развитии.
Подобного типа упражнения позволяют расширить масштабы творческой деятельности на занятиях, делают ее разноплановой, неординарной. Наряду с усвоением изучаемой темы осуществляется сопутствующее, но основательное повторение ранее изученного, увеличивается объем проработанного материала, улучшается качество приобретаемых обучающимися лингвистических знаний, умений и навыков.
Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму. А такие задачи есть в любой предметной и межпредметной области. И они ответственны за развитие творческой интуиции. Ведь интуиция – это не только “дар божий”. Это особым образом организованный творческий опыт: встроенный в подсознание опыт решения нестандартных задач.
Направленность работы на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
Во время закрепления (повторения, обобщения) изученного учащиеся самостоятельно формулируют задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет обучающихся тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал. Вслед за интенсивным развитием умственных способностей такой подход влечет за собой основательную проработку изучаемого лингвистического материала.
Благодаря использованию современных технологий возрастает интерес обучающихся к урокам русского языка в школе, интенсивно развивается их речь, резко повышается орфографической и пунктуационной грамотности, интенсифицируется их интеллектуальное и речевое развитие. Изучение русского языка посредством решения логических задач обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения. Обучающиеся находятся в постоянном творческом поиске, прочь уходит равнодушное выполнение воли и программы педагога.
III. Результативность опыта
Для проверки результатов использую метод наблюдения, провожу диагностику выполнения программного материала, посредством участия в конкурсных мероприятиях различного уровня.
За период обучения появились победители и призёры конкурсных мероприятий по русскому языку.
На занятиях наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.
Обучающиеся из моей группы в школе, по отзывам учителя, стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Всё это отразилось на качестве усвоения учебного материала, что примерно составляет 65-70% со 100% успеваемостью. Русский язык стал любимым предметом в школе.
Любимый % | Нелюбимый % | ||
До опыта | После опыта | До опыта | После опыта |
64 | 83,2 | 36 | 16,8 |
Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности, учащихся на занятиях. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объём учебного материала, а используются те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста. Не нужно забывать, что эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности педагога, его творческого подхода к обучению детей, когда он отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса.
- Библиографический список.
- Айзенк Х., Эванс Д. Коэффициент интеллектуальности вашего ребёнка. Пер. с англ. Л.И. Кравцовой. – М., 1997.
- Бакулина Г.А. Использование комплексных интеллектуально – лингвистических упражнений на уроках русского языка // Нач. школа. 2003. №1. С. 32.
- Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации // Нач. школа. 2004. № 12. С. 19.
- Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка // Нач. школа. 1999. № 8. С. 83.
- Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка – М.: АСТ : Астрель. 2002.
- Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М., 1996.
- Всё о младшем школьнике / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: « Вентана – Граф», 2004.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей. – М., 1994
- Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. – М., 1997
- Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 1996
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
14 Сайты Интернета
http://revolution.allbest.ru/sociology/
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/
http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
- 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. – М.: Дрофа, 1999.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М.: «Аквариум ЛТД», К.: ГИППВ.2000.
- Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением. Екатеринбург. 1997.
Приложение 6
Результаты анкетирования
Люблю предмет потому, что: | % | Не люблю предмет потому, что: | % |
1. Данный предмет интересен | 82,9 | 1. Данный предмет не интересен | 17,1 |
2. Нравится, как преподает педагог | 90,5 | 2. Не нравится, как преподает педагог | 9,5 |
3. Предмет нужно знать всем | 92 | 3. Предмет не нужно знать всем | 8 |
4. Предмет нужен для будущей работы | 52 | 4. Предмет не нужен для будущей работы | 48 |
5. Предмет заставляет думать | 91,5 | 5. Предмет не заставляет думать | 8,5 |
6. Предмет требует наблюдательности, сообразительности | 68 | 6. Предмет не требует наблюдательности, сообразительности | 32 |
7. Товарищи интересуются этим предметом | 74,88 | 7. Товарищи не интересуются этим предметом | 25,12 |
8. Родители считают этот предмет важным | 98 | 8. Родители не считают этот предмет важным | 2 |
10. Учитель часто хвалит | 86 | 10. Учитель редко хвалит | 14 |
11. Учитель интересно объясняет | 98 | 11. Учитель не интересно объясняет | 2 |
12. Знания по предмету необходимы для поступления в институт | 78 | 12. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт | 22 |
13. Просто интересно | 89,2 | 13. Просто не интересно | 10,8 |