автор: Цыганкова Елена Александровна

учитель изобразительного искусства МОУ “Гимназии №4”

Пути развития предмета «Изобразительное искусство» в современной школе

Пути развития предмета «Изобразительное искусство»

в современной школе

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Гимназия № 4» Цыганкова Е.А.

г.о. Электросталь

Предмет «Рисование» имеет богатую историю. И, если мы рассмотрим развитие  и становление как предмета в образовательной деятельности. То обязательно отметим значимость предмета для развития подростающего поколения.

Еще в царских гимназиях, которые формировались по гендерному принципу, обязательным был предмет «Рисование». В ходе данных занятий воспитанники учились наблюдать и изображать. В советских школах, да и в дошкольных учреждениях одним из главных предметов являлся предмет «Рисование». Дошкольники и ученики с первого по шестой класс постигали науку видеть, наблюдать за предметами и явлениями и переносить свои впечатления на лист бумаги. А уже с шестого по восьмой класс учащиеся постигали «Черчение», который учил пространственному представлению и воображению.

Что же происходит сейчас в современной школе? Почему изобразительное искусство уходит, да и порой совсем исчезает из школы? Изобразительное искусство становится ненужным предметом, к нему не нужно готовиться: делать упражнения, писать, читать. Разве предмет «Изобразительное искусство» перестал учить, развивать ребенка? А может быть все кроется в том, кто и как преподает этот предмет? Сегодняшняя ситуация такова: изобразительное искусство в школах, гимназиях, лицеях с начальной школы ведут учителя начальной школы, которые сами очень часто не умеют рисовать. Значит урок изобразительного искусства сходит на объяснение темы урока, демонстрации образца для срисовывания (работ прошлых лет) и выставления оценок.

Когда ученики начальной школы приходят в пятый класс к учителям изобразительного искусства, они не знают элементарных вещей: как выбрать формат листа, с чего начать изображать, как смешивать и получать новые цвета и оттенки, называть холодные и теплые цвета и пр. Поэтому только в пятом классе начинается знакомство детей с азами изобразительной деятельности. И, если учитель-художник, а это необходимое условие для данной категории педагогов, то дети «загораются», они начинают любить, понимать и некоторые даже хотят связать свою дальнейшую судьбу и профессию с изобразительной деятельностью. Но иногда наблюдается и не такая благоприятная картина. А если данный предмет «изобразительное искусство» в данной школе администрация считает ненужным, тогда он отдается  в нагрузку педагогу, который ведет физику, биологию, химию, т.е. тому учителю, который имеет небольшую нагрузку в школе. Тогда предмет «изобразительное искусство» формально ведется и дети никогда не познают, не переживут и не прочувствуют тайны изобразительной деятельности.

Где же выход из сложившейся ситуации? Конечно же, чтобы предмет стал нужным и важным обязательным условием является ведение уроков специалистом, который владеет не только методикой преподавания в школе но и сам художник.

Постоянный рост педагогов изобразительного искусства, организация и участие в стажировочных площадках, участие в мастер –классах, семинарах, пленэрах, на которых практическим путем происходит овладевание новыми подходами в преподавании предмета и совершенствование навыков рисования различными изобразительными материалами. Обязательное сетевое взаимодействие  местных ДХШ учительским составом общеобразовательных школ дает высокие результаты совместного труда. Ежегодное проведение профессиональных выставок – конкурсов педагогического мастерства дает педагогам хороший заряд и новые идеи для профессиональной деятельности. В нашем городе ГМО учителей изобразительного искусства находится в постоянном, тесном сотрудничестве с ДХШ.  Почти все учителя являются учениками ДХШ под руководством Самоходкина Г.А. На сегодняшний день с городской ДХШ заключен договор о проведении стажировочных площадок для учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования «Совершенствование педагогического мастерства педагога –художника». В ходе работы данной площадки в каникулярное время проходят практические и теоретические мастер –классы.

Многие учителя изобразительного искусства сочетают в своей нагрузке предметы православной направленности «Духовое краеведение» и «Основы православной культуры», «ОРКСЭ» (Основы религиозных культур и светской этики), которые знакомят учеников сегодняшней школы с традициями и историей православия.

И это, на мой взгляд правильно. Ведь многие темы предмета изобразительное искусство имеют православные корни «Семья», тема «Материнства», «С чего начинается Родина?», «Защитники Оечества», «Храмовая архитектура» и пр. И такое соработничество с церковью дают положительные результаты. Во-первых, в личностном развитии учащихся –дети становятся  добрее и терпимее. Во-вторых, интергация данных предметов предполагает интергацию понятий исторического, православного и нравственного аспектов, что в свою очередь дает положительную динамику и результаты (призовые места в конкурсах, выставках, олимпиадах различного уровня).

Хорошие результаты дает взаимодействие музейных площадок разного уровня и знакомство на уроках изобразительного искусства с народным творчеством, живописью, графикой и пр. В нашей школе создан музей народного быта, в котором часто проходят интерактивные уроки –экскурсии. На уроках рисования с натуры демонстрируются экспонаты музея.

Делая вывод, хочется отметить, что в современном художественном образовании есть множество проблем, которые требуют разрешения. Но практика имеет ряд путей развития предмета «Изобразительное искусство», которые имею различные интересные направления: сотрудничество с художественными мастерскими, соработничество с православной культурой, взаимодействие с городскими и школьными музеями. Нужно только понять и найти свой путь развития.

Пути развития предмета «Изобразительное искусство» в современной школе