автор: Черепкова Любовь Ивановна
МК ДОУ д/ сад № 10″ «Совёнок».
Программа по экологии для детей старшего дошкольного возраста.
«Совёнок».
Программа по экологии для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание программы
1.Пояснительная записка.
1.1 Актуальность проблемы…………………………………………………2
1.2 Цели и задачи программы……………………………………………….2-3
2.Условия, в которых реализуется программа……………………………..
2.1Формы экологического воспитания……………………………………..4
2.2 Формы организации детей………………………………………………4-5
2.3 Развивающая среда………………………………………………………6
- Основные принципы построения программы……………………………7
- Возрастные особенности усвоения программного материала……………7-8
5 Планируемые результаты…………………………………………………..8
- Проектирование воспитательного – образовательного процесса.
6.1 Тематическое планирование по программе……………………………..9-16
6.2Содержание разделов программы подготовительной к школе группы…………………………………………………………………………17-25
- Методическое обеспечение программы…………………………………..25
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок — 21 человек. Возраст детей: от 6 до 7 лет. (подготовительная группа)
1.Пояснительная записка.
1.1 Актуальность проблемы.
Последние десятилетия можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. Экологическая обстановка наших городов, особенно с развитой промышленностью, складывается из целого ряда факторов, в т. ч. показателей состояния воздуха, почвы, употребляемой питьевой воды, и другие экологические проблемы, с которыми сталкиваются люди, всё чаще становятся первоочередными.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла программа «Совёнок. Лучший друг природы.», направленная на формирование осознанного отношения к природе у детей 5-7 лет, стимулирование дошкольников к соблюдению природоохранного поведения, разработанная на основе ФГОС ДО и Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования (2015г.)
1.2 Цели и задачи программы.
Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать элементарные экологические знания и представления детей;
- Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
- Учить понимать причинно – следственные связи внутри природного комплекса: показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, показать многообразие живых организмов и их сообществ;
- Показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ;
- Формировать представление о том, что человек часть природы, его жизнь завит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
- Формировать представление о себе как о жителе планеты Земля.
- Учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, города и т. д.
- Учить согласовывать своё поведение с факторами природной среды.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к миру природы;
- Развивать интерес к родному краю, формировать представление об экологических проблемах города;
- Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;
- Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к лесным богатствам;
- Формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
- Учить правильно взаимодействовать с природой;
- Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;
- Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными, цветником, огородом.
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям. поддерживать их в трудную минуту;
- Воспитывать уважение к труду сельских жителей;
- Воспитание гуманного положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развития чувства эмпатии к объектам природы.
- Условия, в которых реализуется программа.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация предметно – развивающей среды.
Для реализации системы экологического воспитания необходимо создать микро — и макросреды и их составляющие.
Микросреда – это внутренне оформление помещений.
Макросреда – ближайшее окружение детского сада. Оборудование таких сред должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста, а также учитывать региональный компонент.
| Микросреда
(Среда группового помещения) |
Макросреда
(Среда территории ДОУ) |
|
|
2.1 Формы экологического воспитания дошкольников.
| Формы образовательной деятельности | ||||
| Режимные моменты | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй |
2.2 Формы организации детей.
| Индивидуальные.
Подгрупповые |
Индивидуальные.
Подгрупповые |
Групповые.
Подгрупповые. Индивидуальные |
Индивиду- альные | Групповые.
Подгрупповые. Индивидуаль- ные |
| Утренняя гимнастика.
Подвижные игры. тематические беседы, чтение, слушание музыкальных произведений. Рассматривание репродукций художников. Проблемные ситуации. Наблюдения:
Игры:
|
Игра.
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин. Словесные методы: рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы. Практические методы: дидактические игры, словесные игры, предметные игры, подвижные игры. Труд людей в природе. Элементарные опыты. |
Беседа и разговоры с детьми на экологические темы.
Решение проблемных ситуаций. Чтение художественной литературы. Рассматривание картин, иллюстраций о природе. Эксперимент, опыты, поисковая деятельность. Игра. Интегративная деятельность. Экологические досуги и праздники. Наблюдения в уголке природы Целевые прогулки на природе. Сбор коллекций семян, камней, листьев. Труд в уголке природы и на участке. Работа с моделями. Работа с календарём природы, дневник наблюдений. Создание книг – самоделок. Театрализованная деятельность. |
Прогулка в первой и второй половине дня.
