автор: Шульга Анна Викторовна

учитель-дефектолог МАДОУ ДС № 6 “Ромашка”, станица Брюховецкая, Краснодарский край

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

 

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста  через различные виды деятельности»

Я работаю учителем-дефектологом в детском саду. Хочу поделиться опытом работы над темой «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста  через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наши дни.

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Определила цель по теме: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и создания условий для развития и совершенствования мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Исходя из цели, поставила задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данному вопросу.
  2. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

Работая с детьми, я пришла к выводу, что у детей низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Свою работу построила по следующим направлениям:

  1. На теоретическом этапе изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:

– Черенкова Е.Ф «Оригинальные пальчиковые игры».-М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ XXIвек», 2007.

– Нищева Н.В Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.:ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014.

– Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа/ О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015.

– Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом   «Литера», 2006.

-Тимофеева Е.Ю., Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: ООО «Издательство» Корона. Век», 2011.

Земцова О.Н. Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику. 2- 3 года, серия «Умные книжки». – М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015.

– Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва,

2009.

– Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

– Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

– Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

– Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

– Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Изготовила дидактические игры:

– «Собери бусы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов.

– «Забавные прищепки»

Цель: идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения.

– «Счетный материал»

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве, конструи-рованию. 

– «Фланелеграф».

Цель: способствовать развитию тактильного, зрительного, сенсорного восприя-тия, ориентации в пространстве, а также мелкую моторику пальцев рук, мыш-ление, память, речь.

-«Овощи» работа с пластилином.

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, зрительного и сенсорного восприятия.

Провела работу с родителями:

– индивидуальное консультирование  родителей  по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.

– консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей  дошкольного возраста через различные виды деятельности»; «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

– в уголке наглядной информации были размещены папка-передвижка, буклеты с практическими рекомендациями для родителей по развитию мелкой моторики рук.

-составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

С детьми была проведена следующая работа

– пальчиковые игры, физкультминутки. 

– пальчиковые гимнастики, физкультминутки;

– пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

– дидактические  игры, шнуровки;

– использование нестандартного счетного материала;

– использование нетрадиционных техник рисования;

– лепка из пластилина;

– игры с кубиками, конструкторами;

– рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

– паззлы, мозаика.

Таким образом, видно, что проводимая мною работа  разнообразна и широко представлена. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, помогли добиться поставленной цели. В результате проделанной работы, пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки. Поэтому будет продолжена дальнейшая работа по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии.

 

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»