автор: Шестухина Татьяна Павловна
методист МБУДО «СЮН»
МБУДО «СЮН»
«Программно-методический комплекс для педагогов дополнительного образования»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»
Корочанского района Белгородской области
Методические рекомендации
«Программно-методический
комплекс для педагогов дополнительного образования»
Автор: Шестухина Татьяна Павловна,
методист МБУДО «СЮН»
Короча-2025г.
Пояснительная записка
Методические рекомендации «Создание программно-методического комплекса» актуальны для современного уровня образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей. За последние годы качественно изменились образовательные программы, которые требуют соответствующего методического и дидактического сопровождения.
Как один из путей решения данной проблемы может быть шаг по созданию авторских программно-методических комплексов, соответствующих целям и задачам образовательной программы, её содержанию и средствам образования.
Рекомендации разработаны на основе опыта педагогического коллектива, опыта учреждений дополнительного образования, рекомендаций областного эколого-биологического центра.
Рекомендации содержат примерный перечень материалов, алгоритм действий при создании комплекса.
Для выработки у педагогов единого понятийного аппарата в данные рекомендации включен материал, характеризующий виды и формы методической продукции, для удобства в освоении терминологии представлен Словарь терминов и основных понятий по теме (приложение №1).
Данные рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, методистам, руководителям структурных подразделений.
- Предназначение программно-методического комплекса
Программное обеспечение дополнительного образования детей осуществляется по следующим основным группам программ:
- типовые — программы, утвержденные органами управления образованием;
- авторские — авторские программы, разработанные конкретным педагогом на основе личного педагогического опыта и не имеющие аналогов в педагогической практике;
По статистике в практике педагогов преобладают три типа программ: примерные и модифицированные, авторские . Практически все программы не оснащены полным комплектом дидактических и методических пособий, разработанных научными центрами и рекомендованных органами управления образованием. Отсюда вытекает необходимость педагогам к каждой образовательной программе предъявить материалы, обеспечивающие её реализацию. По сути, необходимо создать и оформить авторскую индивидуальную методическую систему, которая позволяет к содержанию образовательной программы подобрать средства и способы обучения, дидактические материалы для обучающихся, методики выявления результативности освоения обучающимися программы, описать способы презентации педагогического опыта. У каждого педагога в той или иной степени присутствует некий набор материалов, используемых им для ведения образовательной деятельность. Однако, не всегда эти материалы систематизированы, собраны воедино и соответствуют логике образовательной программы.
Программно — методический комплекс (ПМК) – комплект дидактических, программно-методических материалов для организации образовательного процесса по конкретной образовательной программе.
Основное предназначение программно — методического комплекса (ПМК) — состоит в том, чтобы организовать обучающемуся поддержку в освоении образовательной программы.
Наличие у педагога ПМК — это показатель профессиональной зрелости педагога, свидетельство высокого уровня его методической компетентности.
Требования к материалам, составляющим программно-методический комплекс
- Образовательная программа должна соответствовать требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.№ 629);
-Постановления Государственного санитарного врача РФ от28.09.2020 г.№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р (с изменениями и дополнениями);
-Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) Министерства образования и науки Российской Федерации от18.11.2015г. №09-3242;
- При разработке материалов комплекса должны быть использованы новейшие источники.
3. Дидактические материалы основаны на современных образовательных технологиях обучения и соответствуют тенденциях развития предметной направленности, образовательной области.
4. Полнота содержания материала, включенного в комплекс.
5. Научность содержания.
6. Практическая направленность методических материалов.
7. Систематизация содержания комплекса с текстом образовательной программы.
8. Соответствие алгоритму оформления: наличие необходимых разделов, систематизация методических и дидактических материалов, наличие иллюстративного материала. - Cодержание программно — методического комплекса
Программно-методический комплекс может включать в себя ряд компонентов, использование которых может носить как целостный характер, так и выборочно использоваться автором или другими педагогами. Содержание его может пополняться и изменяться в зависимости от условий, места и времени его использования.