Самостоятельная организация подвижных игр. Работа с литературой. Уход за растениями в уголке природы. Наблюдения. Экспериментирование. Настольно – печатные игры. Дидактические игры. |
Беседа.
Консультация. Открытые просмотры. Родительский клуб. Совместные игры. Интерактивное общение. Мастер –класс. Выпуск газет. КВН. Праздники. Развлечения. Театрализованная деятельность. Мини книжки. Выставки Проекты. |
2.3 Развивающая среда
| Объекты среды | Какую деятельность детей предполагает | Родители/ социокультурные институты |
| Мини – лаборатория в группе:
Микроскопы, лупы, различные ёмкости, колбы весы, подносы, мерные стаканы, стеклянные трубочки и др. Коллекции бумаги, различных материалов, сухих листьев, камней, почвы и др. |
Поисково– экспериментальная деятельность.
Индивидуальные занятия по экспериментированию. Мнемотаблицы. |
Центр детского туризма и спорта.
Экскурсия в лес для пополнения коллекции гербария. |
| Уголок природы:
Комнатные растения, уголок труда, календари наблюдений, таблицы, книги, картины. |
Познавательные ,трудовые занятия, наблюдения, индивидуальная работа. | Работа с родителями «Посади комнатный цветок для уголка природы». |
| Центр познания | Дидактические игры, настольно – печатные игры, познавательные книги. | |
| Центр творчества
(театрализованная деятельность + художественное творчество) |
Театрализация экологических сказок, изготовление атрибутов к спектаклям, продуктивное творчество детей(рисование, лепка, аппликация) | Родители:
Оформление костюмов, декораций. Экскурсия в картинную галерею. |
| Центр книги | Познавательные книги, энциклопедии, рассказы, сказки. | Изготовление мини – книг (сказки или рассказы собственного сочинения. |
- Основные принципы построения программы.
— Содержание программы соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
— обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
— строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
— основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
— предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
— принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
- Возрастные особенности усвоения программного материала.
Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Дети прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. К 7 годам ребёнок уже способен сходу дать аналитико – синтетическую характеристику объекту и даже без непосредственного его отражения, а на основе сформированного представления о нём, т.е. его образа. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность органов чувств: ребёнок
лучше дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов. Развиваются возможности памяти, увеличивается её объём, произвольность запоминания информации.
Происходит развитие знаковой функции сознания ребёнка. Он начинает овладевать построением особого вида знаков наглядных пространственных моделей, в которых независимо от действий, желаний и намерений самого ребёнка. Ребёнок может ставить цель и сознательно её добиваться: произвольно запомнить что – либо, научиться чему – либо, сделать что – нибудь. Причём он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдалённой во времени. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
- Планируемые результаты:
-
- личностные: любознательный, активный, эмоционально – отзывчивый, коммуникативный, самостоятельный, обладающий умением работать в коллективе и договариваться.
- интеллектуальные: представления о хлебо – булочных изделиях, о свойствах веществ в воде, о процессе изготовления теста и хлебо – булочных изделий, навыки самообслуживания, сервировки стола, встречи гостей, умения и навыки конструктивной (умение формировать изделие), коммуникативной (умение связно высказывать собственную точку зрения, рассказать о ходе выполнения задания), познавательной деятельности;)
- физические: двигательная активность, развитие мелкой моторики.
- Проектирование воспитательного – образовательного процесса.
6.1 Тематическое планирование по программе.
| Месяц | Тема занятий | Развёрнутое содержание работы | Кол -во занятий |
| Сентябрь |
|
Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Расширять представление детей об использовании различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание. | 1. |
|
Способствовать представлению детей о том, что планета Земля – это огромный шар; обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, и они сейчас в опасности. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | 1. | |
| 3.Чем богаты недра Земли. | Способствовать развитию представлений детей о природных богатствах недр Земли: как добывают и используют минералы, песок, глину, уголь. Формировать умение распознавать минералы, используя сенсорные анализаторы. Выявить свойства глины и
камня. |
1. | |
| 4.«Сад – огород» | Расширять представления о фруктах и овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода. Развивать умение готовить салат, используя схему- модель трудового процесса. Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для роста растения. Подвести воспитанников к пониманию того, что растения ищут свет, находясь глубоко в земле. | 1. |
| Октябрь |
|
Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов. Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб, выявить способность разных почв пропускать воду. Познакомить детей с микроорганизмами – дрожжами, которые заставляют тесто подниматься. | 1 |
|
Уточнить представления детей о ягодах, названиях, форме, цвете, вкусе, твёрдости; продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода. Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках, об их красоте и пользе для человека. как представителях земной флоры. Развивать представления о внешних отличиях деревьев и кустарников. Выявить общее строение семян( наличие ядрышка).Побуждать к названию строения семян: ядрышко, оболочка. | 1. | |
|
Закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Устанавливать, что для роста мельчайших организмов (грибов) нужны определённые условия. | 1 | |
|
Уточнить и расширить знания детей о воздухе; его составе, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха. | 1. | |
| Ноябрь |
|
Систематизировать и обобщить знания детей о перелётных птицах.; развивать логическое мышление. Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющих приспособиться к жизни в окружающей среде. | 1. |
|
Расширять представления детей о жизни зверей осенью. Развивать у детей умение классифицировать животных в зависимости от среды обитания. Выяснить, как маскируются животные. | 1. | |
| 3.Домашние животные и их детёныши. Домашние птицы». | Развивать обобщённые представления детей о домашних птицах, учить находить признаки с сходства и различия. Способствовать формированию у детей умения выделять внешние характерные признаки домашних животных. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. | 1. | |
|
Систематизировать и обобщать знания детей о человеке; развивать представления о том, что человек часть природы. Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному. Выявить принцип действия термометров (увеличении объёма жидкости при нагревании, уменьшение объёма при сжатии, охлаждении) | 1. |
| Декабрь |
|
Развивать обобщённые представления детей о зимующих птицах как живых существах, живущих на земле. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. | 1. |
|
Уточнить и расширить представления детей об образе жизни диких животных. Формировать представления детей о хищных и травоядных животных. | 1. | |
|
Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Объяснить изменения агрегатных состояний воды в зависимости от изменений температуры. | 1. | |
|
Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие её от других деревьев. Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил. | 1. | |
| Январь |
|
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Наглядно продемонстрировать детям наличие воздуха в воде, практическую значимость ледяной подушки для обитателей водоёмов зимой. | 1. |
|
Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Расширить представление детей о растворимости веществ в воде. Дать понятие о движении предметов по поверхности воды, используя сахар и моющее средство. | 1 | |
|
Сформировать у детей понятия «Этажи леса», выявив взаимосвязи между строением живого существа, питанием и его местом обитания. Развивать у детей элементы экологического сознания. Закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах(этажах) смешанного леса и место животных в них. Показать процесс прохождения воды по стеблям. | 1. | |
|
Способствовать формированию у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; формированию знаний о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга; воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле. Познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу. Закрепить знания детей о свойствах воды. | 1. | |
| Февраль |
|
Развивать представления детей о коже; её основных функциях (кожа защищает организм от перегревания и переохлаждения), познавательную деятельность детей; умение принимать проблемно –познавательную задачу, использовать обследовательские действия для её решения. Воспитывать желание узнать о себе, стремление содержать своё тело в чистоте. Познакомить детей с особенностями кожи, как защитным слоем от всех невзгод. | 1. |
|
|||||||||||||||||||||
|
Познакомить с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Закрепить знания детей о свойствах воздуха. (пузырьки воздуха выталкивают предмет на поверхность) Познакомить детей с движением молекул в жирном молоке (моющее средство) Учить сравнивать смешивание красок в воде и молоке. Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них будет чистая. | 1. | |||||||||||||||||||
|
Углубить представления детей о роли огня в жизни человека; закрепить знание правил пожарной безопасности; закрепить знания детей о роли огня в жизни человека. Показать противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть) Расширять представления детей о том, без поступления кислорода огонь гореть не будет. | 1. | |||||||||||||||||||
| Апрель |
|
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; учить понимать связь между явлениями неживой природы (водой) и жизнью растений, животных. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят» движутся по кругу. Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | 1 | ||||||||||||||||||
|
Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелётных птицах. Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | 1. | |||||||||||||||||||
|
Сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство».
