автор: Шульга Анна Викторовна
учитель-дефектолог МАДОУ ДС № 6 “Ромашка”, станица Брюховецкая, Краснодарский край
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Я работаю учителем-дефектологом в детском саду. Хочу поделиться опытом работы над темой «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наши дни.
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Определила цель по теме: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и создания условий для развития и совершенствования мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
Исходя из цели, поставила задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данному вопросу.
- Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики
Работая с детьми, я пришла к выводу, что у детей низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Свою работу построила по следующим направлениям:
- На теоретическом этапе изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:
– Черенкова Е.Ф «Оригинальные пальчиковые игры».-М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ XXIвек», 2007.
– Нищева Н.В Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.:ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014.
– Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа/ О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015.
– Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
-Тимофеева Е.Ю., Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: ООО «Издательство» Корона. Век», 2011.
Земцова О.Н. Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику. 2- 3 года, серия «Умные книжки». – М.: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015.
– Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва,
2009.
– Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
– Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
– Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
– Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
– Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
Изготовила дидактические игры:
– «Собери бусы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов.
– «Забавные прищепки»
Цель: идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения.
– «Счетный материал»
Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве, конструи-рованию.
– «Фланелеграф».
Цель: способствовать развитию тактильного, зрительного, сенсорного восприя-тия, ориентации в пространстве, а также мелкую моторику пальцев рук, мыш-ление, память, речь.
-«Овощи» работа с пластилином.
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, зрительного и сенсорного восприятия.
Провела работу с родителями:
– индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.
– консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»; «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
– в уголке наглядной информации были размещены папка-передвижка, буклеты с практическими рекомендациями для родителей по развитию мелкой моторики рук.
-составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
С детьми была проведена следующая работа:
– пальчиковые игры, физкультминутки.
– пальчиковые гимнастики, физкультминутки;
– пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
– дидактические игры, шнуровки;
– использование нестандартного счетного материала;
– использование нетрадиционных техник рисования;
– лепка из пластилина;
– игры с кубиками, конструкторами;
– рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
– паззлы, мозаика.
Таким образом, видно, что проводимая мною работа разнообразна и широко представлена. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, помогли добиться поставленной цели. В результате проделанной работы, пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки. Поэтому будет продолжена дальнейшая работа по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии.