автор: Щербакова Елена Юрьевна

воспитатель МАДОУ десткий сад общеразвивающего вида с. Выльгорт

Открытое занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы “Матрешка в гостях у ребят”.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Матрешка в гостях у ребят»

Организационный  момент.

Цель- развивать умение составлять описательный рассказ по схеме.

Задачи:

  1. закрепить понятия «большой, маленький, средний»
  2. активизировать словарный запас детей (использование имен прилагательных.

3.Закрепить умение делиться на группы и работать в группах

  1. развитие  творческих способностей

Материальное обеспечение: фишки, флажки, карточки с цифрами, матрешка, сундучок, фасоль, листы бумаги, краски, кисти, карандаши, шаблоны, картинки матрёшек для этапа рефлексии, дидактическая игра « Расставь матрешек в нужном порядке.

Ход занятия:

Ребята заходят в зал, воспитатель обращает внимание детей на сундучок стоящий на столе. Дети становятся полукругом, возле этого стола

Воспитатель: ребята, как вы думаете что это? На что это похоже?(необходимо задать наводящие вопросы)

Дети: (сундучок)

Воспитатель: это сундучок. А хотите узнать, что в нем находится?

Дети: да

Воспитатель: Вы узнаете, что находится в моем сундучке, разгадав загадку

Она на вид одна, большая

Но в ней сестрица сидит вторая,

А третью- во второй найдешь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдешь.

Внутри их всех- малютка, крошка.

Все вместе- сувенир …..(Матрешка)

Дети: отвечают

Если  не отгадали загадку, то воспитатель показывает из сундучка матрешку и спрашивает детей,  Что же это?

Дети: матрешка

Воспитатель: правильно, издавна у детей самой любимой игрушкой была матрешка.

– Ой, кто то нам звонит….

(видио обращение)можно сделать сначала звонок, а потом включение обращения матрешки

Воспитатель: Ну что ребята поможем матрешке?

Дети: ответы да (матрешка на видео отвечает им «спасибо»)

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про матрешку?

Дети: выслушивает ответы детей

Воспитатель: Правильно, молодцы! Это игрушка. Ее делают из дерева. В ней вложены другие матрешки поменьше, а знаете ли вы, как делают матрешку? И Кто ее придумал?

Дети: ответы (идет затруднение) (не знаем)

Воспитатель: Ребята ,а как мы можем помочь матрешке, если мы даже не знаем как она появилась и  кто ее придумал?!

Дети: мы не можем

Воспитатель: А хотелось бы вам узнать о матрешке что-то еще и помочь ей?

Дети: да

Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стульчики. Сейчас я вам расскажу об истории создания матрешки

Показ презентации (все о матрешке)

1 слайд – Кто ее придумал?

(…Оказывается, ребята Матрешке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из далекой станы Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было еще несколько таких же куколок, но меньшего размера.

Это была фигурка добродушного старичка Фукурума и таким умным. Его лицо было задумчивым, так как внутри него была большая семья, которую ему необходимо было обеспечить)

2 слайд- Как же она появилась в Росии? Кто ее привёз?

Воспитатель: В Японию приехал русский художник  С. Малютин. Он увидел добродушного старичка Фукуруму и ему эта фигурка очень понравилась и он решил привезти ее в россию.

Так как же ребята у нас появилась эта фигурка?

Дети: отвечают

3 слайд-  

Воспитатель: Художник С. Малютин показал ее русским умельцам…фигурка им тоже очень понравилась. Но мастера решили ее переодеть в русский сарафан, а голову покрыть платочком. Первая русская матрешка – девочка в сарафане и платке с черным петушком в руках.

Как вы думаете почему она в платочке?

Дети: отвечают

Воспитатель: во времена наших бабушек женщины носили платочки и сарафаны

Воспитатель: Ребята, какие же изменения в фигурке сделали русские умельцы?

Дети: отвечают(добиться ответ у детей в сарафане и платке с черным петушком в руках)

4 слайд  

Воспитатель: Как вы думаете, из чего делали матрешку?

Дети: отвечают

Воспитатель: Правильно!!! Матрешку делали из дерева (береза, липа), вытачивали ее внутри и снаружи.. шлифовали, чтобы не было зацепок..

5 слайд

Воспитатель:  Молодцы! После этого матрешку отдали художнику на роспись.

Воспитатель:  Как вы думаете, чем ее расписывали?

Дети: отвечают

Воспитатель: Расписывали ее гуашью и покрывали лаком.

6 слайд

Воспитатель:  В каждом городе расписывали матрешку по разному, так как были свои особенности костюма например г.Семенов –семеновская матрешка, Полхов- Майдан –майдановская , Загорск. И у каждой матрешки свой узор.

Воспитатель:  Вот такой интересный процесс появления матрешки

– Ребята,  а теперь назовите, пожалуйста, красивые слова о матрешке.

Какая она? (Каждый ребенок берет матрешку в руки и называет слово – признак, по очереди по одному признаку каждый ребенок

Дети: красивая, деревянная, разноцветная, улыбчивая, гладкая, милая и т.д.

Работа над вопросами

Воспитатель:  Ребята, а если у матрешки круглое лицо, значит она какая?

– Круглолицая.

Воспитатель: А если, у нее большие глаза?, то мы скажем, что она…

– Большеглазая.

Воспитатель:  А если темные волосы?

– Темноволосая.

Воспитатель: Молодцы Ребята, вы внимательно слушали мой рассказ,  как появилась матрешка, а сейчас я предлагаю вам,  составить рассказ об истории создания матрешки по схеме. Для это нам необходимо поделиться на группы. По очереди подходим к коробочке, находим один предмет и возвращаемся на свое место.

Посмотрите ребята у каждого из вас в руках фишка у кого -то желтая, зеленая и голубая.

(воспитатель подходит к столу и берет желтый флажок и приглашает детей у кого желтые фишки, подойти к этому столу. Далее работа проводится по аналогии с остальными ребятами)

Воспитатель: Ребята мы свами поделились на группы. Кто может сказать, сколько у нас получилось групп?

Дети: отвечают

Воспитатель: раздаёт карточки с цифрой на каждый стол (гр.№1,.. и т.д)

Сейчас вам в группах надо вспомнить, как же создавалась матрёшка! У меня на мольберте есть схема. При составлении рассказа опирайтесь на неё.

Воспитатель: Я приглашаю группу №1 к мольберту для составления рассказа о создании матрёшки !!! Выберите кто будет отвечать!

Вам необходимо друг друга дополнять.

  1. появилась первая матрешка в японии это была фигурка добродушного старичка, в которой поселилась вся его семья
  2. Первую  русскую матрешку привез художник , умельцы ее раскрасили в  сарафан и платок
  1. Матрёшек делают из дерева  липы или березы.
  2. Последовательность изготовления матрешки:

– выбор размера и формы

– вытачивание «бельё» ,

– шлифовка,

– В качестве красок для росписи используется гуашь.

– В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком.

  1. матрешки бывают семеновские, загорсчкие, полхов- майдановские.

5.а еще матрешки бывают с сюжетами из народных сказок, зверюшки, мужички, богатыри, домики, новогодние и т. д.

(аналогично проводится работа и с другими группами)

А сейчас давайте с вами немножко отдохнем, я предлагаю вам выйти на коврик.

Воспитатель:

Проводится игра (физминутка) Танцуют малыши.

Воспитатель: Молодцы ребята!

  • Интерактивная  игра

Взгляните на доску. Я для вас приготовила игру.  

– Что изображено на доске?

– А матрешки одинаковые?

– Чем они отличаются?

– Что здесь не так?

– Какая матрешка должна стоять  первая и почему? (аналогично работа проводится  с оставшимися матрешками)

– А теперь поработайте самостоятельно! Кто желает выйти к доске?

Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас ребята займите все свои места.

Воспитатель: Я вам сейчас раздам матрёшек на каждой матрешке изображен сюжет сказки вам необходимо разложить их в правильном порядке. Подумайте как?

Почему вы так разложили?

Что у вас получилось?

Из какой сказки изображены герои на матрешках?

(аналогично ведется работа с каждой группой)

Воспитатель: Ребята, а вы помните о чём нас просила матрешка?

Дети: отвечают

Воспитатель: А почему мы не смогли ей сразу помочь?

Дети: отвечают

Воспитатель: А теперь сможем помочь?

Дети: отвечают

Воспитатель: Ребята а давайте заглянем в наш сундучок,  может там есть что -нибудь для нас полезного!!?

Дети: отвечают

Воспитатель: Посмотрите могут ли они стать подружками для матрешки?

Дети: ответы

Воспитатель: они похожи на матрешек или здесь чего то не хватает?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, что нам с вами необходимо сделать?

(предлагает пройти в группу и раскрасить матрешек)

Сейчас мы свами пойдем в группу и раскрасим наших матрешек.

  • Работа с шаблоном

(видео обращение  матрешки) спасибо за подружек!

Итог: ребята что вы нового сегодня узнали, что было трудным, что понравилось?

Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо нашим матрешкам за исполнение частушек.

Каждому из вас хочу подарить матрешку (картинку) за хорошую работу!

Открытое занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы “Матрешка в гостях у ребят”.