автор: Чирикова Елена Николаевна
Учитель начальных классов МБОУ “НШ-ДС “Росток”, Республика Хакасия
Рабочая программа внеурочной деятельности “Калейдоскоп слов”
Рабочая программа внеурочной деятельности “Калейдоскоп слов”
Аннотация
Программа кружка «Калейдоскоп слов» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
В результате изучения данного курса в 1-ом классе у обучающихся развиваются творческие способности, различные виды памяти, внимания, воображения, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
- Пояснительная записка
Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель курса: расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных уровнях обучения.
Задачи:
Обучающие:
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
- Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели кружка;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные УУД
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Отгадывать загадки.
III Содержание курса.
Тема 1. Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука».
Тема 2. Звучащая строка. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Развитие фонематического слуха.
Тема 3. Что такое фонография или звукозапись? Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 4. Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы..
Тема 5. Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Тема 8. Имена вещей.
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,
Тема 14. Об одном и том же- разными словами. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
Тема 18. Словари «чужих» слов. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты».
Тема 19. Капитан и капуста. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 20. «Он весь свободы торжество». Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 21. Мы говорим его стихами. Вводятся понятия «крылатые выражения» . Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 22. Слова, придуманные писателями. Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. Изучение особенностей устаревших слов.
Знакомство со словами- новичками.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибочные» слова. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря .Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 32. Древнерусские имена. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Тема 33. Отчество и фамилия. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. Надо ли останавливаться перед зеброй?
Тема 34. В мире безмолвия и неведомых звуков. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры « Добавки», «Знаешь сам – расскажи нам».
Тема 35. В Страну Слов. Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).
Тема 36 Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Тема 37. Выбор друзей в Стране Слов. Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на
букву …”.Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 38. К несметным сокровищам Страны Слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема 39. Удивительные невидимки звуки . Чудесные превращения слов. Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 40. В гости к Алфавиту. Сказка о веселом язычке. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 41,42 Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 43. К тайнам звуков и букв. Артикуляционная гимнастика . Чистоговорки и скороговорки. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.
Тема 44 В Страну Говорящих Скал. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема 45. В глубь веков на Машине времени. Решаем анаграммы. Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 46,47 В Королевстве Ошибок. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 48. Парад орфограмм. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”
Тема 49 Безударные гласные. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” Тема 50. Парные согласные. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 51 Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы
Тема 52. Непроизносимый согласный. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Тема 53 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 54 На карнавале слов. Рассказ учителя о словах-двойниках. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 55. Слова – спорщики. Слова с противоположным значением. (Антонимы). Подбор антонимов. Дидактические игры
Тема 56. В театре близнецов. Слова-друзья. Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 57. Месяцы-кудесники . Оформление книжек-малышек о месяцах. Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. Тема 58. Фразеологизмы. Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра « Найди друзей ».
Тема 59. Необычный урок. Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай – ка!» со словами – антонимами.
Тема 60. Олимпиада по русскому языку. Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Когда один, когда много. Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Игра «Домино».Упражнения на развитие внимания и наблюдательности, упражнения на развитие памяти.
Тема 62 К словам – родственникам. Почему их так назвали? Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!».
Тема 63. Экскурсия в прошлое.. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 64. Занимательные кроссворды. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимами
Тема 65. Полёт в будущее. Игры с буквами и словами. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 66. КВН. Занимательные кроссворды.
Формы проведения занятий:
– индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
– фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
– групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
– коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
– самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, просмотр и анализ текстов.