Примерный перечень программно-методического комплекса:
- Пояснительная записка
- Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей
- Сборник методических материалов:
* методические разработки отдельных тем и занятий;
* методическое пособие для педагога
* методические рекомендации по организации образовательного процесса
* тематические папки
* справочники информационных материалов
* описание учебных занятий и мероприятий
* описание учебных комплексов
* методики работы с детским объединением
- Сборник дидактических материалов:
* учебные пособия
* рабочая тетрадь обучающегося
* карточки
* таблицы
* схемы
* инструкции
* понятийные словари-справочники
* электронные пособия
* сборник заданий
* тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного
* иллюстративные альбомы к темам занятий
- Сборник контрольно-диагностических материалов:
* диагностические методики к мониторингу предметной деятельности
* аналитические материалы по коллективной творческой деятельности
* диагностические методики личностного развития обучающихся
* методики выявления результативности педагогической деятельности
- Презентация педагогического опыта:
* компьютерная презентация
* портфолио
* буклет
* программа мастер-класса
* аннотированный каталог
III. Характеристика основных компонентов комплекса
- В наборе методических материалов :
Методические материалы – это алгоритм осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе
- Методическая разработка — конкретные материалы в помощь проведения, какого – либо мероприятия, сочетающие методические советы и рекомендации.
Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.
- Методические рекомендации – комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики
Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности. В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
- Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления образования. Методическое пособие, помимо теоретического материала, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
- Описание учебного занятия, включающее в себя следующие разделы:
-Общие сведение (Тема, тип и вид занятия, цель и задачи)
-Использованные средства (методы, авторские методические разработки, наглядные пособия, дидактические материалы, оборудование)
-Содержание занятия (этапы – время — действия педагога — действия обучающихся)
-Использованные источники (список литературы и методических пособий, перечень Internet-ресурсов, перечень музыкального материала и т.п.)
- Описание методов учебной деятельности
Для описания методов используется возможный вариант классификации методов
1.По источнику передачи и восприятия информации: — словесный — наглядный – практический
2.По дидактическим задачам: — приобретения знаний — формирования умений и навыков
— применения знаний — творческой деятельности — закрепления знаний, умений и навыков
— проверки результатов обучения
3.По характеру деятельности: — объяснительно-иллюстративный — репродуктивный
— проблемного изложения — частично – поисковый (эвристический) — исследовательский
- Технологическая карта
Технологические карты составляются для проведения занятий, требующих строгое соблюдение порядка действий, операций.
- Тематическая папка — подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам с комментариями педагога об использовании на учебном занятии.
- В наборе дидактических пособий
Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Дидактические материалы могут стать существенными помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении обучающимися новых знаний, умений, навыков. Их можно использовать в качестве способа предъявления обучающимся заданий для проверки усвоения знаний по конкретным темам; в качестве средства самостоятельной работы в учебной группе; способа подведения итогов учебной деятельности.
Дидактические материалы можно разделить на две группы:
• демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);
• раздаточный материал (задания, наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.).
- Учебное пособие — комплексный вид дидактических материалов по учебному курсу или отдельной теме. Учебное пособие:
– разворачивает логику предметного содержания в виде вариантов диалогов с вопросами по ходу изложения; содержит систему заданий для постановки и решения учебных задач; содержит иллюстративный и текстовый материал для обнаружения противоречий с целью постановки новых задач;
— содержит материал для организации самостоятельной работы обучающихся, систему заданий для выбора индивидуальных образовательных траекторий в рамках изучаемых отдельных тем учебного года;
— содержит «карты» движения в содержании, задания для самоконтроля, фрагменты дискуссий для оценки и изменения своих представлений об изучаемом материале, диагностические работы;
— инструкции к лабораторным работам, описание некоторых результатов практических работ, тексты, статистический и картографический материал.
- Учебное наглядное пособие — учебное изобразительное или текстовое издание в наглядной форме, материалы в помощь изучению, преподаванию, воспитанию.
- Электронное пособие — электронный вариант учебного пособия (см. выше)
- Рабочая тетрадь может содержать задания, вопросы и упражнения ко всем темам курса. Рабочая тетрадь должна полностью соответствовать структуре и содержанию учебного пособия, требованиям к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Создается в комплекте с учебным пособием и методическим пособием для педагога.
Рабочая тетрадь для обучающихся на разных занятиях может иметь разное название: рабочие листы, тетрадь-атлас; тетрадь — разрезной альбом и т.д., но функции ее общие:
— техническая поддержка дискуссии (схемы, рисунки, графики, таблицы, тексты), материал для погружения в тему;
— письменная дискуссия с пропусками, задания на «расширения», проектные задания и формы, использование карт атласа для решения частных задач, работа с «картой движения» ;
— оценочные листы, задания для подготовки к итоговому занятию, листы обратной связи;
— словарь, задания по формированию навыков, листы отчетов по самостоятельным работам и т.п. - Карточки – материалы для индивидуальной работы обучающихся, содержащие разной сложности задания.
- Схемы и Таблицы — наглядный материал как опора для освоения нового, повторения и закрепления сложной цепочки действий.
- Инструкция — пошаговая последовательность действий, операций.
- Понятийные словари-справочники.
- Иллюстративные альбомы к темам занятий.
- Аудио и видеотека.
- В наборе контрольно-диагностических материалов:
- Перечень диагностических методик личностного развития обучающихся
- Описание методик выявления результатов освоения обучающимися образовательной программы.
- Схемы расчета уровня освоения учебного курса.
- Карты, таблицы, дневники – формы фиксации результатов контрольно-диагностических мероприятий.
- В наборе презентации педагогического опыта:
- Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом. Буклет может быть разбит на отдельные темы, разделы и освещать разнообразные стороны деятельности педагога.
- Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц. Листовка может отражать содержание отдельного занятия, мероприятия, тематического выступления, деятельность педагога и коллектива.
- Аннотированный каталог – справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Каталог для педагога может представлять, как структурирующий документ всех материалов ПМК, так и перечень отдельных материалов (по теме, по курсу и т.п.)
- Презентация – наглядно – иллюстративный рассказ о педагогической деятельности, методической работе. Презентация содержит текстовой (минимальный) материал и иллюстративный материал (схемы, таблицы, диаграммы, фото), наглядно подтверждающий текстовые выкладки. В практике для создания презентаций используется программа Microsoft Office PowerPoint.
- IY. Рекомендации по созданию методических материалов
- ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для того, чтобы начать работу по созданию и формированию программно-методического комплекса необходимо проанализировать состояние всех материалов, имеющихся в арсенале практической деятельности педагога. Предлагаем воспользоваться двумя видами таблиц.
Вариант 1.
Программно-методический комплекс: начало пути!
| Основные компоненты комплекса | Наличие в практике педагога | Перспективы (разработать, создать, описать, оформить…) |
|
||
|
||
методических материалов |
||
| * методические разработки | ||
| * методическое пособие для педагога | ||
| * методические рекомендации | ||
| * методики обучения и воспитания | ||
| * тематические папки | ||
| * описание учебных занятий и мероприятий | ||
| * описание учебных комплексов | ||
дидактических пособий |
||
| * карточки | ||
| * таблицы | ||
| * схемы | ||
| * инструкции | ||
| * понятийные словари-справочники | ||
| * иллюстративные альбомы к темам занятий | ||
| * рабочая тетрадь воспитанника | ||
| * учебные пособия | ||
| * электронные пособия | ||
|
||
| * диагностические методики к мониторингу предметной деятельности | ||
| * аналитические материалы по коллективной творческой деятельности | ||
| * диагностические методики личностного развития обучающихся | ||
| * методики выявления результативности педагогической деятельности |
педагогического опыта |
||
| * компьютерная презентация | ||
| * портфолио | ||
| * буклет | ||
| * программа мастер-класса | ||
Данную таблицу можно использовать в качестве каталога имеющегося материала с одной стороны и в качестве плана действий -с другой стороны.
Вариант 2
| Тема
образовательной программы |
Методическое
сопровождение |
Дидактическое
оснащение |
Контрольно-диагностические материалы | |||
Работа над созданием программно – методического комплекса
В таблицу внесите материалы в таком порядке:
- Выписать все темы из программы (отдельно по годам обучения)
- Внести во все разделы таблицы оптимальный набор материалов по теме.
- Выделить те материалы, которые есть в наличии. Возможно, их нужно сформировать в отдельную папку
- В личный план внести сроки работы над созданием компонентов комплекса.
И … постепенно действовать!!!
- СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Для начала необходимо определить, что из опыта вашей работы может быть рекомендовано в качестве наиболее эффективного, рационального варианта, образца действий. Далее – выделить целевую аудиторию (адресованы материалы педагогам, руководителям, методистам, родителям…).
Методические рекомендации могут включать в себя следующие разделы:
1.Титульный лист
название учреждения
фамилия, имя, отчество автора
название
название города
год разработки рекомендаций.
2. Пояснительная записка
— актуальность и целесообразность данных методических рекомендаций
— цель методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
— ожидаемый результат использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей ;
— обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
- Содержание
— поэтапное описание в произвольной форме
— указание форм и методов, используемых по теме
— организация действий всех участников процесса
— используемые ресурсы (материально-технические, информационные, кадровые, финансовые)
— практические советы (указать на наиболее сложные моменты, типичные ошибки и способы их решения)
- Список рекомендуемой литературы
Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ (в алфавитном порядке, библиографическая запись)
5.Приложения.
По необходимости в приложения включаются все сопроводительные материалы к разделу «Содержание»:
— планы проведения конкретных дел, мероприятий;
— тестовые задания;
— методики создания практических заданий;
— примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
— методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
— схемы, диаграммы, фотографии, карты
— ксерокопии используемых материалов и т. д.
Примерная тематика методических рекомендаций:
-методика работы с обучающимися над созданием коллективного произведения
-организация и проведение исследовательской работы
-методика организации работы над творческим проектом
-система взаимодействия педагога и родителей обучающегося
- СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Методическая разработка – конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо учебного занятия или мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
1.Титульный лист
название учреждения
сведения об авторе: фамилия, имя и отчество, образование, стаж педагогической работы, квалификация
название
название города
год разработки.
2. Аннотация мероприятия
цель мероприятия
характеристика воспитанников: возраст детей, год обучения
характеристика других участников
перечень используемого оборудования и материалов.
- Содержание
— описание хода мероприятия с отражением последовательности действий участников
— по необходимости отражаются временные параметры проведения составляющих частей
— в каждом разделе содержания могут быть добавлены «примечания» (советы по организации и проведению; схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы и т.п.)
- Список использованной литературы
Примерная тематика методических разработок:
— типы и виды учебных занятий в системе дополнительного образования детей
— формы и методы выявления результатов освоения образовательной программы
— формы творческих коллективных дел
- Рекомендации по оформлению материалов
программно-методического комплекса
Программно-методический комплекс, как единый структурированный комплект материалов, представляется на бумажном и электронном носителе.
Текст печатается шрифтом Times New Roman , размер 12. Заголовки разделов имеют размер 14. Выделение по смыслу излагаемого материала возможно применением курсивного начертания и подчеркиванием.
Ориентация страницы — книжная.
Поля: верхнее, нижнее- 1,5. Левое, правое – 2 см. Одинаковые левое и правое поля листа позволят осуществить двухстороннюю печать и подготовить материалы к изданию.
Иллюстративные материалы имеют размеры пропорциональные странице и тексту на ней. Уменьшение размера иллюстрации не должно нарушать её содержание.
Для презентации программно-методического комплекса желательно иметь Паспорт комплекса. Содержание его может быть следующего образца.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
В помощь создателю программно-методического комплекса
Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы анкетированного), закрытые (выбор из предлагаемых ответов) и смешанные. Широко используется в педагогических исследованиях.
Аннотация (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях.
Беседа — 1) вопросо-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды бесед: катехизическая, или репродуктивная, — направлена на закрепление, проверку изученного материала путем его повторения; эвристическая, поисковая, — опираясь на имеющиеся знания учащихся, учитель подводит их к усвоению новых понятий; сократическая — поиск истины через сомнение, которому подвергается каждый получаемый вывод.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей.
Дидактика (от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции дидактики: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная).
Дидактика занятия — система правил подготовки, проведения и анализа результатов занятия.
Дидактическая система педагога — совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых педагог осуществляет обучение, развитие и воспитание детей. Включает в себя: образовательную программу, календарные и тематические планы, конспекты занятий, планы воспитательной работы, пособия, наглядные средства и т. п.
Дидактические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними, познают окружающую действительность.
Календарно-тематический план — план, который составляется по учебной дисциплине (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет от перегрузок.
Коллективное творческое дело (КТД) — основополагающий элемент макаренковской коммунарской методики, которую адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И. П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или др. коллективов, др. людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности. Этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.
Комплекс – это сочетание взаимосвязанных элементов; следовательно, программно-методический комплекс это:
- комплект учебно-методических документов, программно-методических материалов, программно-технических средств, необходимых и достаточных для организации образовательного процесса по конкретной образовательной программе.
- сочетание взаимосвязанных средств обучения – как общих, так и специальных;
Лекция — метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.
Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.
Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и воспитанника, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей воспитанников, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.
Педагогическая технология — последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач или планомерное и последовательные решения на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогических действий.
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуаль-но- психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.
Тест обученности — совокупность заданий, сориентированных на выявление уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона.
Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) (уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация), либо одной из процедур, наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнению и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. Упражнение в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в зависимости от достигнутой меры автоматизации в умение или навык.
Учебные пособия — 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3) Учебные пособия — в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой.
