автор: Чиган Светлана Борисовна
Воспитатель МБДОУ №164 г. Баранул
Конспект занятия “Путешествие с капелькой”
Тема конспекта занятия:
«Путешествие с капелькой»
(образовательная деятельность экологического цикла)
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция: ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма – проведения: занятие – путешествие занятие-экспериментирование.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цели и задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении).
- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека.
- Развивать наблюдательность, внимание, любознательность, кругозор, аналитическое мышление и речь детей.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
- Прививать бережное отношение к воде. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Методы и приёмы:
- Игровой (введение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
- Практический (опыты)
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
- Продуктивный (рисование).
Материал, оборудование: «капли» воды, ёмкости для опытов (стаканчики), стакан с молоком, соль, сахар, ложечки; емкость для воды; краска (гуашь, акварель), кисточки, трубочки для коктейля, листы бумаги для рисования), фильтр-кувшин для воды.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за аквариумом (замена воды), за цветами (полив); проведение опытов со снегом (льдом); беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Ход занятия:
- Орг.момент:
(Дети с воспитателем замечают на столе несколько «капелек» воды. Начинают обсуждать: что это, откуда. Неожиданно забегает «Капелька» (педагог в костюме), в руках у нее пульверизатор с водой).
Капелька: Куда я интересно попала?
Воспитатель: А вы кто?
Капелька: Вы не узнали меня? (начинает брызгать на цветы и детей) Я – вода! Вернее, часть ее – Капелька! Нас, капелек, очень много и мы везде! Мои сестрички-капельки спрятались и вашей группе. Найдете?
Воспитатель: Давайте, ребята, поищем капельки. Где может спрятаться вода в нашей группе, кому она нужна? А отмечать сестричек – капелек мы будем красивыми «капельками» из бумаги.
- Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети с небольшой помощью педагога называют предметы в группе, которым нужна вода, а также где используется или содержится вода, прикрепляют туда бумажные «капельки»)
Дети: – (В уголке природы: возле растений): – Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают «капельку»)
– (У аквариума): – Рыбки и некоторые растения живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды. (Приклеивают «капельку»)
– (Около раковины (мойки)): – Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают «капельку»)
– (В игровом уголке): – Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают «капельку»)
– (В уголке стоят игрушечные животные и птицы): – Вода нужна животным, птицам, насекомым, чтобы жить. (Приклеивают «капельку»)
– (У стола, на котором стоит бутыль (кулер) с водой): – Вода нужна, чтобы мы могли её попить, так как человек не может жить без воды. (Приклеивают «капельку»)
– (В туалетной комнате): – Вода нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают «капельку»)
Капелька: Ребята, вы молодцы! Но вы еще не все знаете о воде, и поэтому я вас приглашаю в мою лабораторию по изучению свойств воды!
Воспитатель: Какое интересное предложение! Ребята, вы хотели бы стать настоящими учеными и познакомиться с водой поближе? Тогда мы отправляемся в путешествие!
(дети с воспитателем и «Капелькой» перемещаются в «лабораторию» (в музыкальный зал), где на столах расположено оборудование для опытов)
- Опытно-экспериментальная деятельность
(звучит негромкая «Музыка воды»)
Капелька: Вот мы с вами и оказались в нашей лаборатории. Здесь мы изучаем свойства воды.
– Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, я предлагаю «умыться и помыть руки», ведь нельзя в научную лабораторию заходить чумазыми, с грязными руками.
Массаж лица
Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.
Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым
глазам от внутреннего края века к внешнему.
Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по
щекам.
Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.
Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами виски.
– Теперь вы готовы!
– Ребята, так что же такое вода?
Дети: – Вода – это жидкость. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Капелька: Вы хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой? Проходите к столам, удобно устраивайтесь.
(на столах каждому ребенку стоит по 2 стакана (пустой и с чистой питьевой водой), под руководством педагогов дети переливают воду из одного стакана в другой, наблюдают, делают выводы)
Дети: – Вода это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода – бесформена, но может приобретать форму предмета».
Капелька: Вы, наверное, замечали, что когда воду проливаем, она растекается в разные стороны. Значит, вода – бесформена. Но мы ей можем придать форму! (педагог наливает воду в емкости разных форм и размеров, дети наблюдают и делают вывод)
Вывод: вода может принимать форму предмета, в который ее наливают.
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».
Капелька: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей)
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса».
Капелька: А какой вкус у воды? Сладкий? Горький? Соленый? (ответы детей)
Мы можем ее попробовать, только напоминаю: нельзя пить все подряд, только то, что разрешают взрослые, иначе можно оказаться в больнице!
(дети пробуют воду на вкус в их стаканах, делают выводы)
Дети: – Вода не имеет вкуса, она безвкусна.
Опыт № 5 «Вода приобретает вкус».
(Детям раздаются чашечки с солью или сахаром, ложечки).
Капелька: Ребята, давайте проведём с вами еще один небольшой опыт. Перед вами на столе чашечки. Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, а нюхать их нужно очень осторожно.
