автор: Шаповалова Галина Валерьевна
педагог-психолог ЧОУ-Гимназия 212 “Екатеринбург-Париж”
Модель психологической поддержки самоактуализации личности. Проект гимназии «Ты – талантлив!»
Модель психологической поддержки самоактуализации личности.
Проект гимназии «Ты – талантлив!»
Г.В. Шаповалова Г.В.
педагог-психолог,
ЧОУ-Гимназия № 212 «Екатеринбург-Париж»,
г. Екатеринбург
Аннотация
Интерес к вопросу одаренности и поддержка ее в образовательном учреждении в настоящее время очень высок. Это объясняется потребностями общества и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Делая акцент на именно на эти тезисы, в гимназии реализуется проект «Ты талантлив», направленный на помощь талантливым учащимся в разностороннем личностном развитии и подготовка личности, способной реализовываться в условиях социально-экономических преобразований.
Ключевые слова
Одаренность
Проект
Поддержка
Социализация
Психологическое сопровождение
В условиях современного общества особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. В то же время появляется противоречие. С одной стороны, установка на массовость образования, с другой стороны, поиск и развитие одаренных детей, которые требуют специальных методик. Другим недостатком современного образования является стандартизация многих моментов обучения в школе: единое время для всех учащихся на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые методики ведения урока, на которые влияет индивидуальность учителя. А также слабая ориентация на индивидуализацию обучения: слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов, влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе.
Конечно, говорить, такая работа не ведется, нельзя, но часто она носит достаточно бессистемный характер. Дополнительные спецкурсы и факультативы по углубленному изучению предмета, подготовку к олимпиадам, участие в конкурсах оплачиваются за счет родителей. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей, ослабленность научно – методической поддержки педагогов в работе с данной категорией учащихся.
В связи с этим гимназии стал необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
Цель проекта – создание образовательного пространства гимназии для реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Задачи проекта:
- Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных, творческих способностей и личностного роста одаренных детей.
- Разработать и внедрить программу работы с одаренными детьми в систему образовательного процесса.
- Осуществить повышение квалификации педагогов гимназии, как одно из условий в работе с одаренными учащимися.
- Наладить взаимодействие по вопросам педагогического просвещения родителей по вопросам одаренности.
Ожидаемые конечные результаты проекта:
– увеличение количества одаренных детей гимназии;
– максимальное участие одаренных гимназистов в разнообразных видах и формах деятельности творческого характера, организуемых на различных уровнях;
– наличие нормативных правовых документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в школе;
– наличие сборников методических разработок по работе с одаренными детьми;
– увеличение количества педагогических работников, обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми;
– положительная динамика количества победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, игр различных уровней.
Этапы реализации Проекта
- Целевой этап (2015 – 2016 гг.) – разработка программы выявления и поддержки одаренных детей, создание системы переподготовки кадров для работы с одаренными детьми, психолого-педагогическая диагностика учащихся школы.
- Операционально-деятельностный этап (2016-2017 гг.) –планирование, организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Психологическое сопровождение одаренных детей.
- Этап мориторинга (2017-2018 гг.) –контроль и анализ реализации проекта и результатов, определение проблем, пути их решений и составление план дальнейшей работы в этом направлении.
Содержание проекта
Выявление одаренных детей.
Метод диагностики | Источник
информации |
Вид информации |
|
Учителя, воспитатели, психологи и др. | Определение списка одаренных детей |
2.Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации | Учителя, воспитатели, психологи и др. | Данные наблюдений, рейтинги, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты |
3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений | Родители и другие члены семьи | Сведения о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии |
4. Оценка учащегося его сверстниками | Одноклассники, друзья, члены кружка | Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях |
5.Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. | Учащиеся | Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения и обучения |
6. Оценка работ, достижений, школьной успеваемости | Учителя, специалисты в соответствующих областях, психологи | Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная) |
7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов) | Психолог | Тестовые показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося |
Программа мероприятий по реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Предполагаемый результат | |||||||||
Аналитическая деятельность | |||||||||||||
1. Управленческая деятельность | |||||||||||||
1.1. | Освоение современных педагогических технологий | В течение года | Пед. коллектив | Создание модели педагогической деятельности | |||||||||
1.2. | Создание здоровьесберегающей
среды |
В течение
года |
Администрация,
психолог |
Соблюдение требований
здоровьесберегающих технологий организации УВП |
|||||||||
1.3. | Создание системы
педагогического мониторинга |
В течение года | Администрация,
психолог |
Повышение качества знаний учащихся | |||||||||
2. Организационно – педагогическая деятельность | |||||||||||||
2.1 | Определение целей, задач, содержания работы с мотивированными учащимися. | Июнь- август | Администрация,
психолог |
Планирование работы гимназии в новом учебном году | |||||||||
2.2. | Проведение семинара с педагогами «Определение направлений работы с целью повышения учебной мотивации у учащихся» | По
запросу |
Психолог | Семинар | |||||||||
2.3. | Индивидуальные планы и консультации для одаренных учащихся | сентябрь | Педагоги,
психолог |
План работы с учащимися | |||||||||
2.4. | Анализ диагностики и мониторинга качества и компетенций учащихся 5-11 классов | Каждую четверть и по итогам учебного года | классные руководители, учителя- предметники | Составление сравнительных таблиц и диаграмм | |||||||||
2.5. | Планирование системы интеграции основного и дополнительного образования в гимназии | Август- сентябрь | Администрация,
психолог |
Составление комплексного планирования с учетом интеграции основного и ДО | |||||||||
3. Работа с родителями | |||||||||||||
3.1. | Создание условий для
равноправного взаимодействия школы и семьи (тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектно – исследовательской деятельности, анкетирование, участие в гимназических проектах «Погружение») |
В течении
года |
Администрация,
психолог |
Вовлечение родителей в
школьную жизнь |
|||||||||
3.2. | Изучение социального заказа родителей одаренных учащихся | В течение года | Администрация,
психолог |
Составление плана работы с родительской общественностью | |||||||||
3.3. | Осуществление совместной работы коллектива гимназии и родителей по созданию условий успешности обучения одаренных учащихся | В течение года | Администрация,
Психолог, классные руководители, члены родительского комитета |
Участие в общешкольных и городских мероприятиях | |||||||||
3.4. | Осуществление взаимодействия родителей и учащихся с целью развития творческих и интеллектуальных способностей в ходе участия в системе ДО, внеурочной деятельности | В течение года | Администрация,
психолог, классные руководители, члены родительского комитета |
Организация и поведение совместных мероприятий | |||||||||
4. Здоровьесберегающая деятельность | |||||||||||||
4.1. | Анализ заболеваемости учащихся и выявление причин | В течение года | Мед.работник | Карта здоровья | |||||||||
4.2. | Изучение факторов создания здоровьясберегающей среды сцелью рациональной организации учебной деятельности и снижение
перегрузок учащихся |
В течение года | Администрация,
Психолог, мед.работник |
Рекомендации для педагогов | |||||||||
4.3. | Планирование и проведение профилактической работы против вредных привычек | В течение года | Психолог | Цикл занятий | |||||||||
4.4. | Осуществление контроля за выполнением норм СанПиН | В течение года | Администрация | Создание условий организации УВП, предупреждение заболеваний | |||||||||
5. Организационно-исполнительская деятельность | |||||||||||||