Объяснить, что представляет собой Солнечная система. Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле. Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: планетах, звёздах. |
1 | |||||||||||||||||||
|
Выявить знания детей о растительном и животном мире родного края; познакомить с достопримечательностями региона; развивать интерес к изучению родного края. Учить детей определять насколько загрязнён воздух в городе. | 1. | |||||||||||||||||||
| Май |
|
Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений) | 1. | ||||||||||||||||||
|
Закрепить представления детей о приспособленности человека к погодным условиям. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. Закрепить знания детей о правилах поведения при простудных заболеваниях. Выявить свойство предметов – массу; познакомить с приборами для измерения массы – весами; научить способам их использования. Развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене. | 1. | |||||||||||||||||||
|
Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. Расширить представление детей о различной плотности веществ (при смешивании) | 1. | |||||||||||||||||||
|
Закрепить знания детей о явлениях, происходящих в жизни растений, животных. Умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли, воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите. | ||||||||||||||||||||
| месяц | Тема занятия/ цель | Средства решения образовательных задач | Вырабатываемые навыки к седьмому году жизни |
| Сентябрь |
Цель: углубить и обобщить представление детей о лете, его типичных признаках; закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом; учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. |
Художественная литература:
М. Михайлов «Лесные хоромы»; загадки, Е. Трутнева «Лето». Д/и «Сезонная ромашка». Опыт «Секретное письмо». Художественное творчество «Улетает наше лето». Наблюдение за сезонными изменениями. П/и «Смелые ребята» |
Правильно определять времена года, чувствовать радость и грусть в зависимости от хорошей и плохой погоды. Уметь устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. |
|
Художественная литература:
М. Дубин «Берегите Землю», сказка «Великий спор», загадки. Игра «Покажи на глобусе». Опыт «Как происходит извержение вулкана». Художественное творчество «Спасём Землю». Наблюдение за растениями. П/и «Назови меня». |
Иметь представление о форме планеты Земля. Знать, что на планете обитает много живых существ. Уметь помочь планете Земля. | |
|
Художественная литература:
П.П. Бажов «Серебряное копытце», загадки. Д\и «Что за минерал». Опыт «Можно ли менять форму камня и глины». Художественное творчество «Иллюстрации к сказке «Серебряное копытце». |
Иметь представление о природных богатствах недр Земли. Знать их способ добычи и использование минералов в промышленности. | |
| 4.Тема: «Сад – огород».
Цель: расширять представление о фруктах и овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно – следственные связи. на примере образования плода. Развивать умение готовить салат; использовать схему – модель трудового процесса. |
Художественная литература
Н. Носов «Огурцы», Э Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»; загадки; Л. Толстой «Старик сажал яблони»,» Косточка». Д/и «Во саду ли, в огороде». |
Знать и называть овощи и фрукты, различать по внешнему виду. Уметь работать по модели. |
6.2 Содержание разделов программы подготовительной к школе группы.
| Художественное творчество
«Натюрморт из овощей и фруктов» Наблюдение в огороде за овощами. П/и «Назови овощ». |
|||
| Октябрь | 1.Тема:» Откуда хлеб пришёл».
Цель: познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлебороба.. |
Художественная литература: Г. Алмазов « Горбушка»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; загадки.
Д/и «От зёрнышка до булочки». Опыты: «Где растение быстрее получает воду» «Невидимые создания». Художественное творчество. «Хлебное поле». Экскурсия в краеведческий музей. Игровая обучающая ситуация «Колобок учит ребят выпекать булочки» |
Знать и называть особенности выращивания хлеба. Иметь представление о труде хлебороба. |
| 2.Тема: «Осенний лес- ягоды, деревья, кустарники.»
Цель: уточнить представления детей о ягодах, названиях, форме, цвете, вкусе, твёрдости; продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода; закрепить знания детей о деревьях, кустарниках как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека; развивать представления о внешних отличиях деревьев и кустарников. |
Художественное творчество: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»; В. Татарников «Вишенка»;загадки; К. Ушинский «Спор деревьев». И. Токмакова «Деревья».