Дети: – Сахар и соль.
Капелька: – Возьмите ложечкой сахар или соль и размешайте в стакане. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (педагог демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: Оказывается, хоть вода и безвкусна, она может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 6 «Вода бесцветная».
Капелька: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
(На столе у педагога стакан с молоком, стакан с водой).
Капелька: Ребята, сейчас я опущу по очереди ложку в стакан с молоком и в стакан с водой: в каком стакане видно ложку? Почему? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
Опыт № 7 «Вода может менять цвет».
Капелька: Ребята, а вы знаете, что вода может изменять свой цвет? Хотите убедиться в этом?
(На столе стакан с небольшим количеством воды, кисточка, краска, дети набирают краску кисточкой и смывают ее в стаканчике, наблюдают, делают выводы)
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье? – Попробуйте это сделать дома.
– А воду, которая у нас получилась – можно пить? Почему?
(просмотр мультфильма «Чистая вода»)
Капелька: Ребята, чтобы вода была чистая – ее очищают специальными фильтр-кувшинами (показывает фильтр Аквафор). Внутри такой коробочки (кассеты) есть специальная губка с углем, которая не дает грязи попасть в ваш стакан. Но это можно сделать дома.
А как вода очищается и попадает к нам домой?
– Ребята, с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки. Но можно ли такую воду пить? Нет, в ней встречаются частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на те, что мы изготовили сами, и только потом она попадает в водопровод. Такой водой можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую, отфильтрованную воду нельзя пить прямо из-под крана. В ней еще могли остаться микробы. Уничтожать такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду нужно нагреть, прокипятить. И только тогда ее можно пить.
(просмотр мультфильма «Очищение воды»)
Вывод: если нужно почистить много загрязненной воды, то строят специальные очистные сооружения, на которых вода очищается от загрязнений и по водопроводным трубам поступает в наши дома.
Воспитатель: Уважаемая Капелька, а что произойдет, если воду не очищать?
Капелька: А сейчас я вам покажу.
(просмотр презентации «Загрязнение воды»)
То, что вода в водоемах такая грязная – результат отношения к природе человека. Заводы и фабрики загрязняют воздух, сбрасывают отходы производства в реки и озера.
Качество воды в водоемах ухудшается с каждым годом. И поэтому мы должны защищать воду! Как?
Без воды невозможно жить на земле. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Давайте, ребята, мы будем беречь, и охранять воду. Экономно использовать воду, закрывать кран, не загрязнять водоемы, убирать мусор на берегах.
Воспитатель: Спасибо тебе, Капелька, мы теперь очень много узнали о воде. Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Что мы знаем о воде»
- Физминутка
Мы узнали о воде!
Говорят, она везде! В луже, в море, океане И в водопроводном кране. Без неё нам не умыться, Не покушать, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! Вы её в пруду найдёте И в сыром лесном болоте, Путешествует всегда Наша спутница – вода! На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! |
(показывают «Волну» руками)
(разводят руки в стороны) (показывают «размер»: маленький, большой…) (показывают, как открывают кран) (действия по тексту) (машут головой) (шагают) (бег на месте) (поднимают руки и «оседают» вниз) (показывают большой палец) |
– А чтобы зря не тратить воду, я предлагаю провести еще один опыт. Мы уже знаем, что вода может течь. Давайте попробуем еще раз, и в этом нам поможет трубочка, которой мы будем разгонять воду в разные стороны.
– Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик кап, да кап, | (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки) |
Ты не капай больше так! | (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки) |
Хватит землю поливать, | (Грозить указательным пальцем, знак отрицания) |
Нам пора всем рисовать! | (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги и движение кисточкой) |
- Совместная деятельность (Кляксография)
(во время рисования звучит «Музыка воды»)
Воспитатель: Проходите, ребята, за столы. И ты, Капелька. У вас на столах есть баночка с цветной водой, лист бумаги и трубочка. Я предлагаю капнуть немного воды на лист из стакана и раздуть при помощи трубочки воду в разные стороны.
(дети с педагогом «рисуют» водой)
Капелька: Какие интересные узоры получаются у вас, ребята! Это похоже на ветку дерева, это – на морские водоросли.
Воспитатель: Сейчас наши работы еще мокрые, но когда они высохнут, на следующем занятии мы сможем добавить какие-нибудь детали, чтобы получился законченный рисунок, и пригласим тебя, Капелька, на нашу выставку.
Капелька: Я с удовольствием приду к вам, ребята, еще раз. И расскажу еще много интересного о воде!
Воспитатель: Спасибо тебе, Капелька, теперь ребята знают очень много о воде. И мы с ребятами обязательно будем бережно относиться к ней, беречь ее.
Капелька: – Ребята, я благодарю вас за хорошую работу в нашей лаборатории и дарю вам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Каждому ребёнку вручается капелька)
- Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»
– Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
– Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
– Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
– Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить – эту или эту? А почему?
– Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.
– Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.
– А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.