Тема: «Осеннее путешествие»
Образовательная область: речевое развитие.
Интегрированные области: познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Задачи:
Образовательные: закреплять, обогащать и активизировать лексический словарь по теме «Осень»; совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в подборе прилагательных к существительному, упражнять образовании относительных прилагательных, упражнять в образовании числительных с существительными, упражнять в составлении предложений; автоматизировать поставленные звуки в свободной речи у детей, закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.
Коррекционно-развивающие: развивать произвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику, развивать речевое дыхание; координацию речи с движением, творческое воображение, развивать волевые качества.
Воспитательные: воспитывать организованность, умение взаимодействовать друг с другом (договариваться, помогать и т. д.), воспитывать отзывчивость, желание помочь другим.
Оборудование: письмо, картинка «Осенний лес», ноутбук, мольберт, дидактическое пособие «Сказочное панно», сундучок, ёлки, деревья, мячик, письмо от Зимы, салфетки, детские стулья и стол, сладости, пособие круги Луллия, игра «Чей листик?».
Методы и приёмы: игровые, наглядные, практические, словесные: игровая ситуация «Осеннее путешествие», сюрпризные моменты: письмо, мячик, сундучок с письмом от Весны; развивающие игры и упражнения: игра с мячиком, «Подбери признак», упражнение «Собери картину», пояснения, указания, вопросы педагога.
Использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающие (психогимнастика, артикуляционная гимнастика «Осенние забавы Язычка», игровое упражнение «Отправляемся в путь», игровое упражнение «Собери картину», дыхательное упражнение «Осенний аромат», ИКТ (мультимедийная презентация).
Ход занятия
(Слайд 1)
- Организационный момент
Логопед. Проходите ребята. Давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте. А теперь поздороваемся друг с другом.
Психогимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!!!
Улыбнёмся всем друзьям,
Без улыбки жить нельзя.
(Стук в дверь)
Логопед. Ребята, сегодня нам письмо пришло, интересно от кого?
- Упражнение «Отгадайте-ка ребятки»
Время года отгадай
Собирают урожай,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Тучи по небу гуляют.
Птицы к югу улетают.
(Осень)
Логопед. Ребята, кто же это? (Осень).
Правильно осень. Осень нам прислала письмо.
Логопед читает письмо.
Осень. «Здравствуйте, ребята! Я Осень. Вот и заканчивается моя пора. Очень жаль, но скоро нам придётся расстаться, и я приглашаю вас совершить ещё одно увлекательное осеннее путешествие. На пути вас ждут разные испытания. Чтобы с ними справиться, вам нужно будет много правильно и красиво говорить. За каждое правильно выполненное задание я подарю вам листик. Если соберете все листики, то ждёт вас сюрприз! Желаю успехов!»
Логопед. Ребята как здорово, вам нравятся сюрпризы? Вы хотите узнать, что за сюрприз приготовила осень? Вы согласны отправится в осеннее путешествие? А вы услышали самое главное, что сказала осень: надо будет много правильно и красиво говорить. Чтобы всё получилось, надо потренироваться. Давайте разбудим свой язычок.
- Артикуляционная гимнастика «Осенние забавы Язычка» (салфетки)
“Осенние путешествие язычка”
Наш веселый язычок.
Утром встал открыл окошко
И улыбнулся немножко («Улыбка»)
Месит тесто, блин печет («Блинок»)
И с вареньем чай он пьет. («Вкусное варенье»)
По дорожке он идет тихо песенку поет
Вдруг, лист ветер поднимает («Качели»)
И листочек улетает.
Язычок не унывает, дальше скачет припевает.
В стороны смотря немножко («Часики»)
Вправо-влево
Вверх и вниз
А под деревом сюрприз.
Гриб растет на тонкой ножке, («Гриб»)
Так и просится в лукошко.
Вдруг он дятла увидал.
С ним он дружно поиграл. («Дятел»)
Веселился, улыбался (упражнение « Улыбка»)
С вами он тренировался.
Логопед. Язычок потренировали. Ну, теперь точно готовы. Отправляемся с вами в путь.
- Упражнение «Отправляемся в путь»
Логопед. А туда попасть очень легко. Надо только произнести волшебные слова:
Хлопни – топни – повернись
И в лесу осеннем очутись.
(Дети говорят и выполняют действия)
Логопед. И вот, мы в осеннем лесу (картинка – «Осенний лес»).
Логопед. Ребята, смотрите какая красота кругом.
Дыхательная гимнастика «Аромат осеннего леса».
Логопед. Ребята, а вы знаете как пахнет осенний лес? Он пахнет свежестью, сухими листьями. Давайте подышим его ароматом.
Логопед вместе с детьми делают глубокий вдох носом (не поднимая плеч), выдыхают плавно через рот (несколько раз).
Логопед держит в руках букет из сухих листьев, дети стоят вокруг.
Логопед. Мы с вами подышали ароматом осеннего леса. А как называется явление, когда падают листья? (Листопад).
Логопед. Сейчас мы превратимся в легкий ветерок и покажем, как он дует. Встанем прямо, возьмем по листочку, положим его на ладонь, поднесем к губам, сделаем глубокий вдох носом, вытянем губы «трубочкой» и подуем на листочек. (Дуют). Вот такой листопад получился.
Логопед. Ребята, вот Осень приготовила нам первое задание.
Логопед. Мячик осенний, волшебный будет в руки к вам скакать, а вы будете на вопрос об осени отвечать. (Вылет мячика)
- Игра с «мячиком» «Подбери признак»
Дети отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Осень (какая?) – золотая, ранняя, поздняя, дождливая, холодная, щедрая……
Листья (какие?) – пестрые, красивые, желтые, багряные, резные, пурпурные……
Логопед. Смотрите, а вот и первый листочек к нам прилетел от Осени.
Логопед прикрепляет на дерево листик.
Логопед. Мы подышали ароматом леса, увидели листопад, а теперь предлагаю продолжить нашу прогулку.
Друг друга за руки возьмем
По лесочку мы пойдем,
По лесочку мы шли
На другую полянку пришли.
Логопед. А вот и следующее задание от Осени.
Игра «С какой ветки детки» с кругами Луллия
Логопед. Вот присядем на пенечки и рассмотрим все листочки.
Правила: дети рассматривают сначала деревья, а затем их листья и плоды, называют их. По предложению взрослого: «Детки, найдите свои ветки» подбирают каждому дереву соответствующие картинки с листьями и плодами.
С берёзы – берёзовый
С дуба – дубовый,
С клёна … кленовый,
С рябины … рябиновый,
С осины … осиновый.
Логопед. Давайте ещё раз вспомним названия листьев.
Пальчиковая игра «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого).
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки).
Листья берёзы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём (шагаем по столу средним и указательным пальцем).
Логопед. Смотрите, а вот и второй листочек к нам прилетел от Осени.
Логопед прикрепляет на дерево листик.
Логопед. А вот и третье задание. (Слайд 12)
Игра «Да или нет»
Логопед. Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», то топнуть
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Логопед. Смотрите, а вот и третий листочек к нам прилетел от Осени.
Логопед прикрепляет на дерево листик.
- Упражнение «Собери картину»
Логопед. Ребята, Осени очень хочется повесить у себя в царстве большую красивую осеннюю картину. У неё маленьких картинок много, а большой нет. Как вы думаете, мы сможем составить из маленьких одну большую? Давайте попробуем. Будем составлять картину и рассказывать о том, что бывает осенью. Я начну, а вы продолжите.
Логопед. Наступила долгожданная осень. Осенью тучи серые, солнце светит мало и очень редко. Осенью….
Дети составляют картину и рассказывают.
Логопед. Какая красивая картина получилась, и рассказ мы с вами составили для Осени. Молодцы, ребята. Вот вам ещё листик. И он последний.
9.. Итог занятия.
Логопед. Ребята, листик последний, значит, задания закончились. Вам было трудно? А какое задание вам показалось самым трудным? А какое задание от осени больше всего понравилось? Ждём сюрприз!
Логопед. Ой, ребята, смотрите, что это? (Сундучок) Здесь для вас письмо, интересно от кого?
Логопед читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Жду – не дождусь встречи с вами. Спешу, тороплюсь, скорее с вами встретиться хочу. Скоро буду, ждите в гости! Зима»
Логопед. Ребята, вот это да, сама Зима написала вам письмо. Да в конверте ещё что-то есть! (Достаёт картинки с зимними пословицами и поговорками.) Пойдёмте в группу, и вместе с воспитателем и другими ребятами с ними познакомимся. Я думаю, им тоже будет интересно! Попрощаемся с гостями.
Дети. До свидания.
Логопед. Сюрприз получили, теперь пора возвращаться в детский сад.
Скажем волшебные слова:
До свиданья, милый лес,
Не забудем мы чудес.
Ты скорее повернись –
Снова в садике очутись.
– Вот мы и снова в нашем саду.