автор: Штакина Екатерина Сергеевна

учитель начальных классов МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа имени почетного гражданина Московской области М.С.Трифонова

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (Школа России)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕРГИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ М. С. ТРИФОНОВА

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Сергиевской СОШ им. почётного

гражданина Московской области М.С. Трифонова

__________________________Е.Н. Иванова

Приказ №146 от «1»сентября 2018г.

 

 

 

Рабочая программа по русскому языку

(базовый уровень)

3 «Б» класс

2018-2019 учебный год

 

Составитель:

Штакина Екатерина Сергеевна

учитель начальных  классов

 

Коломенский городской округ

2018 г.

Пояснительная записка

 

   Рабочая программа учебного предмета  «Русский язык, 3 класс» разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
    “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 31.12.2015 года, приказ № 1576);
  2.  Программы  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкиной, к завершённой предметной линии учебников «Русский язык» (Канакина и др. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. (Школа России) М.: «Просвещение», 2011г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 05.07.5017 г.);
  4. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Сергиевской средней общеобразовательной школы, утвержденной приказом директора 30.08.2015 № 86 (изменения и дополнения на 31.08.2018 г.);
  5. Учебного плана 1-4 классов МОУ Сергиевской средней общеобразовательной школы на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом директора от 01.09.2018 г. № 86;
  6. Положения о рабочей программе МОУ Сергиевской средней общеобразовательной школы, утвержденного приказом директора от 01.09.2017 № 84

 

    В соответствии с учебным планом МОУ Сергиевской СОШ на изучение русского языка в 3 классе отводится 170 учебных часов, 5 часов в неделю, 34 учебные недели.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты.

У обучающегося будет сформировано:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • мотивов учебной деятельности, личностного смысла учения;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать знаково-символические средства представления информации;
  • активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • начальным сведениям о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
  • базовым предметным и межпредметным понятиям, отражающим существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • смысловому чтению текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • определять общие цели и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты.

 

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающийся научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
  • оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся научится:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Обучающийся научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

  • определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж; • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; • безошибочно списывать текст объемом 60—80 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 70—75 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Ученик 3 класса получит возможность научиться:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
  • создавать тексты по предложенному заголовку;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями, соотносить их разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 

Содержание учебного предмета

Язык и речь – 2 часа

    Различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке

Текст. Предложение. Словосочетание – 14 часов

    Различать текст и предложение, отличать предложение от группы слов, выделять части текста, классифицировать предложения по цели высказывания, выделять в предложении словосочетание

Слово в языке и речи – 19 часов

    Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать со словарями, находить в тексте фразеологизмы, распознавать изученные части речи, однокоренные слова, определять наличие в слове наличие изученных орфограмм, выделять в слове корень

Состав слова – 16 часов

    Распознавать однокоренные слова и группировать их, различать однокоренные слова и синонимы, работать со словарём однокоренных слов, выделять все части слова, составлять описательный текст по картине

Правописание частей слова – 29 часов

    Находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова, группировать слова по типу орфограмм, работать с орфографическим словарём

 

Части речи-76 часов (Имя существительное 31 часа, имя прилагательное 19 часов, местоимение 5 часов, глагол 21 час).

     Распознавать части речи, признаки частей речи, находить в тексте знакомые части речи, учатся писать сочинения по картине

Повторение – 14 часов

    Обобщить и систематизировать изученный материал, совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки, умения делать логические заключения

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Тема урока Дата

план

Дата

факт

Язык и речь (2 часа).
1. Наша речь. Виды речи 3.09
2. Наш язык 4.09
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов).
3. Текст. Типы текстов 5.09
4. Текст. Типы текстов 6.09
5. Предложение 7.09
6. Контрольный диктант 10.09
7. Виды предложений по цели высказывания 11.09
8. Виды предложений по интонации 12.09
9. Предложения с обращением 13.09
10. Главные и второстепенные члены предложения 14.09
11. Главные и второстепенные члены предложения. 17.09
12. Простое и сложное предложения 18.09
13. Простое и сложное предложения 19.09
14. Словосочетание 20.09
15. Словосочетание. Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова “Золотая осень”. 21.09
16. Контрольный диктант по теме «Предложение» 24.09
Слово в языке и речи (19 часов).
17. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. 25.09
18. Синонимы и антонимы. 26.09
19. Омонимы. 27.09
20. Слово и словосочетание 28.09
21. Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы). 1.10
22. Обучающее изложение 2.10
23. Части речи. Повторение. 3.10
24. Имя существительное. Местоимение. 4.10
25. Имя прилагательное. 5.10
26. Глагол. 8.10
27. Что такое имя числительное? 9.10
28. Однокоренные слова. 10.10
29. Звуки и буквы.  Гласные звуки. 11.10
30. Звуки и буквы. Согласные звуки. 12.10
31. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. 15.10
32. Обучающее изложение 16.10
33. Обобщение и закрепление изученного 17.10
34. Проект «Рассказ о слове» 18.10
35. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» 19.10
Состав слова (16 часов).
36. Что такое корень слова? 22.10
37. Как найти в слове корень? 23.10
38. Сложные слова 24.10
39. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? 25.10
40. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? 26.10
41. Что такое приставка? Как найти в слове приставку? 7.11
42. Значения приставок 8.11
43. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? 9.11
44. Значения суффиксов 12.11
45. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» 13.11
46. Что такое основа слова? 14.11
47. Обобщение знаний о составе слова 15.11
48. Контрольный диктант по теме «Состав слова» 16.11
49. Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова 19.11
50. Обучающее изложение 20.11
51. Проект «Семья слов» 21.11
Правописание частей слова(29 часов).
52. В каких значимых частях слова есть орфограммы? 22.11
53. Правописание слов с безударными гласными в корне 23.11
54. Правописание слов с безударными гласными в корне. 26.11
55. Правописание слов с безударными гласными в корне. 27.11
56. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 28.11
57. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 29.11
58. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 30.11
59. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 3.12
60. Обучающее изложение 4.12
61. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне 5.12
62. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне 6.12
63. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне 7.12
64. Правописание слов с удвоенными согласными 10.12
65. Правописание слов с удвоенными согласными 11.12
66. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» 12.12
67. Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» 13.12
68. Правописание суффиксов и приставок 14.12
69. Правописание суффиксов и приставок 17.12
70. Правописание суффиксов и приставок 18.12
71. Правописание суффиксов и приставок 19.12
72. Правописание приставок и предлогов 20.12
73. Правописание приставок и предлогов 21.12
74. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком 24.12
75. Разделительные твёрдый и мягкий знаки 25.12
76. Разделительные твёрдый и мягкий знаки 26.12
77. Разделительные твёрдый и мягкий знаки 27.12
78. Обучающее изложение 28.12
79. Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» 14.01
80. Проект «Составляем орфографический словарь» 15.01
Части речи (76 часов)

Учебник  «Русский язык»  часть 2

81. Части речи. 16.01
Имя существительное (31 час)
82. Имя существительное и его роль в речи. 17.01
83. Имя существительное и его роль в речи. 18.01
84. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 21.01
85. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 22.01
86. Обучающее изложение 23.01
87. Собственные и нарицательные имена существительные 24.01
88. Проект «Тайна имени» 25.01
89. Число имён существительных 28.01
90. Число имён существительных 29.01
91. Род имён существительных 30.01
92. Род имён существительных 31.01
93. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих 1.02
94. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих 4.02
95. Обучающее изложение 5.02
96. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 6.02
97. Склонение имён существительных 7.02
98. Падеж имён существительных 8.02
99. Падеж имён существительных 11.02
100. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» 12.02
101. Именительный падеж 13.02
102. Родительный падеж 14.02
103. Дательный падеж 15.02
104. Винительный падеж 18.02
105. Творительный падеж 19.02
106. Предложный падеж 20.02
107. Обучающее изложение 21.02
108. Все падежи 22.02
109. Обобщение знаний 25.02
110. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 26.02
111. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 27.02
112. Проект «Зимняя страничка» 28.02
Имя прилагательное (18 часов).
113. Значение и употребление имён прилагательных в речи 1.03
114 Значение и употребление имён прилагательных в речи 4.03
115. Роль прилагательных в тексте 5.03
116. Текст-описание 6.03
117. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» 7.03
118. Род имён прилагательных 11.03
119. Изменение имён прилагательных по родам. 12.03
120. Изменение имен прилагательных по родам. 13.03
121. Число имён прилагательных 14.03
122. Число имён прилагательных 15.03
123. Изменение имён прилагательных по падежам 18.03
124. Изменение имён прилагательных по падежам 19.03
125. Обобщение знаний 20.03
126. Обобщение знаний 21.03
127. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» 22.03
128. Обобщение знаний 3.04
129. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 4.04
130. Проект «Имена прилагательные в загадках» 5.04
Местоимение (5 часов).
131. Личные местоимения 8.04
132. Изменение личных местоимений по родам 9.04
133. Местоимение 10.04
134. Местоимение 11.04
135. Обучающее изложение 12.04
Глагол (21 час).
136. Значение и употребление глаголов в речи 15.04
137. Значение и употребление глаголов в речи 16.04
138. Значение и употребление глаголов в речи 17.04
139. Неопределённая форма глагола 18.04
140. Неопределённая форма глагола 19.04
141. Число глаголов 22.04
142. Число глаголов 23.04
143. Времена глаголов 24.04
144. Времена глаголов. 2-е лицо глаголов 25.04
145. Изменение глаголов по временам 26.04
146. Изменение глаголов по временам 29.04
147. Обучающее изложение 30.04
148. Род глаголов в прошедшем времени 2.05
149. Род глаголов в прошедшем времени 3.05
150. Правописание частицы не с глаголами 6.05
151. Правописание частицы не с глаголами 7.05
152. Обобщение знаний 8.05
153. Обобщение знаний 10.05
154. Обобщение знаний 13.05
155. Обобщение знаний 14.05
156. Контрольный диктант по теме «Глагол». 15.05
Повторение 14 часов.
157. Части речи. 16.05
158. Части речи. 17.05
159. Обучающее изложение 20.05
160. Обобщение изученного о слове, предложении. 21.05
161. Правописание окончаний имён прилагательных. 22.05
162. Правописание приставок и предлогов. 22.05
163. Правописание безударных гласных. 23.05
164. Правописание значимых частей слов. 23.05
165. Итоговый контрольный диктант. 24.05
166. Работа над ошибками. Однокоренные слова 27.05
167. Обучающее изложение 28.05
168. Текст. 29.05
169. Сочинение на тему «Почему я люблю лето». 30.05
170. КВН «Знатоки русского языка». 31.05

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

 

__________/А.В.Хэкало

 

«30» августа 2018 г.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (Школа России)