Филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» – Александровская ООШ.
Учитель биологии Агзамова Н.А.
Аналитическая записка
«Активизация познавательной деятельности учащихся на основе применения групповых форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся»
Мой педагогический стаж 12 лет, и все эти годы провожу работу по совершенствованию своего педагогического мастерства. Современные источники информации предлагают учителями разнообразные педагогические технологии и методы, новейшие средства, оборудование: интерактивные доски, компьютеры, образовательные ресурсы Интернет. В школах растет доступ к этим средствам, но не всегда техническое оснащение классов школ дает возможность использовать эти средства.
Учитель продумывает организацию урока с учетом возможностей школы. Мною была определена тема педагогической деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе применения групповых форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Учеников 5-7 классов отличает стремление самостоятельно разобраться в учебном материале, характеризует умение использовать современные технические средства обучения. В то же время для них большое значение имеет общение со сверстниками, потребность в сотрудничестве, уважительном отношении к себе. Этому способствуют предлагаемый для учителей традиционный урок с применением групповых, парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности.
В процессе традиционных уроков в рамках действующей классно-урочной системы освоение содержания учебного материала возможно на основе различных формы организации коллективной познавательной деятельности, применяемой для решения большинства основных дидактических задач. На уроках биологии эффективны следующие формы: работа в статичных парах на различных этапах урока (выполнение практической работы, взаимопроверка и т.д.), групповая организация учебных занятий и межгрупповая работа.
Изучение темы «Плоды» осуществляется на основе применения групповых, парных форм работы, информационно-коммуникационных технологий. Во время групповых, парных форм работы, в процессе практической деятельности ученики не только приобретают знания о типах плодов, строении и значении плодов, способах распространения плодов. Работа в группах предоставляет возможность учащимся быть самостоятельными в выборе своих действий, темпа работы, проявления творческих способностей.
Этапы урока включают разнообразные виды деятельности по развитию универсальных учебных действий. Проведение урока по данной теме возможно в различных вариантах, с учетом количественного состава, индивидуальных возможностей учащихся.
Предлагаемый план урока и приложения к уроку, варианту изучения нового материала на основе рассказа учителя, беседы и групповой работы, или просмотра видеоурока, помогут учителю провести урок по теме «Плоды» с учетом технических возможностей школы, индивидуальных особенностей учеников класса, темпа работы учеников.
Подробные вопросы, многократное повторение содержания, большое количество наглядного материала подготовлены с учетом обучения в классе детей с ОВЗ. Необходимо также учитывать тактичное распределение учеников с ОВЗ по группам – ученикам можно предложить задания для групп или коллекции, учитывать желания учеников при объединении.
В классах с большим количеством учеников возможна организация групп по 3-4 ученика, в классах с небольшим количеством учеников – работа в группах, парах или индивидуально по заданиям. В школах, оборудованных компьютерами, ноутбуками, высокоскоростным интернет возможно использование электронных образовательных ресурсов по теме урока. Можно заранее распечатать дополнительные материалы или материалы с электронных приложений, создать «кейс» с материалами в бумажном варианте, типы плодов – ученики используют материалы для оформления отчета работы групп (создают коллекцию типа плодов).
Опыт педагогической работы по организации групповых форм позволил определить преимущества групповых форм работы и результативности учебного процесса: повышается интерес и положительное отношение к учению, возрастает объем усваиваемого материала, в групповом общении обучающиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение, преодолевать противоречия внутри между участниками группы.
Учитель биологии филиала МАОУ «Приданниковская СОШ» – Александровская ООШ.
