автор: Якимович Ольга Николаевна

Педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Мурманска Первомайский Дом детского творчества

«Практические рекомендации по постановке певческого голоса учащихся детского вокального коллектива»

«Практические рекомендации по постановке певческого голоса учащихся детского вокального коллектива»

Автор:

Якимович Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования,

руководитель вокального ансамбля «Радуга»

МБУ ДО г. Мурманска Первомайского ДДТ

 

Одна из важнейших задач постановки певческого голоса – научить ребенка правильной работе артикуляционного аппарата. Слово, обращенное к аудитории, должно быть четким, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Для этого нужна хорошая дикция – четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться положительных результатов, надо работать над совершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывая его технические возможности.

Чем отличается певческий голос и бытовая речь: в пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи – его частью. Независимо от голосовых характеристик, человек использует средний отрезок своего голоса, так как это удобнее, он не устает. Певческий голос отличается от разговорного не  только диапазоном и силой, но и тембром, то есть разнообразной окраской. Певческая дикция зависит от формирования гласных звуков, в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

При певческом голосообразовании  работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти

одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение же гласных отличается от речевых. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука.  В этом заключается один из секретов кантилены. Поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На них вырабатываются  все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса. Правильная работа артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, певчески красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, это подтягивает вверх гортань, что может стать причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, главного артикулятора гласных. Нижняя челюсть должна быть свободна, пассивна, не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. Поэтому мягкое небо должно быть постоянно в активном состоянии.

Правильно воздействуя на артикуляционные органы, мы можем влиять на весь голосовой аппарат. Первое  условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. Добиться их можно через снятие различных зажатий и стимуляции  четкой работы различных мышц. В этой работе помогут простейшие упражнения с использованием зеркала – вашего помощника в работе над приобретением этой  гармонии и естественности, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего. Несколько упражнений помогут избавиться от этих проблем.

  1. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, “винтиком”, “трубочкой”. Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
  2. Почувствуйте кончик языка, активный и твердый. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто говорите: да-да-да-да.  Представьте “высокое небо” и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
  3. Чтобы освободить язык и гортань, сделайте быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем выдох через рот, резкий, как “выброс” воздуха со звуком “ФУ”. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
  4. Для активизации мышц губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким “хлопком” через сжатые (собранные в “пучок”) губы. Произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.
  5. Для освобождения нижней челюсти откройте рот, подвигайте ею в стороны, почувствуйте  свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой.
  6. Челюсти  не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними

зубами, как  в ознобе. Контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо должно быть  спокойным, без напряжения и старания.

Если одно из этих заданий доставило вам дискомфорт, это движение нужно повторить много раз. Многократным, сознательным повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата. Эти несложные упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный  аппарат.

С того момента, как  вы занялись постановкой  голоса, все звуки должны быть на дыхании и  в позиции, причем это условие для всей жизни, даже для бытовой речи. Перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо. Такую же активность в области передних зубов необходимо ощущать в момент произношения текстов, звуков.

Отрабатывайте  навык брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или прозу, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности. Его необходимо брать  не только в начале фразы, но и на знаках препинания. Это касается и литературного, и музыкального текста. Дыхание не должно быть шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. В начале фразы губы  должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки и не “причмокивать”. Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его “съедание” и звучит “м” на конце фразы.

Стихотворение или прозу читайте, утрированно  произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата.  Утрированность вырабатывает активность. Утрированное произношение в зале прозвучит четко, ярко, но оно  не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные произносятся активно, четко и легко.  Они не должны разбивать поток гласных звуков, которые в пении переходят один в другой. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата.

Чтобы отработать произнесение гласных ровным потоком и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать на одних гласных:

Белеет парус одинокий – Е – ЕЕ – А – У – О – И – О – ИИ

Затем  в поток гласных надо вставить быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и  красоту потока гласных. При этом слово остается на зубах, гортань – свободной, а дыхание – активным. Это упражнение надо делать перед пением произведения сначала только с литературным текстом, потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.

Очень хороши для  тренировки скороговорки. Читать их надо сначала медленно,  постепенно убыстряя темп. Нужно следить за ритмичностью произношения.

    а) На дворе трава, на траве дрова.

       Дрова вдоль двора, не вместить двору дрова.

    б) Шит колпак не по-колпапаковски,

        Надо его переколпаковать и перевыколпаковать.

    в) Мальчик нефильтикультяпистый,

        Его надо фильтикультяпнуть и перевыфильтикультяпнуть.

    г) Корабли лавировали, лавировали,

       Да не вылавировали.

    д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.

        Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

    е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

        Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

    ж) Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

         У быка бела губа была тупа.

Если у вас не благополучно с какими-то звуками, то возьмите любой словарь, откройте его на той букве, которая вас затрудняет при произношении

и, не торопясь, читайте подряд все слова, вслушиваясь в  трудный для вас звук. Многократное контролируемое произношение звука изменяет ситуацию к лучшему. Словарь помогает не тратить внимание на придумывание слов с нужным звуком.

Для развития акустических и  тембральных свойств голоса необходимо развивать  мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Для этого нужно произнести беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть  полость зева, а не рот, повторить упражнение десять раз.

После всех упражнений делаем вывод:

1) В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание.

2) Очень важна работа с зеркалом.

3) В работе над “активной свободой” нельзя допускать никаких  зажатий типа “кривой рот”, “вытаращенные глаза”.

4) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до  ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но необходимо избегать новых зажатий.

5) Очень полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

Литература

 

  1. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. – Белгород, 2006.
  2. Дмитриев А. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
  3. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.: Музыка, 2002.
  4. Исаева И. О. Эстрадное пение. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  5. Крюкова В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  6. Плужников К. Н. Механика пения. – СПб: Композитор, 2004.
  7. Попылко К.М. Воспитание вокальных навыков у детей школьного возраста. – Свердловск, 1995.
  8. Ручинская Т.П. Развитие вокальной техники. Методическое пособие. – СПб, 2001.

 

Практические рекомендации по постановке певческого голоса учащихся детского вокального коллектива