5.1. Отбор содержания образования | |||||||||||||
5.1.1. | Расширение сети предпрофильного образования (элективные куры, факультативы) | Август- сентябрь | Директор, зам. директора по УВР | Обеспечение условий развития способностей учащихся на программном уровне | |||||||||
5.1.2. | Развитие качества образования путем введения углубленного изучения отдельных предметов | В течение года | Директор, зам.директора по УВР | Освоение педагогами и учащимися новых предметных содержаний | |||||||||
5.1.3. | Созданий условий для индивидуальной работы с одаренными учащимися | В течение года | Администрация,
Психолог, Педагоги |
Заседание МО | |||||||||
5.1.4. | Обеспечение психолого- педагогического сопровождения учебного процесса | Сентябрь- октябрь | психолог | Разработка и реализация программы | |||||||||
5.1.5. | Использование библиотечно-информационных ресурсов гимназии | В течение года | библиотекарь | Создание каталога научно-методической литературы | |||||||||
5.1.6. | Изучение новых подходов к
содержанию образования |
В течение года | Администрация,
Психолог, педагоги |
методические разработки сценариев уроков и занятий | |||||||||
6. Система мониторинга | |||||||||||||
6.1. | Изучение методики по организации учебной деятельности учителей на уроках по отработке форм и методов, способствующих развитию интеллектуальных и исследовательских умений учащихся | В течение года | Администрация,
психолог |
Составление рекомендаций для обсуждения на заседаниях МО, анализ и выработка единых
требований для работы с мотивированными учащимися |
|||||||||
6.2. | Контроль за внедрением в практику преподавания новых УМК | В течение года | Администрация,
психолог |
Оказание методической помощи учителям- предметникам | |||||||||
6.3. | Изучение методики работы учителей по формированию навыков и умений: самостоятельнй учебной деятельности; работы с научной литературой и сетью Интернет, использование их в подготовке к олимпиадам, конкурсам | В течение года | Администрация,
психолог |
Обобщение опыта учителей, формирование банка передовых технологий, распространение опыта среди коллег | |||||||||
6.4. | Изучение методики работы учителей-предметников по подготовке проектных и исследовательских работ учащихся для представления на конкурсах разных уровней | Ноябрь- январь | Администрация,
психолог |
Заседание МО | |||||||||
6.5. | Изучение эффективности применения и внедрения новых технологий на уроках и во внеклассной деятельности | В течение года | Администрация,
психолог |
Создание условий для повышения квалификации педагогов, организации обобщения передового опыта в ОУ, самообразования | |||||||||
7. Работа с педагогическими кадрами | |||||||||||||
7.1. | Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров | В течение года | Администрация | Совершенствование профессионального мастерства педагогов, организация педагогического роста, внедрение инновационных технологий деятельности | |||||||||
7.2. | Деятельность творческих групп учителей | В течение года | Психолог | Подготовка и проведение педагогических советов, семинаров и конференций, открытых уроков | |||||||||
7.3. | Работа с учителями по организации проектно-исследовательской деятельности | Сентябрь- январь | Администрация,
психолог |
Подготовка проектных и исследовательских работ учащихся, участие в конкурсе | |||||||||
7.4. | Организация постоянно действующего семинара
«Одаренные дети» для классных руководителей с привлечением врача, психолога, специалистов. |
Ежегодно | Психолог | Совершенствование профессионального мастерства педагогов, организация педагогического роста, внедрение инновационных технологий деятельности | |||||||||
8. Создание воспитательного пространства | |||||||||||||
8.1. | Формирование положительного мира увлечений и интересов | В течение года | классные руководители, психолог | Участие в деятельности кружков по интересам, развитие системы дополнительного образования | |||||||||
8.2. | Формирование и укрепление школьных традиций | В течение года | классные руководители, психолог | Развитие творческих способностей учащихся, расширение познавательного кругозора | |||||||||
8.3. | Привлечение гимназистов в проект «Погружение в культуру» | В течение года | классные руководители, психолог | Развитие творческих способностей учащихся, расширение познавательного кругозора | |||||||||
8.4. | Реализация лингвистического проекта «Россия, Англия, Франция: чем мы похожи» | В течение года | классные руководители, психолог,
учителя иностранных языков |
Развитие лингвистических способностей учащихся, расширение познавательного кругозора | |||||||||
9. | Психолого-педагогическое сопровождение мотивированных (одаренных) учащихся | ||||||||||||
9.1. | Психолого-педагогическое исследование обучающихся | Сентябрь, январь, май | Психолог | Составление рекомендаций для педагогов | |||||||||
9.2. | Создание психологических условий для преодоления трудностей в учебе и формирования комфортности обучения и развития учащихся в ОУ | В течение года | Администрация, психолог | Программа работы психологов с мотивированными учащимися | |||||||||
9.3. | Психологическое обеспечение образовательных программ | В течение года | Психолог | Развитие социально- психологических компетентности и культуры учащихся, родителей, педагогов | |||||||||
9.4. | Оказание содействия учащимся в решении актуальных задач развития, обучения и социализации | В течение года | Психолог, учителя- предметники | Эффективные пути решения задач развития и затруднения учащихся | |||||||||
9.5. | Создание и проведение системы тренинговой и индивидуальной поддержки и развития одарённых детей | В течение года | Психолог | Циклы занятий, тренингов,
Семинаров, тематические и проблемные мини – курсы |
|||||||||
9.6. | Повышение психологической компетентности субъектов образовательного процесса | В течение года | Психолог | Циклы занятий, тренингов,
Семинаров, тематические и проблемные мини – курсы |
|||||||||
9.6. | Создание среды взаимодействия с родителями данной категории детей | Ежегодно | Психолог | Циклы занятий с родителями | |||||||||
9.7. | Создание клуба «Актив», с целью поддержки активных гимназистов | Ежегодно | Психолог | Работа клуба | |||||||||
10. Прогностическая деятельность | |||||||||||||
10.1. | Создание условий для организации проектно-исследовательского движения учащихся совместно с педагогами (итог – научно-практическая конференция) | Сентябрь- февраль | психолог учителя- предметники | проведение индивидуальных консультаций для учащихся, участие в конференциях разного уровня | |||||||||
11. Поддержка и социальная защита одаренных детей | |||||||||||||
11.1 | Учредить скидки победителям областных, российских олимпиад. | Ежегодно | Администрация | Положение о скидках | |||||||||
11.2 | Проводить конкурс «Я – лучший» для учащихся 8, 9, 10, 11 классов. | Ежегодно | Администрация | Положение о конкурсе | |||||||||
11.3 | Оформить портреты учащихся, окончивших школу с золотой и серебряной медалью, победителей областных, российских олимпиад на стенде «Гордость гимназии». | Ежегодно | Администрация | Доска почета | |||||||||
11.4 | Разработать систему поощрения одаренных учащихся через органы ученического самоуправления, совета старшеклассников. | Постоян. | Администрация психолог | положение | |||||||||
11.5 | Продолжить работу со средствами массовой информации по освещению вопроса достижений одаренных детей. | 2015-2018 | Администрация |
Достижения учащихся по каждой направленности являются главным показателем успешной реализации разработанного проекта. Следуя основным направлениям Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «… развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой образовательной школы» главным направлением деятельности нашей гимназии является: общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании.
Распространение результатов
Данный проект направлен на создание благоприятных условий для развития одаренных детей, создание условий для обучения на достаточно высоком уровне и обеспечения дальнейшей профессиональной деятельности и возможности профессионального роста.
Результаты проекта могут применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена методическими и технологическими наработками. Составленный комплект диагностических методик необходимо оснастить компьютерными технологиями. Будет создан информационный банк данных на электронных носителях.
Список литературы
- Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. М., 2003.
- Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1975.
- Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. Одаренные дети. М., 1991.
- Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. Курган, 2009.
- Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
- Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах): дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1994.
- Зуева В.Э., Качковская И.В. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми. URL: http://festival.1september.ru/ articles/310026/.
- Ильин Е. П. Психология творчества креативности одаренности. СПб., 2009.
- Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону, 2004.
- Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003.
- Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. М., 2004.
- Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
- Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности //Школа здоровья. 1999. №3. С. 41-55.