автор: Шахунова Арина Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №196 г.Новосибирска

Статья «Система подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку  

Статью подготовила учитель русского языка и литературы первой категории Шахунова Арина Сергеевна

 

Планируя работу в рамках курса русского языка в 5-9 классах, каждому учителю приходится задумываться о том, как проводить подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку. В программе отдельно не предусмотрены часы для подготовки к экзаменам, поэтому часть уроков необходимо перестраивать именно с целью системной подготовки к сдаче ГИА. Однозначно можно сказать о том, что работа должна строиться системно, знания учащихся из года в год должны упорядочиваться и систематизироваться, ведь на экзамене учащимся предстоит продемонстрировать не только предметные знания, но и умения свободно ориентироваться в разных языковых явлениях, критически мыслить, сопоставляя определенные правила данные, самостоятельно анализировать их. За годы работы в школе я постаралась выстроить систему подготовки, начиная с пятого класса. 

Для работы с учащимися я выделила следующие направления:

  1. Работа с текстом

1.1 Работа с готовым (исходным) текстом:

– выразительное чтение;

– анализ текста: определение темы, основной мысли, типа речи, функционального стиля, выделение ключевых слов;

– списывание;

– пересказ. 

Работаем, начиная с 5 класса. Большую помощь оказывают пособия Малюшкина А.Б. «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.5-9 классы». В этом учебном году с 5 классом уже начали эту работу, дети были готовы к подобной работе, для них этот вид деятельности оказался знакомым, ведь они уже писали ВПР в 4 классе и решили, что так мы готовимся к ВПР. Действительно, для подготовки к ВПР этот вид работы тоже подходит. Комплексную работу, рассчитанную на урок, провожу на уроках повторения изученного. Также элементы работы использую на уроках- прочитать выразительно тест упражнения; такие задания есть в учебнике, либо выдаю распечатанные тексты детям для работы в парах. Тему, основную мысль, план текста, ключевые слова учащиеся записывают на листах для ответа, отвечают, листы сдают.

К текстам из пособий постепенно добавляю тексты об ученых-лингвистах, писателях, космонавтах, с которыми работаем устно: читаем, пересказываем. Объем текстов от 100 слов в 5-6 классах, затем увеличиваем до 200 слов. Отрабатываем как подробный пересказ, так и сжатый. Работаем в парах, индивидуально.

Устно по определению темы, основной мысли, ключевых слов стараюсь отрабатывать на каждом упражнении-тексте в учебнике.

На этом этапе важно выработать навык работы с текстом, научить не бояться текста.

1.2 Составление текста

  На уроках развития речи ученики учатся изложениям, сочинениям, но все-таки текст в итоговом собеседовании часто вызывает трудности.

  В 7-8 классах предлагаю детям самим подобрать материал, составить текст об известном человеке. Задаю критерии: текст объемом примерно 180 слов, 4 микротемы, текст должен содержать информацию о значимом событии, открытии. Текст рассказывается в классе, слушающим ставлю задачу составить вопросы по тексту. Обсуждаем, насколько интересно было выступление;

  Провожу изложения в жанре биографического очерка.

  Работаем в классе и дома над сочинением на социальные темы как письменно, так и устно.

   Работаем над описанием фотографии: найти интересное фото, принести в класс, составить описание.

1.3 Редактирование текста

Этот этап – логическое продолжение предыдущего, формирует умение слышать, воспринимать чужой текст на слух, задавать вопросы по тексту, предлагать свое видение.

Сделать работу по направлениям работы с текстом интересной позволяет технология педагогических мастерских – формы занятия, состоящей из последовательных и взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов учебное задание направляет познавательную деятельность учеников, которые имеют возможность выбора путей исследования, средств достижения цели, темпов работы. Главное в технологии мастерской- не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. На всех этапах работа ведется в парах, группах, что помогает каждому ребенку почувствовать себя успешным, не бояться, а действовать, исследовать и делать выводы. Я использую мастерскую творческого письма. Главной образовательной целью таких занятий является развитие языковой компетенции учащихся. Также они формируют потребность в систематическом чтении художественных произведений и позволяют перспективно готовиться как к ВПР, так и к ОГЭ по русскому языку.

Технология мастерских предполагает работу по определенному алгоритму и содержит следующие этапы:

Индуктор – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктором могут быть слово учителя, стихотворение, предмет, мелодия, рисунок, кадр из фильма. Индуктор является очень важным этапом урока, так как мотивирует дальнейшую деятельность. Его главная задача- вовлечь учеников в процесс, а для этого нужно удивить, заинтересовать;

Деконструкция – разбор текста на детали; определение темы, основной мысли, ключевых слов стиля, языковых средств; на этом этапе также идет работа со словарями, авторскими текстами, цитатами, стихотворениями;

Реконструкция – создание своего текста. На уроках развития речи на данном этапе разрабатывается план творческой работы, составляется круг вопросов, требующих освещения, создается собственный текст;

Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, малых группах, представление всем. Задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. На этом этапе каждый сравнивает свою работу с другими, осваивая все возможные открытия;

Афиширование – ознакомление со своим текстом всех участников мастерской. На этом этапе учащиеся демонстрируют результат своего труда или результат группы по желанию;

Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутренне осознание неполноты или несоответствие своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы, к работе с литературой;

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Что открыл для себя? К каким вопросам вышел? Что вызвало интерес? Чего не понял?

Урок – педагогическая мастерская – это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного общения и взаимодействия. Учитель-мастер стоит рядом с учеником как помощник и своим примером показывает, «могу я – можешь и ты».

Эта технология позволяет сформировать командный дух, и когда в 9 классе начинается «массированная» подготовка к экзамену, учащиеся мотивированы на продуктивную работу, а не заучивание и механическое прорешивание экзаменационных вариантов.

  1. Дискуссионный клуб

Работу клуба начинаем в 7 классе. Эту форму работы удобно проводить на классных часах, индивидуально-групповых занятиях. Работа в клубе – добровольная. Форма работы – круглый стол с обсуждением  морально-этических тем. Сначала темы предлагаю сама, затем прошу ребят сформулировать тему по интересующим, волнующим их вопросам. 

Примерные темы: -Можно ли воспитать себя?

                                -Что такое самооценка?

                                -Что такое сила воли?

                                -Нужно ли воспитывать себя?

                                -Может ли компьютер заменить книгу?

                                – Нужен ли режим дня современному подростку?

                                – Нужно ли учиться дружить?

                                -Я патриот?

Обсуждаем темы в малых группах, можно каждой группе выдать свою тему для обсуждения или общую для всех.

     Словарик определенийпо итогам работы дискуссионного клуба составляем словарик определений, которые нам пригодятся при подготовке к сочинению в ОГЭ. Записываем в отдельный блокнот. В 9 классе пишем под запись. В прошлом году я  столкнулась с тем, что девятиклассники с трудом формулируют определения, соответственно и в тексте не могут найти аргументы. Хочу отметить, что текст в ОГЭ многие дети воспринимают тяжело. С трудом прочитывают, не могут объяснить о чем он, вычленить основную информацию. Следовательно, испытывают трудности с подбором аргументов при написании сочинения. Поэтому в 7-8 классе начинаем работать над анализом отрывка из художественного или публицистического произведения. 

Отрывок из любимого произведения – эту работу веду параллельно с обсуждением в дискуссионном клубе, можно проводить после обсуждения. Здесь важно подготовить отрывок из художественного произведения заранее. Прошу учащихся подобрать дома отрывок, такой, в котором герой стоит перед проблемой нравственного выбора, совершает значимый поступок или решает важный для себя вопрос. При затруднении подбираю текст сама или беру отрывок из любого экзаменационного варианта ОГЭ. Отрывок читаем, обсуждаем, делаем акцент на разбор поступка героя, почему он поступает так, а не иначе, в какой момент совершает нравственный выбор и так далее. Формулируем возможную тему сочинения, задаем вопросы по отрывку. Пишем свое впечатление – не сочинение. Выводы тоже записываем в словарик определений. Работаем над анализом содержания текста, средств выразительности, проводим лексический анализ. 

  1. Работа с экзаменационными вариантами (КИМ)

В 9 классе работа по подготовке ведется ежедневно.

На уроках русского языка при выполнении упражнений анализируется каждое предложение: подчеркиваем грамматические основы, объясняем постановку знаков препинания, восполняем пробелы и изучаем новое. Проводим орфографические пятиминутки -в начале урока решаем задания по орфографии из КИМ ОГЭ. Выясняем, какие правила забыли. Учащиеся по очереди или по желанию получают задание составить схему того или иного орфографического правила. Можно эту схему начертить на доске, или подойти творчески- нарисовать для каждого ученика карточку.

На уроках литературы продолжаем работу по анализу отрывков художественных произведений, выразительно читаем, пересказываем отрывки статей из учебника.

Разбор КИМов начинаем с работы по экзаменационным материалам для итогового устного собеседования по русскому языку. На индивидуально-групповых занятиях знакомимся со структурой КИМ и критериями оценивания. Читаем формулировки заданий, разбираем, что нужно выполнить в каждом задании. Начинаем работу с заданий 1 и 2. Повторяем правила выразительного чтения, читаем тексты выразительно. Затем подробно разбираем работу над пересказом: на примере конкретного текста разбираем алгоритм работы: чтение, выделение микротем, запись ключевых слов, дат, названий, воспроизведение текста. Отдельно работаем с цитатой: повторяем правила цитирования, применяем на практике. После этих этапов выполняем чтение и пересказ на время, работаем с недочетами, дополняем, исправляем. По итогам совместной работы над заданиями КИМ 1 и 2 каждый учащийся сдает индивидуальный зачет на время.

Параллельно работаем над заданием 3. Эту работу включаю в уроки по развитию речи. Повторяем типы речи и их особенности, разбираем варианты заданий. Сначала  письменно составляем по 10 предложений (мини-сочинение) на каждый вариант беседы, учащиеся выбирают тот тип речи, над которым им проще будет работать. Как правило, выбирают работу с фотографией, поэтому описание фотографии рассматриваем более подробно.

Работу над заданием 4 проводим в парах, имитируя само собеседование. Раздаются карточки «экзаменатору-собеседнику» и «участнику собеседования», учащиеся ведут диалог, задают вопросы и отвечают на них, проводят самооценку.

Работу над написанием сжатого изложения веду на уроках развития речи. С 8 класса изложения провожу только на слух. На индивидуально-групповых занятиях разбираем критерии оценивания изложения, способы сжатия текста. На примере выпуска прошлого года я пришла к выводу, что запись самих приемов сжатия, подробный их  разбор результата не дает. Важнее практико-ориентированные занятия, работа с конкретным текстом.

Задания 1-3 разбираем очень подробно, работу ведем на уроках русского языка: предложения записываем, разбираем каждое. Для успешного выполнения задания отрабатываем алгоритм: 1. Анализируем каждое предложение по порядку. 2. В предложении подчеркиваем основу или основы – делаем выводы, простое или сложное, какое сложное, сколько частей; какое простое – двусоставное или односоставное, есть осложнение или нет и какое; чем выражены главные члены. 3.После анализа всех предложений начинаем работу с вариантами ответов. Задание 3 разбираем после того, как изучили все виды сложных предложений.

Таким образом, мы получили систему подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку. Системный подход необходим и обоснован. В ходе работы мы формируем навыки работы с заданиями КИМ, умение понимать прочитанное, понимать поставленную задачу и четко ее выполнять. Не бояться экзамена, быть мотивированным на успешную сдачу.

Для работы использую пособия:

1.Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь».5-9 класс

2.Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку:5-11 классы

3.Егораева Г.Т. Русский язык. Экзаменационный тренажер

4.ОГЭ.Русский язык: типовые экзаменационные варианты/под ред. И.П.Цыбулько

Статья «Система подготовки к ОГЭ по русскому языку»