автор: Шестухина Татьяна Павловна
методист МБУДО «СЮН»
МБУДО «СЮН»

«Программно-методический комплекс для педагогов дополнительного образования»

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»

Корочанского района Белгородской области 

Методические рекомендации

«Программно-методический

комплекс для педагогов дополнительного образования»

Автор: Шестухина Татьяна Павловна,

методист МБУДО «СЮН»

Короча-2025г.

Пояснительная записка

Методические рекомендации «Создание программно-методического комплекса» актуальны для современного уровня образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей. За последние годы качественно изменились образовательные программы, которые требуют соответствующего методического и дидактического сопровождения.

Как один из путей решения данной проблемы может быть шаг по созданию авторских программно-методических комплексов, соответствующих целям и задачам образовательной программы, её содержанию и средствам образования.

Рекомендации разработаны на основе опыта педагогического коллектива, опыта учреждений дополнительного образования, рекомендаций  областного эколого-биологического центра.

        Рекомендации содержат примерный перечень материалов, алгоритм действий при создании комплекса.

Для выработки у педагогов единого понятийного аппарата в данные рекомендации включен материал, характеризующий виды и формы методической продукции, для удобства в освоении терминологии представлен Словарь терминов и основных понятий по теме (приложение №1).

        Данные рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, методистам, руководителям структурных подразделений.

  1. Предназначение программно-методического комплекса

   

    Программное обеспечение дополнительного образования детей осуществляется по следующим основным группам программ:

  • типовые    — программы, утвержденные органами управления образованием;
  • авторские — авторские программы, разработанные конкретным педагогом на основе личного педагогического опыта и не имеющие аналогов в педагогической практике;

         По статистике в практике педагогов преобладают три  типа программ: примерные и модифицированные, авторские . Практически все программы не оснащены полным комплектом дидактических и методических пособий, разработанных научными центрами и рекомендованных органами управления образованием. Отсюда вытекает необходимость педагогам к каждой образовательной программе предъявить материалы, обеспечивающие её реализацию. По сути, необходимо создать и оформить авторскую индивидуальную методическую систему, которая позволяет к содержанию образовательной программы подобрать средства и способы обучения, дидактические материалы для обучающихся, методики выявления результативности освоения обучающимися программы, описать способы презентации педагогического опыта. У каждого педагога в той или иной степени присутствует некий набор материалов, используемых им для ведения образовательной деятельность. Однако, не всегда эти материалы систематизированы, собраны воедино  и соответствуют логике  образовательной программы.

Программно — методический комплекс (ПМК) –  комплект дидактических, программно-методических материалов для организации образовательного процесса по конкретной образовательной программе.

Основное предназначение  программно — методического комплекса (ПМК) — состоит в том, чтобы организовать обучающемуся  поддержку в освоении образовательной программы.

Наличие у педагога ПМК — это показатель профессиональной зрелости педагога, свидетельство высокого уровня его методической компетентности.

Требования к материалам, составляющим программно-методический комплекс 

  1. Образовательная программа должна соответствовать требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от  27.07.2022г.№ 629);

-Постановления Государственного санитарного врача РФ от28.09.2020 г.№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р (с изменениями и дополнениями);

        -Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) Министерства образования и науки Российской Федерации от18.11.2015г. №09-3242;

  1. При разработке материалов комплекса должны быть использованы новейшие источники.
    3. Дидактические материалы основаны на современных образовательных технологиях обучения и соответствуют тенденциях развития предметной направленности, образовательной области.
    4. Полнота содержания  материала, включенного в комплекс.
    5. Научность содержания.
    6. Практическая направленность методических материалов.
    7. Систематизация содержания  комплекса  с текстом образовательной программы.
    8.  Соответствие алгоритму оформления: наличие необходимых разделов, систематизация методических и дидактических материалов, наличие иллюстративного материала.
  2. Cодержание программно — методического комплекса

            Программно-методический комплекс может включать в себя ряд компонентов, использование которых может носить как целостный характер, так и выборочно использоваться автором или другими педагогами. Содержание его может пополняться и изменяться в зависимости от условий, места и времени его использования.

Примерный перечень программно-методического комплекса:

  • Пояснительная записка
  • Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей
  • Сборник методических материалов:

* методические разработки отдельных тем и занятий;
* методическое пособие для педагога

* методические рекомендации по организации образовательного процесса

* тематические папки
* справочники информационных материалов

* описание учебных занятий и мероприятий

* описание учебных комплексов

* методики работы с детским объединением

  • Сборник дидактических материалов:
    * учебные пособия

*  рабочая тетрадь обучающегося

* карточки

* таблицы

* схемы

* инструкции

* понятийные словари-справочники
* электронные пособия

* сборник заданий

* тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного
* иллюстративные альбомы к темам занятий

  • Сборник  контрольно-диагностических материалов:

* диагностические методики к мониторингу предметной деятельности

* аналитические материалы по коллективной творческой деятельности

* диагностические методики личностного развития обучающихся

* методики выявления результативности педагогической деятельности

  •  Презентация педагогического опыта:

      * компьютерная презентация

      * портфолио

      * буклет

      * программа мастер-класса

      * аннотированный каталог

III.  Характеристика основных компонентов комплекса

  • В наборе методических материалов : 

Методические материалы – это алгоритм осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе

  • Методическая разработка —  конкретные материалы в помощь проведения, какого – либо мероприятия, сочетающие методические советы и рекомендации.

Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

  • Методические рекомендации – комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики

Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности. В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

  • Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления образования. Методическое пособие, помимо теоретического материала, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
  • Описание учебного занятия, включающее в себя следующие разделы:

-Общие сведение (Тема, тип и вид занятия, цель и задачи)

-Использованные средства (методы, авторские методические разработки, наглядные пособия, дидактические материалы, оборудование)

-Содержание занятия (этапы – время — действия педагога — действия обучающихся)

-Использованные источники (список литературы и методических пособий, перечень Internet-ресурсов, перечень музыкального материала и т.п.)

  • Описание методов учебной деятельности

Для описания методов используется возможный вариант классификации методов

1.По источнику передачи и восприятия информации: — словесный — наглядный – практический

 2.По дидактическим задачам: — приобретения знаний — формирования умений и навыков

— применения знаний — творческой деятельности — закрепления знаний, умений и навыков

— проверки результатов обучения

3.По характеру деятельности: — объяснительно-иллюстративный — репродуктивный

— проблемного изложения — частично – поисковый (эвристический) — исследовательский

  • Технологическая карта

Технологические карты составляются для проведения занятий, требующих строгое соблюдение порядка действий, операций.

  • Тематическая папка — подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам с комментариями педагога об использовании на учебном занятии.
  • В наборе  дидактических пособий

Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Дидактические материалы могут стать существенными помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении обучающимися новых знаний, умений, навыков. Их можно использовать в качестве способа предъявления обучающимся заданий для проверки усвоения знаний по конкретным темам; в качестве средства самостоятельной работы в учебной группе; способа подведения итогов учебной деятельности.
Дидактические материалы можно разделить на две группы:
• демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);
• раздаточный материал (задания,  наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.).

  • Учебное пособие — комплексный вид дидактических материалов по учебному курсу или отдельной теме. Учебное пособие:
    – разворачивает логику предметного содержания в виде вариантов диалогов с вопросами по ходу изложения; содержит систему заданий для постановки и решения учебных задач;  содержит иллюстративный и текстовый материал для обнаружения противоречий с целью постановки новых задач;
    — содержит материал для организации самостоятельной работы обучающихся, систему заданий для выбора индивидуальных образовательных траекторий  в рамках изучаемых отдельных тем учебного года;
    — содержит «карты» движения в содержании, задания для самоконтроля, фрагменты дискуссий для оценки и изменения своих представлений об изучаемом материале, диагностические работы;
    — инструкции к лабораторным работам, описание некоторых результатов практических работ, тексты, статистический и картографический материал.
  • Учебное наглядное пособие — учебное изобразительное или текстовое издание в наглядной форме, материалы в помощь изучению, преподаванию, воспитанию.
  • Электронное пособие — электронный вариант учебного пособия (см. выше)
  • Рабочая тетрадь может содержать задания, вопросы и упражнения ко всем темам курса. Рабочая тетрадь должна полностью соответствовать структуре и содержанию учебного пособия, требованиям к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Создается в комплекте с учебным пособием и методическим пособием для педагога.
    Рабочая тетрадь для обучающихся на разных занятиях может иметь разное название: рабочие листы, тетрадь-атлас; тетрадь — разрезной альбом и т.д., но функции ее общие:
    — техническая поддержка дискуссии (схемы, рисунки, графики, таблицы, тексты), материал для  погружения в тему;
    — письменная дискуссия с пропусками, задания на «расширения», проектные задания и формы, использование карт атласа для решения частных задач, работа с «картой движения» ;
    — оценочные листы, задания для подготовки к итоговому занятию, листы обратной связи;
    — словарь, задания по формированию навыков, листы отчетов по самостоятельным работам и т.п.
  •  Карточки – материалы для индивидуальной работы обучающихся, содержащие  разной сложности задания.
  •  Схемы и Таблицы — наглядный материал как опора для освоения нового, повторения и закрепления сложной цепочки действий.
  •  Инструкция — пошаговая последовательность действий, операций.
  • Понятийные словари-справочники.  
  • Иллюстративные альбомы к темам занятий.
  • Аудио и видеотека.
  • В наборе контрольно-диагностических материалов:
  • Перечень диагностических методик личностного развития обучающихся
  • Описание методик выявления результатов освоения обучающимися образовательной программы.  
  • Схемы расчета уровня освоения учебного курса.
  • Карты, таблицы, дневники – формы фиксации результатов контрольно-диагностических мероприятий.
  • В наборе презентации педагогического опыта:
  • Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом. Буклет может быть разбит на отдельные темы, разделы и освещать разнообразные стороны деятельности педагога.
  • Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц. Листовка может отражать содержание отдельного занятия, мероприятия, тематического выступления, деятельность педагога и коллектива.
  • Аннотированный каталог –  справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Каталог для педагога может представлять, как структурирующий документ всех материалов ПМК, так и перечень отдельных материалов (по теме, по курсу и т.п.)
  • Презентация – наглядно – иллюстративный рассказ о педагогической деятельности, методической работе. Презентация содержит текстовой (минимальный) материал и иллюстративный материал (схемы, таблицы, диаграммы, фото), наглядно подтверждающий текстовые выкладки. В практике  для создания презентаций используется программа Microsoft Office PowerPoint.

  1. IYРекомендации по созданию методических материалов
  • ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для того, чтобы начать работу по созданию и формированию программно-методического комплекса необходимо проанализировать состояние всех материалов, имеющихся в арсенале практической деятельности педагога. Предлагаем воспользоваться двумя видами таблиц.

Вариант 1.

Программно-методический комплекс: начало пути!

Основные компоненты комплекса Наличие в практике педагога Перспективы (разработать, создать, описать, оформить…)
  • пояснительная записка
  • дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей
  • сборник

методических материалов

* методические разработки  
* методическое пособие для педагога
* методические рекомендации
* методики обучения и воспитания
* тематические папки
* описание учебных занятий и мероприятий
* описание учебных комплексов
  • сборник

дидактических пособий

* карточки
 * таблицы
 * схемы
* инструкции
* понятийные словари-справочники
* иллюстративные альбомы к темам занятий
*  рабочая тетрадь воспитанника
* учебные пособия
* электронные пособия
  • сборник  контрольно-диагностических материалов
* диагностические методики  к мониторингу предметной деятельности
* аналитические материалы по коллективной творческой деятельности
* диагностические методики личностного развития обучающихся
* методики выявления результативности педагогической деятельности

 

  •  презентация

педагогического опыта

      * компьютерная презентация
      * портфолио
      * буклет
      * программа мастер-класса

 Данную таблицу можно использовать в качестве каталога имеющегося материала с одной стороны и в качестве плана действий -с другой стороны.

Вариант 2

Тема

образовательной программы

Методическое

 сопровождение

Дидактическое

оснащение

Контрольно-диагностические материалы

Работа над созданием программно – методического комплекса

В таблицу   внесите материалы в таком порядке:

  1. Выписать все темы из программы (отдельно по годам обучения)
  2. Внести во все разделы таблицы оптимальный набор материалов по теме.
  3. Выделить те материалы, которые есть в наличии. Возможно, их нужно сформировать в отдельную папку
  4. В личный план внести сроки работы над созданием компонентов комплекса.

     И … постепенно действовать!!!

  •  СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Для начала необходимо определить, что из опыта вашей работы может быть рекомендовано в качестве наиболее эффективного, рационального варианта, образца действий. Далее – выделить целевую аудиторию (адресованы материалы педагогам, руководителям, методистам, родителям…).

Методические рекомендации могут включать в себя следующие разделы:
1.Титульный лист

название учреждения
фамилия, имя, отчество автора
название

название города
год разработки рекомендаций.
2. Пояснительная записка

— актуальность и целесообразность  данных методических рекомендаций

— цель методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
— ожидаемый результат  использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей ;
— обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

  1. Содержание

— поэтапное описание в произвольной форме

— указание форм и методов, используемых по теме

— организация действий всех участников процесса

— используемые ресурсы (материально-технические, информационные, кадровые, финансовые)

— практические советы (указать на наиболее сложные моменты, типичные ошибки и способы их решения)

