автор: Шмакина Анна Николаевна
Воспитатель
МДОУ №31 «Светлячок» гп Большая Ижора Ленинградской области

Конспект интегрированного занятия «Насекомые»

Конспект

интегрированного занятия по теме «Насекомые»

в группе компенсирующей направленности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; 

речевое развитие;  художественно – эстетическое развитие.

 

Задачи:

  1. Продолжать развивать связную речь детей: умение составлять описательный рассказ из 4-5 предложений с помощью схемы-модели. 
  2. Формировать лексико-грамматический строй речи: упражнять в согласовании различных частей речи, словообразовании.
  3. Развивать фонематический слух, слуховое внимание.
  4. Тренировать устойчивость и концентрацию внимания, развивать ориентировку в пространстве, развивать произвольную память.
  5. Закреплять  и расширять представления о насекомых (название, внешний вид, образ жизни, польза или вред для человека).
  6. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение создавать из пластилина образ насекомого.

 

Демонстрационный материал: схема – модель описательного рассказа о насекомом, пособие – «домик» с карманами, пособие – «поляна»  с 9 клетками и 9 цветами, «пчела» на липкой ленте, игрушка – бабочка.

Раздаточный материал: предметные картинки насекомых, пластилин разных цветов, доски для лепки, дополнительные детали (ватные палочки, бусинки).

Ход занятия:

I.Оргмомент.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и садятся на стулья напротив мольберта).

Сегодня к нам в гости прилетела красивая  разноцветная бабочка. Но почему-то она грустная. Как нам её развеселить? (Дети предлагают разные варианты)

Давайте поиграем  в интересные игры, может быть, тогда бабочка перестанет грустить.

II.Основная часть.

  • Дидактическая игра  «Угадай, кого не стало?»

Перед детьми в ряд расположены картинки насекомых. Дети перечисляют всех насекомых, называют их обобщающим словом. Воспитатель предлагает детям запомнить насекомых,  затем  закрыть глаза, а сам  убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана.

Воспитатель. Угадайте, кого не стало?

Дети. Не стало бабочки (кузнечика, стрекозы, муравья, шмеля…) 

  • Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Дети по очереди берут одну из картинок о насекомых, не показывая детям и не называя изображенное насекомое, составляют о нем загадку-описание по схеме-модели.

Ребенок. Это насекомое маленькое, черное, у него шесть ножек, крыльев нет, оно живет в лесу, строит домик из веточек, листиков, палочек, питается вредными насекомыми (гусеницами, личинками).

Дети. Это муравей.

  • Дидактическая игра «Поймай звук»

Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть.

Звук (м): комар, оса, муха, муравей, пчела, мошка, кузнечик, мотылек.

Звук (к): гусеница, паук, комар, бабочка, шмель, жук, стрекоза, муравей. 

  • Физминутка «Пчела»

(на ковре)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

 

А за нею – шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

 

Пожужжали, полетали,

От  усталости  упали.

 

Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками. 

Останавливаются, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых.

Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.

Вновь бегут по кругу.

Медленно опускаются на ковер.

  • Д/игра «Посели насекомых в домик» (по слогам) 

(Дети садятся за столы)

Перед детьми пособие – домик с тремя рядами карманов. У детей на столах  – предметные картинки с насекомыми. Дети по очереди подходят к домику и раскладывают картинки в соответствующие карманы: в нижний ряд (1 этаж дома) – картинки, название которых состоит из одного слога (шмель, жук); в средний ряд (2 этаж) – из двух слогов (комар, паук, пчела); в верхний ряд (3 этаж)  – из трех слогов (бабочка, кузнечик, стрекоза). Объясняют свой выбор. Воспитатель хвалит детей.

  • Д/и «Назови ласково» 

(дети возвращаются на ковер)

Игра проводится с мячом. Воспитатель называет насекомое и бросает мяч ребенку. Задача ребенка назвать насекомое «ласково» и бросить мяч обратно.

Например: комар – комарик

                    пчела – пчелка

                    жук – жучок

                    гусеница – гусеничка

                    паук – паучок

                    улитка – улиточка

                    муравей – муравьишка

                    шмель – шмелек

  • Дидактическая игра  «Сосчитай – ка»

Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счет и передает мяч ребенку, дети продолжают (от 1 до 10).

Например: один комар, два комара, три комара, четыре комара, пять комаров. (бабочка, шмель, гусеница)

  • Развивающая игра «Пчела на полянке»

Для проведения игры понадобится  вырезанное из картона квадратное поле, состоящее из девяти клеток, в каждой клетке – цветок. По клеточкам игрового поля следует перемещать «пчелу» (крепится на липкой ленте). Перемещение «пчелы» с цветка на цветок происходит путем подачи ей команд «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево» в произвольном порядке. По каждой из этих команд «пчела» перемещается на одну клетку в заданном направлении. Ведущий подает 4-7 команд, за которыми дети должны внимательно проследить глазами, и посадить «пчелу» на соответствующий цветок.

III. Заключительная часть.

Воспитатель.  Ребята, вы – молодцы, столько игр знаете! Давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли, что делали? 

А бабочка все равно осталась грустной, в чем же дело? Она говорит, что ей грустно, потому что у неё нет подруг-бабочек. Ребята,  а вы знаете, откуда берутся бабочки? (Гусеница превращается сначала в кокон, затем в бабочку).

Давайте вот этих гусениц из пластилина превратим в красивых бабочек, чтобы нашей гостье – бабочке было, с кем играть.

(Дети садятся за столы).

Лепка «Как гусеница превращается в бабочку»

Воспитатель объясняет детям последовательность превращения гусеницы из пластилиновых шариков в бабочку, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель. Ну вот, какие у вас получились замечательные  бабочки, теперь наша гостья  не будет больше скучать, у неё много подруг. Она благодарит  вас  за помощь и дарит подарки.

                                                              

Конспект интегрированного занятия «Насекомые»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram