автор: Чирикова Елена Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ “НШ-ДС “Росток”, Республика Хакасия

Рабочая программа внеурочной деятельности “Калейдоскоп слов”

Рабочая программа внеурочной деятельности “Калейдоскоп слов”

Аннотация

 

        Программа кружка «Калейдоскоп слов» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

          Программа направлена на  развитие познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также  коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

           В результате изучения данного курса в 1-ом классе у обучающихся  развиваются творческие способности, различные виды памяти, внимания, воображения, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

         

 

  1. Пояснительная записка

    Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Цель курса: расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных уровнях обучения.

Задачи:

Обучающие:

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

  1.  Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели кружка;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные УУД

Обучающиеся должны знать:

 Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов. 
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. 
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. 
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Отгадывать загадки.

III  Содержание курса.

Тема 1. Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука».

Тема 2. Звучащая строка. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Развитие фонематического слуха.

Тема 3. Что такое фонография или звукозапись? Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 4. Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы..

Тема 5. Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях.  Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Тема 8. Имена вещей.

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10. В царстве смыслов много дорог. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 11. Как и почему появляются новые слова? Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12. Многозначность слова. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,

Тема 14. Об одном и том же- разными словами. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 15. Как возникают названия. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16. Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17. Фразеологические обороты. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.

Тема 18. Словари «чужих» слов. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты».

Тема 19. Капитан и капуста. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема 20. «Он весь свободы торжество». Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 21. Мы говорим его стихами. Вводятся понятия «крылатые выражения» . Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 22. Слова, придуманные писателями. Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина

Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. Изучение особенностей устаревших слов.

Знакомство со словами- новичками.

Тема 24. Словарь языка Пушкина. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 25. Смуглая Чернавка. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26. Паронимы, или «ошибочные» слова. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29. Словарь- грамотей. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря .Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 31. Какие бывают имена? Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 32. Древнерусские имена. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Тема 33. Отчество и фамилия. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. Надо ли останавливаться перед зеброй?

Тема 34. В мире безмолвия и неведомых звуков.  Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням».  Игры « Добавки», «Знаешь сам – расскажи нам».

Тема 35. В Страну Слов. Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).                                                     

Тема 36 Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов.   Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Тема 37.  Выбор друзей в   Стране Слов. Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на

 букву …”.Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 38.  К несметным сокровищам Страны Слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема  39. Удивительные невидимки звуки . Чудесные превращения слов.    Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 40.  В гости к Алфавиту. Сказка о веселом язычке. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 41,42  Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 43.  К тайнам звуков и букв. Артикуляционная гимнастика . Чистоговорки и скороговорки. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

Тема 44  В Страну Говорящих Скал.   Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема 45. В глубь веков на Машине времени.  Решаем анаграммы.  Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 46,47  В Королевстве Ошибок. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 48.  Парад орфограмм.  Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

Тема 49  Безударные гласные. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”             Тема 50. Парные согласные.   Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 51 Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы

Тема 52. Непроизносимый согласный.  Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Тема 53 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 54 На карнавале слов. Рассказ учителя о словах-двойниках. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема  55. Слова – спорщики.  Слова с противоположным значением. (Антонимы). Подбор антонимов. Дидактические игры

Тема 56.   В театре близнецов.  Слова-друзья. Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов.)        Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 57.  Месяцы-кудесники . Оформление книжек-малышек о месяцах.   Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.                              Тема 58. Фразеологизмы. Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра  « Найди друзей ».

Тема 59.  Необычный урок.  Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай – ка!» со словами – антонимами.

Тема 60.  Олимпиада по русскому языку. Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Когда один, когда много. Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Игра «Домино».Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.

Тема 62  К словам – родственникам. Почему их так назвали? Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!».

Тема  63. Экскурсия в прошлое..     Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 64. Занимательные кроссворды. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимами

Тема 65.  Полёт в будущее. Игры с буквами и словами. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 66.  КВН. Занимательные кроссворды.

       Формы проведения занятий:

– индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

– фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

– групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

– коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

– самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

        Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, просмотр и анализ  текстов.

 

  1. Тематическое планирование (2 часа в неделю, всего – 66 часов)

 

п/п

Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
план факт
Звуки – не буквы! 1 06.09
Звучащая строка. 1 08.09
Что такое орфоэпия? 1 13.09
Что такое фонография или звукозапись? 1 15.09
Банты и шарфы. 1 20.09
«Пигмалион» учит орфоэпии. 1 22.09
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 1 27.09
Слова, обозначающие предметы. Имена вещей. 1 29.09
О словарях энциклопедических и лингвистических. 1 04.10
В царстве смыслов много дорог. 1 06.10
Как и почему появляются новые слова? 1 11.10
«Откуда катится каракатица? «О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 13.10
Об одном и том же — разными словами. 1 18.10
Как возникают названия. 1 20.10
Слова – антиподы.Синонимы 1 25.10
Фразеологические обороты. 1 27.10
Словари «чужих» слов. 1 01.11
Капитан и капуста. 1 10.11
«Он весь свободы торжество». 1 15.11
Мы говорим его стихами. 1 17.11
Слова, придуманные писателями. 1 22.11
Слова уходящие и слова – новички. 1 24.11
Словарь языка Пушкина. 1 29.11
Смуглая Чернавка.Имена. 1 01.12
Паронимы, или «ошибочные слова». 1 06.12
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 1 08.12
Какой словарь поможет избежать ошибок? 1 13.12
Словарь- грамотей. 1 15.12
История происхождения слов. 1 20.12
Какие бывают имена? 1 22.12
Древнерусские имена. 1 27.12
Отчество и фамилия. 1 12.01
Игра. Русский алфавит или азбука. 1 17.01
Сказочный  переполох. 1 19.01
Надо ли останавливаться перед зеброй? 1 24.01
Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов.   1 26.01
Игры со словами. 1 31.01
Выбор друзей в Стране Слов Весёлые буквы гласные. 1 02.02
К несметным сокровищам Страны Слов Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л. 1 07.02
Чудесные превращения слов Удивительные невидимки звуки 1 09.02
В гости к Алфавиту 1 14.02
Сказка о веселом язычке. 1 16.02
К тайнам звуков и букв Артикуляционная гимнастика 1 28.02
Чистоговорки и скороговорки. 1 02.03
В Страну Говорящих Скал Занимательные кроссворды. 1 07.03
Решаем анаграммы 1 09.03
В Королевстве Ошибок. 1 14.03
Парад орфограмм. 1 16.03
Безударные гласные. 1 21.03
Парные согласные. 1 23.03
Непроизносимый согласный. 1 04.04
Чудеса в Стране Слов. 1 06.04
К словам разнообразным, одинаковым, но разным 1 11.04
На карнавале слов 1 13.04
Слова – спорщики. 1 18.04
Слова – друзья. В театре близнецов. 1 20.04
Месяцы-кудесники 1 25.04
Фразеологизмы. 1 27.04
Необычный урок Разгадываем ребусы. 1 02.05
Олимпиада по русскому языку 1 04.05
Когда один, когда много. 1 11.05
К словам – родственникам. Почему их так назвали? 1 16.05
Экскурсия в прошлое. 1 18.05
Конкурс «Русский марафон» 1 23.05
Полёт в будущее.   Игры с буквами и словами.  1 25.05
Занимательные кроссворды. 1 30.05
Итого 66 часов
Рабочая программа внеурочной деятельности “Калейдоскоп слов”