  1. Список рекомендуемой литературы

Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ  (в алфавитном порядке, библиографическая запись)
5.Приложения.
По необходимости в приложения включаются все сопроводительные материалы к разделу «Содержание»:

— планы проведения конкретных дел, мероприятий;
— тестовые задания;
— методики создания практических заданий;
— примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
— методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
— схемы, диаграммы, фотографии, карты

— ксерокопии используемых материалов и т. д.
Примерная тематика методических рекомендаций:

-методика работы с обучающимися над созданием коллективного произведения

-организация и проведение исследовательской работы

-методика организации работы над творческим проектом

-система взаимодействия педагога и родителей обучающегося

  • СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Методическая разработка –  конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо  учебного занятия или мероприятия,  сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
1.Титульный лист

название учреждения
сведения об авторе: фамилия, имя и отчество, образование, стаж педагогической работы, квалификация
название

название города
год разработки.
2. Аннотация мероприятия

цель мероприятия
характеристика воспитанников: возраст детей, год обучения
характеристика других участников
перечень используемого оборудования и материалов.

  1. Содержание
    — описание хода  мероприятия с отражением последовательности действий участников

— по необходимости отражаются временные параметры проведения составляющих частей

— в каждом разделе содержания могут быть добавлены «примечания» (советы по организации и проведению; схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы и т.п.)

  1. Список использованной литературы
    Примерная тематика методических разработок:

— типы и виды учебных занятий в системе дополнительного образования детей

— формы и методы выявления результатов освоения образовательной программы

— формы творческих коллективных дел

  1. Рекомендации по оформлению материалов

программно-методического комплекса

Программно-методический комплекс, как единый структурированный комплект материалов, представляется на бумажном и электронном носителе.

Текст печатается шрифтом Times New Roman , размер 12. Заголовки разделов имеют размер 14. Выделение по смыслу излагаемого материала возможно применением курсивного начертания и подчеркиванием.

Ориентация страницы — книжная.

Поля: верхнее, нижнее- 1,5.  Левое, правое – 2 см.  Одинаковые левое и правое поля листа позволят осуществить двухстороннюю печать и подготовить материалы к изданию.

Иллюстративные материалы имеют размеры пропорциональные странице и тексту на ней. Уменьшение размера иллюстрации не должно нарушать её содержание.

   Для презентации программно-методического комплекса желательно иметь Паспорт комплекса.  Содержание его может быть следующего образца.

СЛОВАРЬ  ТЕРМИНОВ И ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

В помощь создателю программно-методического комплекса

Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы анкетированного), закрытые (выбор из предлагаемых ответов) и смешанные. Широко используется в педагогических исследованиях.

Аннотация (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях.

Беседа — 1) вопросо-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды бесед: катехизическая, или репродуктивная, — направлена на закрепление, проверку изученного материала путем его повторения; эвристическая, поисковая, — опираясь на имеющиеся знания учащихся, учитель подводит их к усвоению новых понятий; сократическая — поиск истины через сомнение, которому подвергается каждый получаемый вывод.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей.

Дидактика (от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции дидактики: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная).

Дидактика занятия — система правил подготовки, проведения и анализа результатов занятия.

Дидактическая система педагога — совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых педагог осуществляет обучение, развитие и воспитание детей. Включает в себя: образовательную программу, календарные и тематические планы, конспекты занятий, планы воспитательной работы, пособия, наглядные средства и т. п.

Дидактические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.  

Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними, познают окружающую действительность.

Календарно-тематический план — план, который составляется по учебной дисциплине (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет от перегрузок.

Коллективное творческое дело (КТД) — основополагающий элемент макаренковской коммунарской методики, которую адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И. П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или др. коллективов, др. людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности. Этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

Комплекс – это сочетание взаимосвязанных элементов; следовательно, программно-методический комплекс это:

  • комплект учебно-методических документов, программно-методических материалов, программно-технических средств, необходимых и достаточных для организации образовательного процесса по конкретной образовательной программе.
  • сочетание взаимосвязанных средств обучения – как общих, так и специальных;

Лекция — метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.

Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и воспитанника, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей воспитанников, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Педагогическая технология — последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач или планомерное и последовательные решения на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогических действий.

Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуаль-но- психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.

Тест обученности — совокупность заданий, сориентированных на выявление уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона.

Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) (уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация), либо одной из процедур, наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнению и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. Упражнение в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в зависимости от достигнутой меры автоматизации в умение или навык.

Учебные пособия — 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3) Учебные пособия — в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой.

 

 

«Программно-методический комплекс для педагогов дополнительного образования»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram