автор: Чернова Гульнара Александровна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад пос. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области”
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ по познавательному развитию (окружающий мир) старшая группа Тема «Юные знатоки природы»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад пос.Молодежный
Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Интегрированная
непосредственная образовательная деятельность
с использованием элементов ТРИЗ по
познавательному развитию (окружающий мир)
старшая группа
Тема « Юные знатоки природы»
МБДОУ «Детский сад п.Молодежный
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Чернова Г.А. педагог 1категории.
2018год.
Тема: « Юные знатоки природы»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: создавать условия для познавательного развития.
Задачи: Закреплять представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы)
Формировать элементарные представления о необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Развивать речь, внимание , умение давать полный ответ, слушать высказывания других.
Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе .
Планируемые результаты:
Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Иметь представления о различных природных объектах; Красной книге; природе родного края.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Иметь представление о родном крае.
Содержание
организованной деятельности детей:
– Ребята, сегодня к нам, на наше занятие приехали гости.
Давайте поздороваемся с ними и поделимся с ними нашими знаниями, согласны?
Дети здороваются и садятся на стульчики в ряд.
– Ребята, вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Внимательно послушайте стихотворение и тогда узнаете:
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло- голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг… (природа)
– Мы сегодня о чем будем говорить ? (о природе)
– Что такое природа? ( Природа – это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака , цветы)
– Что вы знаете о живой природе?
Дети: Живая природа – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы , человек.
Все живое не может жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.
Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается.
– Что вы знаете о неживой природе, расскажите.
Дети: Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается.
Это все, что вокруг нас – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух .
– Молодцы ребята, сейчас подойдем все к столикам, что вы видите? ( большие и маленькие Круги Луллия, разрезные картинки с изображением живой и неживой природы: рыба, медведь, человек, муравьи, птица, цветы, деревья, море, камни, солнце, снег, облака, песок)
– Хотите узнать – как взаимосвязаны живая и неживая природа?
Чтобы существовали рыбы (живая природа), нужно, чтобы было море – вода (неживая природа). А что нужно, чтобы существовали цветы?
-Ребята, а человека к какой природе отнесём? ( к живой природе)
– А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)
-А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)
– какое условие нужно, чтобы росла и развивалась живая природа?
(тепло, питание, вода, воздух )
– Сейчас я предлагаю поработать парами с кругами Луллия: на большой круг поместить обьекты живой природы, а на маленький круг – поместить обьекты неживой природы. Между собой договариваемся, кто будет работать с какой природой. Затем проверяем друг друга и обьясняем взаимосвязь.
(Дети работают парами: во время работы обьясняют свои действия и
выбор – что с чем взаимосвязано)
– Все ребята согласны друг с другом? Хорошо. А сейчас пойдемте все за мной – может быть найдем что-то очень интересное. ( ходьба по группе друг за другом)
Физминутка:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнём,
А потом гулять пойдём.
– Молодцы ребята , отдохнули? Посмотрите!! Вы видели у нас в группе эту волшебную дорожку раньше? Что-то интересное: да это же дорожка признаков. Она ведет нас к чему-то интересному.( На полу выложена дорожка с помощью спортивного инвентаря (кочки) с одной стороны признак , с обратной стороны обьект: Материал –бумага; Цвет – красный, форма – прямоугольная; Количество – цифра 1; Место – изображение библиотека. Дети по одному распознают признак – обьект.
– Что же это – вы хотите узнать? Красного цвета из бумаги прямоугольной формы ,одна и находится в библиотеке.
Дети подходят к столу – угадывают, что это Красная книга .
-Ребята, а что это за книга? Что в ней? И почему она красного цвета?
(В ней занесены животные и растения , которые могут исчезнуть. Что бы люди помнили о них. Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное или растение может исчезнуть!»)
– От чего они исчезают? (животных ловят и уничтожают охотники- браконьеры, растения рвут и топчут)
– Сейчас давайте пройдем на свои места и вы расскажете что вы знаете. Хорошо?
Дети садятся на стульчики.
– В нашей местности есть животные и растения, которые занесены в Красную книгу? Какие? ( Дети перечисляют: заяц – беляк, бабочка – махаон, стерлядь, ушастый еж, венерин башмачок)
– Сейчас я загадаю вам загадку об одном из них:
Белые фонарики на зелёной ножке
я весною встретила на лесной дорожке
(ландыш)
Системный оператор:
– Что мы знаем о ландыше? Что это? (это растение)
– Что умеет делать? (расти, размножаться, развиваться)
– Из каких частей состоит растение?
– Где можно встретить ландыш? (в лесу или саду)
– Что надо обьекту, чтобы оно подросло? ( условия жизни)
– Какое оно было? Каким будет?
А знаете, что ландыши – это лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне им надо лечиться. Ландыш – ядовитое растение. Листья, а особенно плоды ландыша ядовиты. Ландыши собирают травники, несут в аптеку и готовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Почему рядом с изображением ландыша красный кружок? (Охраняемое лекарственное растение – ядовитое).
– А мы с вами как- то можем помочь живой природе? Что в наших силах? ( не ловить животных, беречь их. Выращивать их, кормить зимой птиц. Растения сажать больше и не рвать и не ломать их)
– Молодцы ребята, рассказали о живой природе. А к какой природе мы отнесем природные явления? Правильно – к неживой. Хотите мы сейчас выберем те природные явления , которые можно наблюдать в нашем родном Перелюбском районе Саратовской области.
Работа с карточками лепбука – природные явления ( вулкан, гейзеры, северное сияние, наводнение) Дети выбирают: молния – гроза, радуга, ледоход, пожар, листопад, град.
(Дети садятся на свои места)
– Ребята, вы дружно работали сегодня! Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете и помнить о том, что человек – часть природы.
– Давайте подведем итог нашего занятия: о чем мы говорили
– Что на занятии вам понравилось, что было хорошо?
– Что тебя удивило на занятии?
– Спасибо за сегодняшнее занятие!