Д/и «Съедобные и ядовитые ягоды». «Кто больше запомнит». Опыт «У кого какие детки». Художественное творчество» «Кудрявые деревья» Наблюдение за рябиной. П /и «Перенеси предмет». |
Знать и называть ягоды, место их произрастания. Уметь различать деревья и кустарники. Иметь представления о земной флоре и пользе растений для человека. | |
| 3.Тема «Грибными дорожками»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. |
Художественная литература:
И. Павлов «Съедобные грибы»; В. Катаев «Грибы»; загадки. Д /и «В некотором царстве». Опыт: «Заплесневелый хлеб». Художественное творчество «Грибное лукошко». Музыка «Съедобные и несъедобные грибы». Наблюдение за цветником. П/ и «Назови гриб». |
Знать и называть и называть съедобные и несъедобные грибы. |
| 4.Тема: «Воздушный океан».
Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе; его составе, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха. |
Художественная литература:
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; загадки Д/и «Моё облако» Опыт: «Реактивный шарик». Художественное творчество» «Золотые облака». Наблюдение за ветром. П/и «Ветер» |
Иметь представление о воздухе, о причинах его загрязнения. | |
| Ноябрь | 1.Тема: Перелётные птицы»
Цель: систематизировать и обобщать знания детей о перелётных птицах; развивать логическое мышление. |
Художественная литература:
Л. Толстой «Птичка»; загадки; М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Д\и «На небе, на земле» Опыт «Почему птицы могут летать?» Художественное творчество «Летят перелётные птицы» П/ и «Перелёт птиц». |
Знать и называть перелётных птиц. |
| 2. Тема: «Жизнь людей осенью».
Цель: расширять представления детей об изменениях в жизни зверей осенью. |
Художественная литература:
«Как животные готовятся к зиме». (по Снегирёву), загадки. Д/и «Кто где живёт» Опыт: «Как маскируются животные». Игровая обучающая ситуация: «Колобок отправляется в лес». Художественное творчество: «Кто в лесу живёт. П/и «Хищник – добыча». |
Знать и называть диких животных. Иметь представление об изменении жизни зверей осенью. | |
| 3.Тема: «Домашние животные и их детёныши». Домашние птицы.
Цель: развивать обобщённые представления детей о домашних птицах; учить находить признаки сходства и различия, способствовать формированию у детей умения выделять характерные признаки домашних животных. |
Художественная литература:
В.Сутеев «Три котёнка»; К. Паустовский «Кот ворюга», загадки, сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Игры «Что было бы, если бы…» (ТРИЗ), «Что за птица».. Опыт «Всё обо всём» Художественное творчество: «Дымковские животные». Наблюдение за собакой. П/и «Коршун и наседка». |
Знать и называть домашних птиц. Уметь находить сходство и различие между птицами. Уметь выделять характерные признаки домашних животных. | |
| 4.Тема: «Я – человек».
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о человеке; развивать представление о том, что человек – часть природы. |
Художественная литература:
Шарль Перро «Фея», загадки. Д/и «Живая, неживая природа». Опыт: «Как не обжечься», « Как измерить тепло» Художественное творчество: «Я с папой» П\и «Ловкая пара» |
Знать, что человек –часть природы. |
| Декабрь | 1. Тема: «Зимующие птицы».
Цель: развивать обобщённые представления детей о зимующих птицах, как живых существах, живущих на земле. |
Художественна литература:
В. Бианки «Синичкин календарь», С. Алексеев «Снегирь», загадки. Д/и «Птичья столовая». Опыт: «Почему первые птицы не летали». Художественное творчество «Синички». Сравнительное наблюдение за воробьём и синицей. П/и «Птицы и кукушка». |
Знать и называть зимующих птиц. Уметь оказывать помощь пернатым в трудные для них времена. |
| 2.Тема: «Звери наших лесов».
Цель: уточнить и расширить представления детей об образе жизни диких животных. |
Художественная литература:
Г. Снегирёв «Звери наших лесов»; сказка «Лисичка сестричка и серый волк»; загадки. Д/ и «Кто что любит». Опыт «Сухой из воды». Художественное творчество: «Пушистые животные». Наблюдение за оврагом. П/и « Бездомный заяц». |
Иметь представление об образе жизни диких животных зимой. Знать, как человек помогает животным. | |
| 3. Тема: Снег и его свойства».
Цель: расширить и уточнить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. |
Художественная литература:
В. Архангельский «Летят снежинки – пушинки». Д/и «Где снежинки». Опыт «Снежные цветы». Художественное творчество: «Цветочные снежинки». Наблюдение за снегопадом. П/и «Снежная карусель». |
Иметь представление о снеге, о его свойствах при изменении температуры. | |
| 4. Тема: «Красавица ёлка».
Цель: способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие её от других деревьев. |
Художественная литература:
С. Маршак «Двенадцать месяцев». Загадки. Д/и «Есть у ёлочки друзья». Опыт «Почему не тонут корабли». Художественное творчество: «Ёлочка». Наблюдение за хвойными деревьями. П\и «Поймай снежок» |
Знать и называть отличительные признаки хвойных деревьев от лиственных. |
| Январь | 1. Тема: «Зимушка – зима».
Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. |
Художественная литература:
И.Суриков «Зима»; В.Одоевский «Мороз Иванович»; загадки. Д\и «Краски зимушки – зимы». Опыт «Может ли кипеть холодная вода». Художественное творчество: «Дремлет лес под сказку сна». Музыка: «Зима – волшебница». Наблюдение за метелью. П/и «Метелица». Экскурсия в краеведческий музей «Рождественская сказка». |
Правильно называть времена года. Называть приметы зимы. Иметь представления об образе жизни и поведении животных зимой. |
| 2. Тема: «Север – царство льда и снега».
Цель: формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. |
Художественная литература:
Г.Х. Андерсен «Снежная королева»; чтение рассказов о природе севера (А.Рогожин «Северные мотивы») Игра «Мы попали на Север». Опыты: «Наживка для льда», «Разбегающиеся зубочистки». Художественное творчество: «Северное сияние». Наблюдение «Следы на снегу». П/и «След в след» |
Иметь представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры.
Уметь устанавливать связь между живой и неживой природой Севера и тундры. |
|
| 3.Тема: «Лес – это живой организм. Этажи леса».
Цель: сформировать у детей понятие «этажи леса», выявив взаимосвязи между строением живого существа и его местом обитания; развивать у детей элементы экологического сознания. |
Художественная литература:
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»; М. Пришвин «Этажи леса». Д/и «Лес – дом для животных». Опыт: «Почему живые цветы меняют цвет». Художественное творчество: «Опушка зимнего леса». Наблюдение за деревьями и кустарниками. П/и « Что растёт в разных краях» |
Иметь представление об «этажах леса», уметь выявлять взаимосвязь между строением живого существа, питанием и его местом обитания. | |
| 4. Тема: «Экологические цепочки в лесу».
Цель: способствовать формированию у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса растений и животных, их пищевой зависи- мости друг от друга; формированию знаний о том, что лес – это сообщество растений и животных. которые не могут жить друг без друга; воспитывать бережное, рачительное отношение ко всему живому на Земле. |
Художественная литература:
Б.Заходер «Про всех на свете»; В.Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Д/и «Экологическая башня «Лес». Опыт «Делаем облако». Художественное творчество: «Кто в лесу живёт». Наблюдение за серой и чёрной вороной. П/и «Заяц и волк». |
Знать и называть взаимосвязь обитателей леса растений и животных, их пищевую зависимость друг от друга. Знать. что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. | |
| Февраль | 1. Тема: «Как кожа помогает
человеку». Цель: развивать представление детей о коже, её основных функциях(кожа защищает организм от перегревания и переохлаждения),познавательную деятельность детей; умение принимать проблемно –познавательную задачу, использовать обследовательские действия для её решения; воспитывать желание узнать о себе. стремление содержать своё тело в чистоте. |
Художественная литература:
Г. Остер «Вредные привычки»; К.Чуковский «Мойдодыр». Игра «Чем помогает кожа». Опыт: «Рассмотреть кожу человека». Художественное творчество: «Мойдодыр». Наблюдение за прохожими. П/и «Раз, два, три – беги». |
Иметь представления о коже, её основных функциях. Уметь принимать проблемно – познавательную задачу, использовать обследовательские действия для её решения. |
| 2. Тема: «Носы нужны не только для красы».
Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. |
Художественная литература:
В. Гауф «Карлик Нос». Д/и «Твёрдые,жидкие,газообразные человечки». Опыт: «Умный нос». Художественное творчество: «Я с мамой». Наблюдение за прохожими. П/и « Метелица». |
Знать органы дыхания. Уметь ухаживать за органами дыхания(носом).
Называть различие и сходство органов дыхания животных и человека. |
|
| 3.Тема: «Колыбельная из двух слов».
Цель: дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему здоровью. |
Художественная литература:
В. Гауф «Холодное сердце». Д/и «Что есть у игрушки». Опыт «Выявление причин храпа человека». П/и «Хоккей на снегу». |
Иметь представление о самом важном органе человека – сердце. Уметь заботиться о своём здоровье. | |
| 4. Тема: «Сон для человека».
Цель: способствовать формированию представлений о том, что можно делать и чего нельзя перед сном; развитию умения рассуждать, делать выводы; учить заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. |
Художественная литература:
И. Токмакова «Где спит рыбка»; Ш. Перро «Спящая красавица» Игра «Что можно, что нельзя». Опыт «Железо в твоём завтраке». Художественное творчество: «Как я спал, когда был маленьким». П/ и «Следопыт». |
Знать, что можно и чего нельзя делать перед сном. Знать для чего человеку нужен сон. |
| Март | 1.Тема: «Посев семян перцев для выращивания рассады».
Цель: уточнить представление детей о том, из чего можно вырастить растение; закрепить знание детей об овощных культурах и их семенах. |
Художественная литература:
«Мужик и медведь». Д/и «От семечки до плода». Опыт «Как развивается растение». Игровая обучающая ситуация с Чиполлино: «Огород на окне». Наблюдение за сезонными изменениями. П/и «Дальше и выше». |
Уметь выстраивать и называть последовательность роста овощных культур. |
| 2. Тема: «Животные Севера и Юга».
Цель: способствовать формированию представлений детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, их образе жизни. |
Художественная литература:
Загадки; Г.Снегирёв «Пингвиний пляж». Д/и «Кто где живёт». Опыты: «Ледяная ловушка», «Рост кристаллов». Художественное творчество: «Упряжка оленей». Игровая обучающая ситуация «Экспедиция в Арктику на Северный полюс». П/и «Пингвины с мячом». |
Знать и называть животных Севера и Юга,их образ жизни. | |
| 3. Тема: «Кто живёт в реке Дон».
Цель: познакомить с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. |
Художественная литература:
Г.Х. Андерсен «Русалочка»; загадки. Д/и «Рыбная ловля». Опыты: «Подводная лодка 1и 2». «Взрыв цвета в молоке». Художественное творчество: «Рыбки». Наблюдение за аквариумными обитателями. П/и Мы — водные животные». |
Знать и называть обитателей водной стихии, их особенности. | |
| 4.Тема: «Природная стихия – огонь».
Цель: углубить представления детей о роли огня в жизни человека; закрепить знания правил пожарной безопасности. |
Художественная литература:
Чтение мифа о Прометее; Инсценировка сказки «Кошкин дом», сказки «Как человек с огнём подружился» Д/и «Хорошо – плохо». Опыт: «Что надо огню». Художественное творчество: «Осторожно, огонь». Наблюдение за солнцем. П/и «Пожарные на ученье». . |
Иметь представление о роли огня в жизни человека. Знать правила пожарной безопасности. |
| Апрель | 1. Тема: «Ранняя весна». (Круговорот воды в природе)
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; учить понимать связь между явлениями неживой природы(водой) и жизнью растений, животных; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. |
Художественная литература:
Я. Колас «Песня о весне»; И. Токмакова «Весна»; загадки. Д/и «Когда это бывает» Опыты: «Где будут первые проталинки». «Сделаем град». Художественное творчество: «Пришла весна». Музыка «Праздник русской берёзки». Наблюдение за таянием снега. Игра с мячом «Я знаю». |
Уметь различать времена года. Называть характерные особенности весны. Знать, что весной всё живое просыпается, значение воды для растительного и животного мира. | |
| 2. Тема: Птицы прилетели.
