Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.

Козырева Татьяна Владимировна-воспитатель

МДОУ №18 «Кораблик» г. Волжский  Волгоградской области,

почта itv2505@mail.ru

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Использование игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, А. И. Сорокина и др. В настоящее время, как и в прошлом, игре придается большое значение.

Во время игр, направленных на воспитание экологической культуры у дошкольников основываются следующие показатели сформированности экологической культуры, это:

– усвоение норм и правил экологически обоснованного поведения при взаимодействии с окружающим миром;

– наличие потребности в экологических знаниях;

– ориентация на практическое применение;

– потребность в общении с растительным и животным миром;

– проявление эстетических чувств;

– проявление инициативы в решении экологических и валеологических проблем ближайшего окружения.

 Характеристика процесса воспитания экологической культуры

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Известно, что именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного создания, а также практические умения.

Важно отметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, обще  культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.

В структуре экологической культуры дошкольника выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный) взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них, рисунок 1.

Экологические убеждения, ценности, ответственность,
нравственное отношение к природному миру, любовь к природе 
(экологическая сознательность)
↑↓   ↑↓
Экологические знания,
представления, умения, навыки
(экологическая образованность)
 →

Экологические поступки, поведение
участие в экологических мероприятиях
(экологическая деятельность)
 

Рис.1.    Структура экологической культуры дошкольника по В.М. Пакуловой, В.И. Кузнецовой

Основываясь на деятельностном подходе в структуре развития основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие компоненты:

 

Экологические знания,
представления, умения, навыки
(экологическая образованность)
 ↑↓    ↑↓
Деятельность в природе:

– восприятие природы;

– овладение знаниями, интересы;

-овладение умениями, навыками, чувствами;

– природоохранная деятельность

 →

← 

Экологизация сознания:

– потребности, установки;

– эмоции, переживания;

– эстетическая и этическая оценки.

Рис.2.   Структура экологической культуры дошкольника на основе деятельностного подхода по С. Н. Николаевой

Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой    проблеме.

Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.

  1. Формы и методы работы с детьми: методы обучения (наглядные, практические, словесные); научность и доступность понятий; междисциплинарности и интеграции; содержания — занятия и уроки; экологические минутки; экскурсии; экологические сказки; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; реклама; эксперименты и опыты; развивающие дидактические игры; выставки
  2. Работа с родителями ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.); организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника); ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее); туристические походы на природу, соревнования.
  3. Развивающая экологическая среда: уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные); растительный мир на участке; учебно-наглядные пособия; живой уголок

Таким образом, экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.). Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.  Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

Список используемой литературы:

  1. Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного образовательного учреждения: метод. Пособие [Текст] / В. П. Вавилова.– Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2014.  – 131 с.
  2. Воспитание и развитие детей в процессе воспитания эколгии: Из опыта работы. Пособие для учителя. [Текст] / Составитель Мельчаков Л. Ф. – М.: ОК, 2014. – 201 с.
  3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс»  [Текст] / О. А. Воронкевич  – 2013. – 312 с.
  4. Вохмянина, М. Н. Модель воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Вохмянина // Управление ДОУ. – №1. – 2012. – С.71 – 75.
  5. Горощенко,  В.П. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / В.П. Горощенко – М.: ОК, 2014. – 112 с.
  6. Григорьева Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества [Текст] / Г. Е. Григорьева // Молодой ученый. – 2011. – №4. Т.1. – С. 122-124.
  7. Доскин, В. А. Экологическое воспитание дошкольника: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры [Текст] / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М.: Центр, 2012. – 345 с.
  8. Зайцев, Г. К. Уроки экологического воспитания для дошкольников. [Текст] / Г. К. Зайцев – СПб.: Питер, 2014. – 377 с.
  9. Зверев, И. Д. Экологическое образование дошкольников.  [Текст] / И. Д. Зверев,  И. Т. Суравегина – М.: Академия, 2011. – 120 с.
  10. Зверев, И. Д. Экология в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] / И. Д. Зверев,  И. Т.  – М.: Центр, 2011. – 89 с..
  11. Картушина, М. Ю. Экология: познавательные занятия для детей подготовительной группы [Текст] / М. Ю. Картушина – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 318 с.
  12. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. [Текст] / М. А.  Кондрашова – Оренбург, –  2014. — 116 с.
  13. Кулановский, О. А. Активные методы воспитания у дошкольников экологической культуры [Текст] / О. А. Кулановский – М.: изд-во ГНОМ и Д, 2011. – 361 с.
  14. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. [Текст] / С. Н. Николаева – М. : «Мозаика-Синтез», 2012. – 112 с.
  15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего воз раста. [Текст] / Под ред. И. А. Савельева – М., 2013. – 128 с.
  16. Оуэн, Д. Ф. Что такое экология? [Текст] / Д. Ф. Оуэн – М. : Лесн. пром-ть, 2014. – 184с.
  17. Павлова, Л. А. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л. А. Павлова // Дошкольное воспитание. 2012. – № 10. – С. 40–49.
  18.  Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. сада [Текст] / Н. А. Рыжова –  М.: Изд. Дом «Карапуз», 2012. — 432с.
  19. Электронная универсальная библиотека [Электронный ресурс ] –  Режим доступа:  http://biblioclub.ru свободный с экрана (дата обращения 05.02.2015)
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.