автор: Шаповалова Галина Валерьевна

педагог-психолог ЧОУ-Гимназия 212 “Екатеринбург-Париж”

Модель психологической поддержки самоактуализации личности. Проект гимназии «Ты – талантлив!»

Модель психологической поддержки самоактуализации личности.

Проект гимназии «Ты – талантлив!»

Г.В. Шаповалова Г.В.

педагог-психолог,

ЧОУ-Гимназия № 212 «Екатеринбург-Париж»,

г. Екатеринбург

Аннотация

Интерес к вопросу одаренности и поддержка ее в образовательном учреждении в настоящее время очень высок. Это объясняется потребностями общества и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Делая акцент на именно на эти тезисы, в гимназии реализуется проект «Ты талантлив», направленный на помощь талантливым учащимся в разностороннем личностном развитии и подготовка личности, способной реализовываться в условиях социально-экономических преобразований.

Ключевые слова

Одаренность

Проект

Поддержка

Социализация

Психологическое сопровождение

В условиях современного общества особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. В то же время появляется противоречие. С одной стороны, установка на массовость образования, с другой стороны, поиск и развитие одаренных детей, которые требуют специальных методик. Другим недостатком современного образования является стандартизация многих моментов обучения в школе: единое время для всех учащихся на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые методики ведения урока, на которые влияет индивидуальность учителя. А также слабая ориентация на индивидуализацию обучения: слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов, влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе.

Конечно, говорить, такая работа не ведется, нельзя, но часто она носит достаточно бессистемный характер. Дополнительные спецкурсы и факультативы по углубленному изучению предмета, подготовку к олимпиадам, участие в конкурсах оплачиваются за счет родителей. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей, ослабленность научно – методической поддержки педагогов в работе с данной категорией учащихся.

В связи с этим гимназии стал необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Цель проекта – создание образовательного пространства гимназии для реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Задачи проекта:

  • Создать благоприятные условия для развития  интеллектуальных, творческих способностей и личностного роста одаренных детей.
  • Разработать и внедрить программу работы с одаренными детьми в систему образовательного процесса.
  • Осуществить повышение квалификации педагогов гимназии, как одно из условий в работе с одаренными учащимися.
  • Наладить взаимодействие по вопросам педагогического просвещения родителей по вопросам одаренности.

Ожидаемые конечные результаты проекта:

увеличение количества одаренных детей гимназии;

максимальное участие одаренных гимназистов в разнообразных видах и формах деятельности творческого характера, организуемых на различных уровнях;

наличие нормативных правовых документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в школе;

наличие сборников методических разработок по работе с одаренными детьми;

увеличение количества педагогических работников, обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми;

положительная динамика количества победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, игр различных уровней.

Этапы реализации Проекта

  1. Целевой этап (2015 – 2016 гг.) – разработка программы выявления и поддержки одаренных детей, создание системы переподготовки кадров для работы с одаренными детьми, психолого-педагогическая диагностика учащихся школы.
  2. Операционально-деятельностный этап (2016-2017 гг.) –планирование, организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Психологическое сопровождение одаренных детей.
  3. Этап мориторинга (2017-2018 гг.) –контроль и анализ реализации проекта и результатов, определение проблем, пути их решений и составление  план дальнейшей работы в этом направлении.

Содержание проекта

Выявление одаренных детей.

Метод диагностики Источник

информации

Вид информации
  1. Наблюдение
Учителя, воспитатели, психологи и др. Определение списка одаренных детей
2.Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации Учителя, воспитатели, психологи и др. Данные наблюдений, рейтинги, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты
3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений Родители и другие члены семьи Сведения о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии
4. Оценка учащегося его сверстниками Одноклассники, друзья, члены кружка Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях
5.Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. Учащиеся Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения и обучения
6. Оценка работ, достижений, школьной успеваемости Учителя, специалисты в соответствующих областях, психологи Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная)
7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов) Психолог Тестовые показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося

 

Программа мероприятий по реализации проекта

Мероприятия Сроки Ответственные Предполагаемый результат
Аналитическая деятельность
1. Управленческая деятельность
1.1. Освоение современных педагогических технологий В течение года Пед. коллектив Создание модели педагогической деятельности
1.2. Создание здоровьесберегающей

среды

В течение

года

Администрация,

психолог

Соблюдение требований

здоровьесберегающих

технологий организации

УВП

1.3. Создание системы

педагогического мониторинга

В течение года Администрация,

психолог

Повышение качества знаний учащихся
2. Организационно – педагогическая деятельность
2.1 Определение целей, задач, содержания работы с мотивированными учащимися. Июнь- август Администрация,

психолог

Планирование работы гимназии в новом учебном году
2.2. Проведение семинара с педагогами «Определение направлений работы с целью повышения учебной мотивации у учащихся» По