Цель: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелётных птицах. |
Художественная литература:
П. Воронько «Мы спросили журавля»; Л. Стекольников «О чём поют жаворонки». Д/и «Не сорока, не ворона». Опыт: «Из чего птицы строят гнёзда». Художественное творчество: «Жаворонки». Игровая обучающая ситуация: «Карлсон рассказывает о птичьих гнёздах.» Музыка: «Весенний праздник птиц». П/и «Птицы». |
Знать и называть перелётных птиц и их особенности. | ||
| 3.Тема: «Земля – наш дом во Вселенной».
Цель: формировать у детей понятие «космос», «объяснить, что представляет собой Солнечная система, космическое пространство». |
Художественная литература:
Н. Носов «Незнайка на Луне»; загадки; В. Медведев «Звездолёт Брунька»;В Бороздин «Первый в космосе». Д/и «Космический путешественник». Опыты:» Почему легче», «Как образуются метеоритные кратеры» Художественное творчество: «Наш космодром». Наблюдение за высотой солнца. П/и «Солнце и планеты». |
Иметь представление о космосе, о космическом пространстве. Знать, что такое Солнечная система. | ||
| 4. Тема: «Родной край».
Цель: выявить знания детей о растительном и животном мире родного края; познакомить с достопримечательностями региона ,развивать интерес к изучению родного края. |
Художественная литература:
М. Пляцковский «Родина»; стихи Павловских поэтов о родном крае. Д/и «Знаешь ли ты свой город». Опыт: «Какой воздух». Художественное творчество: «С чего начинается Родина». |
Знать и называть достопримечательности родного края, животный и растительный мир. | ||
| Целевая прогулка по ближайшим улицам.
П/и «Ручеёк». |
||||
| Май | 1.Тема: «Почему земля кормит».
Цель: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. |
Художественная литература:
Е.А. Алябьева «Лужа мечтательница». «Дары природы». Д/и «Поможем растению». Опыт: «Как листья становятся питанием для растений». Художественное творчество: «Дерево жизни». Наблюдение за почвой. П/и «Живой лабиринт» |
Уметь определять при помощи опытов компоненты, входящие в состав почвы. | |
| 2. Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цель: закрепить представление детей о приспособленности человека к погодным условиям. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. Закрепить знания детей о правилах поведения при простудном заболевании. |
Художественная литература:
В. Катаев «Цветик – семицветик»; Г. Зайцев «Уроки Айболита». Д/и «Что нужно для здоровья». Опыты: «Что такое масса»; «Подушка из пены». Художественное творчество: Спортивный праздник. Весёлые эстафеты на прогулке. |
Иметь представления о погодных факторах, влияющих на здоровье человека. Знать правила поведения при простудных заболеваниях | ||
| 3. Тема: «Строим экологический город. (Красная книга».)
Цель: уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать последствия своих действий; воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. |
Художественная литература:
Чтение экологической энциклопедии. Красная книга Воронежской области. Д/и «Вырасти новое растение». Опыт: Башня плотности. Художественное творчество: «Дом, в котором я хотел бы жить.» Наблюдение за растениями на участке. П/и Моё любимое дерево». |
Уметь называть факторы окружающей среды, необходимые для жизни на Земле. Уметь прогнозировать последствия своих действий. Знать, что должен делать человек для того, чтобы окружающая среда была незагрязнённой. | ||
| 4. Тема: Мы знаем и любим природу. (брейн – ринг)
Цель: закрепить знания детей о явлениях, происходящих в жизни растений, животных, умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли, воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите. |
Предварительная работа:
Чтение произведений, рассматривание картин, беседы, экскурсии. изготовление экологических знаков. |
Знать об изменениях и явлениях природы, растений и животных. Уметь выражать свои мысли. Знать правила поведения в природе и охранять её. | ||
- Методическое обеспечение программы
Перечень программ и технологий
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой – М.: Мозаика –Синтез, 2010.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М., 2010
3.Кондратьева Н.Н. Мы: Программа экологического образования детей. – СПб., 2006.
4.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. – М., 1995
- Рыжова Н.А. «Я и природа». — М.,1996
- Рыжова Н.А. «Волшебница вода», «Воздух- невидимка». – М., 1997.
Перечень пособий
1.Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2002.
2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М., 2001
3.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста. –СПб., 2008.
4.Николаева С.Н,Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.,2009.
5.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию -2. –СПб.,2003.
6.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ, — Волгоград,2007.
7.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М., 2005.
8.Мои первые научные опыты – М., 2003.
