автор: Щепелина Ольга Васильевна
Учитель-логопед
МАДОУ Луговской детский сад № 5 «Рябинка»
Использование ИКТ — технологий в работе логопеда
Использование ИКТ-технологий в работе логопеда
Логопеды постоянно в поиске инновационных подходов в решении проблем развития детей с нарушениями речи. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным и эффективным, нужны нестандартные подходы и инновационные технологии. Такими инновациями являются информационно-коммуникационные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области коррекционно-логопедической деятельности.
Задачи ознакомительного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Задачи коррекционно-образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
Задачи творческого цикла:
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности.
Коррекционно-логопедическую деятельность с использованием компьютера организую в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в ДОУ. С осторожностью решаю вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Для успешного применения ИКТ в образовательном процессе выполняю санитарно-гигиенические требования:
- Занятия с использованием компьютера планирую с дошкольниками 5-7 лет не чаще 1-2 раз в неделю по 10 минут не более 1 раза в день. После занятий предлагаю гимнастику для глаз.
- Контролирую рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.
- Монитор располагаю на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.
Использую различные компьютерные ресурсы:
- Готовый продукт.
- компьютерные обучающие программы и диагностические игры;
- интерактивные обучающие игры
- Самостоятельно разработанный инструментарий.
- игры и презентации составленные самостоятельно;
- аудио и видеозаписи.
Применение в коррекционно-образовательном процессе ИКТ значительно повышает эффективность логопедической деятельности и повышает эффективность обучения дошкольников с речевыми проблемами .
ЛИТЕРАТУРА
- Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1999
- Новоселова С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С.Л. // Информатика и образование. — 2010. №2. — с. 91-92.
- Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // Дошкольное воспитание. — 2000. — №4. С.16.