запросу

Психолог Семинар
2.3. Индивидуальные планы и консультации для одаренных учащихся сентябрь Педагоги,

психолог

План работы с учащимися
2.4. Анализ диагностики и мониторинга качества и компетенций учащихся 5-11 классов Каждую четверть и по итогам учебного года классные руководители, учителя- предметники Составление сравнительных таблиц и диаграмм
2.5. Планирование системы интеграции основного и дополнительного образования в гимназии Август- сентябрь Администрация,

психолог

Составление комплексного планирования с учетом интеграции основного и ДО
3. Работа с родителями
3.1. Создание условий для

равноправного взаимодействия школы и семьи

(тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектно – исследовательской деятельности, анкетирование, участие в гимназических проектах «Погружение»)

В течении

года

Администрация,

психолог

Вовлечение родителей в

школьную жизнь

3.2. Изучение социального заказа родителей одаренных учащихся В течение года Администрация,

психолог

Составление плана работы с родительской общественностью
3.3. Осуществление совместной работы коллектива гимназии и родителей по созданию условий успешности обучения одаренных учащихся В течение года Администрация,

Психолог, классные руководители, члены родительского комитета

Участие в общешкольных и городских мероприятиях
3.4. Осуществление взаимодействия родителей и учащихся с целью развития творческих и интеллектуальных способностей в ходе участия в системе ДО, внеурочной деятельности В течение года Администрация,

психолог,

классные руководители, члены родительского комитета

Организация и поведение совместных мероприятий
4. Здоровьесберегающая деятельность
4.1. Анализ заболеваемости учащихся и выявление причин В течение года Мед.работник Карта здоровья
4.2. Изучение факторов создания здоровьясберегающей среды сцелью рациональной организации учебной деятельности и снижение

перегрузок учащихся

В течение года Администрация,

Психолог, мед.работник

Рекомендации для педагогов
4.3. Планирование и проведение профилактической работы против вредных привычек В течение года Психолог Цикл занятий
4.4. Осуществление контроля за выполнением норм СанПиН В течение года Администрация Создание условий организации УВП, предупреждение заболеваний
5. Организационно-исполнительская деятельность
5.1. Отбор содержания образования
5.1.1. Расширение сети предпрофильного образования (элективные куры, факультативы) Август- сентябрь Директор, зам. директора по УВР Обеспечение условий развития способностей учащихся на программном уровне
5.1.2. Развитие качества образования путем введения углубленного изучения отдельных предметов В течение года Директор, зам.директора по УВР Освоение педагогами и учащимися новых предметных содержаний
5.1.3. Созданий условий для индивидуальной работы с одаренными учащимися В течение года Администрация,

Психолог,

Педагоги

Заседание МО
5.1.4. Обеспечение психолого- педагогического сопровождения учебного процесса Сентябрь- октябрь психолог Разработка и реализация программы
5.1.5. Использование библиотечно-информационных ресурсов гимназии В течение года библиотекарь Создание каталога научно-методической литературы
5.1.6. Изучение новых подходов к

содержанию образования

В течение года Администрация,

Психолог,

педагоги

методические разработки сценариев уроков и занятий
6. Система мониторинга
6.1. Изучение методики по организации учебной деятельности учителей на уроках по отработке форм и методов, способствующих развитию интеллектуальных и исследовательских умений учащихся В течение года Администрация,

психолог

Составление рекомендаций для обсуждения на заседаниях МО, анализ и выработка единых

требований для работы с мотивированными учащимися

6.2. Контроль за внедрением в практику преподавания новых УМК В течение года Администрация,

психолог

Оказание методической помощи учителям- предметникам
6.3. Изучение методики работы учителей по формированию навыков и умений: самостоятельнй учебной деятельности; работы с научной литературой и  сетью Интернет, использование их в подготовке к олимпиадам, конкурсам В течение года Администрация,

психолог

Обобщение опыта учителей, формирование банка передовых технологий, распространение опыта среди коллег
6.4. Изучение методики работы учителей-предметников по подготовке проектных и исследовательских работ учащихся для представления на конкурсах разных уровней Ноябрь- январь Администрация,

психолог

Заседание МО
6.5. Изучение эффективности применения и внедрения новых технологий на уроках и во внеклассной деятельности В течение года Администрация,

психолог

Создание условий для повышения квалификации педагогов, организации обобщения передового опыта в ОУ, самообразования
7. Работа с педагогическими кадрами
7.1. Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров В течение года Администрация Совершенствование профессионального мастерства педагогов, организация педагогического роста, внедрение инновационных технологий деятельности
7.2. Деятельность творческих групп учителей В течение года Психолог Подготовка и проведение педагогических советов, семинаров и конференций, открытых уроков
7.3. Работа с учителями по организации проектно-исследовательской деятельности Сентябрь- январь Администрация,

психолог

Подготовка проектных и исследовательских работ учащихся, участие в конкурсе
7.4. Организация постоянно действующего семинара

«Одаренные дети» для классных руководителей  с привлечением врача, психолога, специалистов.

Ежегодно Психолог Совершенствование профессионального мастерства педагогов, организация педагогического роста, внедрение инновационных технологий деятельности
8. Создание воспитательного пространства
8.1. Формирование положительного мира увлечений и интересов В течение года классные руководители, психолог Участие в деятельности кружков по интересам, развитие системы дополнительного образования
8.2. Формирование и укрепление школьных традиций В течение года классные руководители, психолог Развитие творческих способностей учащихся, расширение познавательного кругозора
8.3. Привлечение гимназистов в проект «Погружение в культуру» В течение года классные руководители, психолог Развитие творческих способностей учащихся, расширение познавательного кругозора
8.4. Реализация лингвистического проекта «Россия, Англия, Франция: чем мы похожи» В течение года классные руководители, психолог,

учителя иностранных языков

Развитие лингвистических способностей учащихся, расширение познавательного кругозора
9. Психолого-педагогическое сопровождение мотивированных (одаренных) учащихся
9.1. Психолого-педагогическое исследование обучающихся Сентябрь, январь, май Психолог Составление рекомендаций для педагогов
9.2. Создание психологических условий для преодоления трудностей в учебе и формирования комфортности обучения и развития учащихся в ОУ В течение года Администрация, психолог Программа работы психологов с мотивированными учащимися
9.3. Психологическое обеспечение образовательных программ В течение года Психолог Развитие социально- психологических компетентности и культуры учащихся, родителей, педагогов
9.4. Оказание содействия учащимся в решении актуальных задач развития, обучения и социализации В течение года Психолог, учителя- предметники Эффективные пути решения задач развития и затруднения учащихся
9.5. Создание и проведение системы тренинговой и индивидуальной поддержки и развития одарённых детей В течение года Психолог Циклы занятий, тренингов,

Семинаров,

тематические и проблемные мини – курсы

9.6. Повышение психологической компетентности субъектов образовательного процесса В течение года Психолог Циклы занятий, тренингов,

Семинаров,

тематические и проблемные мини – курсы

9.6. Создание среды взаимодействия с родителями данной категории детей Ежегодно Психолог Циклы занятий с родителями
9.7. Создание клуба «Актив», с целью поддержки активных гимназистов Ежегодно Психолог Работа клуба
10. Прогностическая деятельность
10.1. Создание условий для организации проектно-исследовательского движения учащихся совместно с педагогами (итог – научно-практическая конференция) Сентябрь- февраль психолог учителя- предметники проведение индивидуальных консультаций для учащихся, участие в конференциях разного уровня
11. Поддержка и социальная защита одаренных детей
11.1 Учредить скидки победителям областных, российских олимпиад. Ежегодно Администрация Положение о скидках
11.2 Проводить конкурс «Я – лучший» для учащихся 8, 9, 10, 11 классов. Ежегодно Администрация Положение о конкурсе
11.3 Оформить портреты учащихся, окончивших школу с золотой и серебряной медалью, победителей областных, российских олимпиад на стенде «Гордость гимназии». Ежегодно Администрация Доска почета
11.4 Разработать систему поощрения одаренных учащихся через органы ученического самоуправления, совета старшеклассников. Постоян. Администрация психолог положение
11.5 Продолжить работу со средствами массовой информации по освещению вопроса достижений одаренных детей. 2015-2018 Администрация

Достижения учащихся по каждой направленности являются главным показателем успешной реализации разработанного проекта. Следуя основным направлениям Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «… развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой образовательной школы» главным направлением деятельности нашей гимназии является: общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании.

Распространение результатов

Данный проект направлен на создание благоприятных условий для развития одаренных детей, создание условий для обучения на достаточно высоком уровне и обеспечения дальнейшей профессиональной деятельности и возможности профессионального роста.

Результаты проекта могут применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена методическими и технологическими наработками. Составленный комплект диагностических методик необходимо оснастить компьютерными технологиями. Будет создан информационный банк данных на электронных носителях.

Список литературы

  1. Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. М., 2003.
  2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1975.
  3. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. Одаренные дети. М., 1991.
  4. Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. Курган, 2009.
  5. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
  6. Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах): дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1994.
  7. Зуева В.Э., Качковская И.В. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми. URL: http://festival.1september.ru/ articles/310026/.
  8. Ильин Е. П. Психология творчества креативности одаренности. СПб., 2009.
  9. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону, 2004.
  10. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003.
  11. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. М., 2004.
  12. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
  13. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности //Школа здоровья. 1999. №3. С. 41-55.
Модель психологической поддержки самоактуализации личности. Проект гимназии «Ты – талантлив!»