автор: Чернова Гульнара Александровна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад пос. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области”

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ по познавательному развитию (окружающий мир) старшая группа Тема «Юные знатоки природы»

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Детский  сад пос.Молодежный

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

 

 

 

 

 

Интегрированная

непосредственная образовательная деятельность

с использованием элементов ТРИЗ по

познавательному развитию (окружающий мир)

старшая группа

Тема « Юные знатоки природы»

 

                                    

 

 

 

МБДОУ «Детский  сад п.Молодежный

Перелюбского муниципального  района

Саратовской области»

Чернова Г.А. педагог 1категории.

 

2018год.

Тема: « Юные знатоки природы»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира),  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель: создавать условия для познавательного развития.

Задачи:  Закреплять  представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы)

Формировать элементарные представления о необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Развивать речь, внимание , умение давать полный ответ, слушать высказывания других.

Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе .

Планируемые результаты:  

Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Иметь представления о различных природных объектах; Красной книге; природе родного края.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Иметь представление о родном крае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание
организованной деятельности детей:

– Ребята, сегодня к нам,  на наше занятие приехали гости.

Давайте  поздороваемся с ними и поделимся с ними нашими знаниями, согласны?

 

Дети здороваются и садятся на стульчики в ряд.

 

– Ребята, вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Внимательно послушайте стихотворение  и тогда узнаете:

 

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года – это всё вокруг… (природа)

 

– Мы сегодня о чем будем  говорить ? (о природе)

 

– Что такое природа?   ( Природа – это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака , цветы)

– Что вы знаете о живой природе?

Дети:  Живая  природа – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы , человек.

Все живое не может  жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.

Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается. 

– Что вы знаете о неживой природе, расскажите.

Дети:  Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается.

Это все, что вокруг нас  – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух .

 

– Молодцы ребята, сейчас подойдем все к столикам, что вы видите? ( большие и маленькие  Круги Луллия, разрезные картинки с изображением живой и неживой природы: рыба, медведь, человек, муравьи, птица,  цветы, деревья, море, камни, солнце, снег, облака, песок)

– Хотите узнать –  как взаимосвязаны  живая и неживая природа?

Чтобы существовали рыбы (живая природа), нужно, чтобы было море – вода (неживая природа). А что нужно, чтобы существовали цветы?

-Ребята, а человека к какой природе отнесём?   ( к живой природе)

– А как вы думаете, природа может быть без человека?   (может.)

-А человек без природы?   (нет, дети объясняют почему.)

– какое условие  нужно, чтобы росла и развивалась живая природа?

(тепло, питание, вода, воздух )

– Сейчас я предлагаю поработать парами  с кругами Луллия: на большой круг поместить обьекты  живой природы, а на маленький круг – поместить обьекты неживой природы. Между собой договариваемся, кто будет работать с какой природой. Затем проверяем друг друга и обьясняем взаимосвязь.

(Дети работают парами: во время работы обьясняют свои действия и

 выбор – что с чем взаимосвязано)

 

– Все ребята согласны друг с другом? Хорошо. А сейчас пойдемте все за мной –  может быть найдем что-то очень интересное. ( ходьба по группе друг за другом)

Физминутка:

Мы  к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнём,

А потом гулять пойдём.

 

– Молодцы ребята ,  отдохнули?  Посмотрите!!  Вы видели у нас в группе  эту волшебную дорожку раньше? Что-то интересное: да это же дорожка  признаков. Она ведет нас к чему-то интересному.( На полу выложена дорожка  с помощью спортивного инвентаря (кочки) с одной стороны признак , с обратной стороны обьект: Материал –бумага; Цвет – красный, форма – прямоугольная; Количество – цифра 1; Место – изображение библиотека. Дети по одному  распознают признак – обьект.

–  Что же это – вы хотите узнать? Красного цвета из бумаги прямоугольной формы ,одна и  находится в библиотеке.

 Дети подходят к столу –  угадывают, что это Красная книга .

-Ребята, а что это за книга? Что в ней? И почему она красного цвета?

(В ней занесены животные и растения , которые могут исчезнуть. Что бы люди помнили о них. Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное или растение  может исчезнуть!»)

– От чего они исчезают? (животных ловят и уничтожают охотники- браконьеры, растения рвут и топчут)

– Сейчас давайте пройдем на свои места и вы расскажете что вы знаете. Хорошо?

 

Дети садятся на стульчики.

– В нашей местности есть животные и растения, которые занесены в Красную книгу? Какие? ( Дети перечисляют: заяц – беляк, бабочка – махаон, стерлядь, ушастый еж, венерин башмачок)

– Сейчас я загадаю вам загадку об одном из них:

Белые фонарики на зелёной ножке

я весною встретила на лесной дорожке

(ландыш)

 

Системный оператор:

 

– Что мы знаем о ландыше?  Что это? (это растение)

– Что умеет делать? (расти, размножаться, развиваться)

– Из каких частей состоит растение?

– Где можно встретить ландыш? (в лесу или саду)

– Что надо обьекту, чтобы оно подросло? ( условия жизни)

– Какое оно было? Каким будет?

А знаете, что ландыши – это лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне им надо лечиться. Ландыш – ядовитое растение. Листья, а особенно плоды ландыша ядовиты. Ландыши собирают травники, несут в аптеку и готовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Почему рядом с изображением ландыша красный кружок? (Охраняемое лекарственное растение – ядовитое). 

– А мы с вами как- то можем помочь живой природе? Что в наших силах? ( не ловить животных, беречь их. Выращивать их, кормить зимой птиц. Растения сажать больше и не рвать и не ломать их)

– Молодцы ребята, рассказали о живой природе.  А к какой природе мы отнесем природные явления? Правильно –  к неживой.  Хотите мы сейчас выберем  те  природные явления , которые можно наблюдать  в нашем  родном Перелюбском районе Саратовской области.

Работа с  карточками лепбука – природные явления ( вулкан, гейзеры, северное сияние, наводнение) Дети выбирают: молния – гроза, радуга, ледоход, пожар, листопад, град.

(Дети садятся на свои места)

– Ребята, вы дружно работали сегодня!  Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете и помнить о том, что человек – часть природы.

– Давайте подведем итог нашего занятия: о   чем мы говорили

– Что на занятии вам понравилось, что было хорошо?

– Что тебя удивило на занятии?

– Спасибо за сегодняшнее занятие!

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ по познавательному развитию (окружающий мир) старшая группа Тема «Юные знатоки природы»