- Тематическое планирование (2 часа в неделю, всего – 66 часов)
№
п/п |
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
|
Звуки – не буквы! | 1 | 06.09 | |
|
Звучащая строка. | 1 | 08.09 | |
|
Что такое орфоэпия? | 1 | 13.09 | |
|
Что такое фонография или звукозапись? | 1 | 15.09 | |
|
Банты и шарфы. | 1 | 20.09 | |
|
«Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | 22.09 | |
|
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | 27.09 | |
|
Слова, обозначающие предметы. Имена вещей. | 1 | 29.09 | |
|
О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | 04.10 | |
|
В царстве смыслов много дорог. | 1 | 06.10 | |
|
Как и почему появляются новые слова? | 1 | 11.10 | |
|
«Откуда катится каракатица? «О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | 13.10 | |
|
Об одном и том же — разными словами. | 1 | 18.10 | |
|
Как возникают названия. | 1 | 20.10 | |
|
Слова – антиподы.Синонимы | 1 | 25.10 | |
|
Фразеологические обороты. | 1 | 27.10 | |
|
Словари «чужих» слов. | 1 | 01.11 | |
|
Капитан и капуста. | 1 | 10.11 | |
|
«Он весь свободы торжество». | 1 | 15.11 | |
|
Мы говорим его стихами. | 1 | 17.11 | |
|
Слова, придуманные писателями. | 1 | 22.11 | |
|
Слова уходящие и слова – новички. | 1 | 24.11 | |
|
Словарь языка Пушкина. | 1 | 29.11 | |
|
Смуглая Чернавка.Имена. | 1 | 01.12 | |
|
Паронимы, или «ошибочные слова». | 1 | 06.12 | |
|
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | 08.12 | |
|
Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | 13.12 | |
|
Словарь- грамотей. | 1 | 15.12 | |
|
История происхождения слов. | 1 | 20.12 | |
|
Какие бывают имена? | 1 | 22.12 | |
|
Древнерусские имена. | 1 | 27.12 | |
|
Отчество и фамилия. | 1 | 12.01 | |
|
Игра. Русский алфавит или азбука. | 1 | 17.01 | |
|
Сказочный переполох. | 1 | 19.01 | |
|
Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | 24.01 | |
|
Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов. | 1 | 26.01 | |
|
Игры со словами. | 1 | 31.01 | |
|
Выбор друзей в Стране Слов Весёлые буквы гласные. | 1 | 02.02 | |
|
К несметным сокровищам Страны Слов Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л. | 1 | 07.02 | |
|
Чудесные превращения слов Удивительные невидимки звуки | 1 | 09.02 | |
|
В гости к Алфавиту | 1 | 14.02 | |
|
Сказка о веселом язычке. | 1 | 16.02 | |
|
К тайнам звуков и букв Артикуляционная гимнастика | 1 | 28.02 | |
|
Чистоговорки и скороговорки. | 1 | 02.03 | |
|
В Страну Говорящих Скал Занимательные кроссворды. | 1 | 07.03 | |
|
Решаем анаграммы | 1 | 09.03 | |
|
В Королевстве Ошибок. | 1 | 14.03 | |
|
Парад орфограмм. | 1 | 16.03 | |
|
Безударные гласные. | 1 | 21.03 | |
|
Парные согласные. | 1 | 23.03 | |
|
Непроизносимый согласный. | 1 | 04.04 | |
|
Чудеса в Стране Слов. | 1 | 06.04 | |
|
К словам разнообразным, одинаковым, но разным | 1 | 11.04 | |
|
На карнавале слов | 1 | 13.04 | |
|
Слова – спорщики. | 1 | 18.04 | |
|
Слова – друзья. В театре близнецов. | 1 | 20.04 | |
|
Месяцы-кудесники | 1 | 25.04 | |
|
Фразеологизмы. | 1 | 27.04 | |
|
Необычный урок Разгадываем ребусы. | 1 | 02.05 | |
|
Олимпиада по русскому языку | 1 | 04.05 | |
|
Когда один, когда много. | 1 | 11.05 | |
|
К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 1 | 16.05 | |
|
Экскурсия в прошлое. | 1 | 18.05 | |
|
Конкурс «Русский марафон» | 1 | 23.05 | |
|
Полёт в будущее. Игры с буквами и словами. | 1 | 25.05 | |
|
Занимательные кроссворды. | 1 | 30.05 | |
Итого | 66 часов |