_____________/Н.А. Агзамова
Конструкт урока
по биологии по теме «Плоды»
Ф.И.О. учителя | Агзамова Наталья Александровна |
Тема урока | «Плоды» |
Класс | 6 класс |
Тип урока | Урок открытия нового знания (комбинированный урок) |
Интеграционное пространство | Естественные науки. Биология: влияние хозяйственной деятельности на природу, мероприятия по охране природы, растений, типы охраняемых территорий. |
Задачи урока | Продолжить развитие знаний о строении и значении плодов, типах плодов, способах распространения плодов. |
Основные термины и понятия | Плод, околоплодник, соплодие, плоды: простые и сложные, односемянные и многосемянные, сухие и сочные; ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка. |
Планируемые результаты обучения | |
Личностные | Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений анализировать предложенную информацию, сопоставлять, определять строение плода, типы плодов, способы распространения плодов. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
Предметные | Формирование первоначальных систематизированных представлений о строении плодов, типах плодов, значении плодов, распространении плодов, значении распространения плодов. Уметь объяснять происхождение и строение плодов, значение плодов, распространение плодов, взаимосвязь строения плодов и распространения плодов. Формирование умений анализировать информацию, различать по иллюстрациям и описаниям типы плодов, способы распространения плодов. |
Метапредметные | Формирование умений определять цель обучения по теме, предстоящей деятельности, планировать пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы представления полученных результатов. Умение анализировать объекты с целью получения данных о сходстве и различиях ядерных организмов. |
Регулятивные | Формирование умений планировать и определять пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы представления полученных результатов. |
Познавательные | Умение анализировать и определять, по каким признакам плоды разделяют на простые и сложные, сухие и сочные. Уметь объяснять происхождение и строение плодов, значение плодов, распространение плодов, взаимосвязь строения плодов и распространения плодов. Понимать роль плодов в жизни растений.
Умение выстраивать логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; представлять информацию в виде моделей, таблиц, схем; преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации |
Коммуникативные | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; развивать монологическую и диалогическую формы речи; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, в парах. |
Формы организации учебной деятельности | Самостоятельная групповая работа с УМК, дидактическим раздаточным материалом. Групповая, парная, индивидуальная работа в ходе выполнения заданий и оформления результатов. |
Оборудование | Если есть возможность 4-5 ноутбуков или компьютеров с загруженными материалами в электронном виде (тексты, презентации), компьютер или ноутбук, подключенный к мультимедиапроектор, распечатанные дидактические материалы, изображения охраняемых растений (распечатанные из презентации и приложения); инструктивные карточки для работы в группах, учебник «Биология: 6-й класс: базовый уровень: учебник /В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2024. – 160с.: ил. – (Линия жизни)». |
Дополнительное оборудование | Материалы для предоставления отчета групп плоды и семена, гербарии «Способы распространения семян», необходимые для заполнения таблиц: маркеры или фломастеры, карандаши, бумага или картон, файлы с вложенными материалами: приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4 , приложение 5, приложение 6, приложение 7, таблички с обозначением групп
Таблицы «Строение цветка», «Соцветия», «Плоды», видеоурок «Плоды. Распространение плодов и семян» – 3 мин 14сек. |
Рекомендации | При организации групповой, парной работы необходимо учитывать наполняемость в классе, индивидуальные особенности обучающихся, дифференцированный подход, индивидуальный темп деятельности. Детям с ограниченными возможностями здоровья легче выполнять задания по алгоритму, поэтому предложенный план определения типов плодов и способов распространения плодов и семян подробно, пошагово предлагают обучающимся выполнять задания, предоставлять отчет в различной форме. Учитывая особенности обучающихся класса, учитель может сам сконструировать учебное занятие. |
Источники информации | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в действующей редакции).
Рабочая программа учебного предмета «Биология» (базовый уровень) для обучающихся на уровне основного общего образования. Фото растений из свободных источников интернет, Сайт: инфоурок – Видеоурок «Плоды. Распространение плодов и семян» – 3 мин 14сек. |
Темы, входящие в разделы примерной программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Плоды. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе. | Урок 18. Плоды.
Понимать, по каким признакам плоды разделяют на простые и сложные, сухие и сочные. Уметь объяснять происхождение и строение плодов, значение плодов, распространение плодов, взаимосвязь строения плодов и распространения плодов. Ресурсы урока: учебник, дидактический раздаточный материал, ноутбуки, презентации. |
Называть типы плодов, значение плодов, распространение плодов, значении распространения плодов.
Сравнивать типы плодов, способы распространения плодов. Делать выводы о значении плодов в жизни растений, взаимодействии строения плодов и способа распространения. Распознавать и описывать происхождение плодов, строение плодов, типы плодов, распространение плодов, используя различные информационные ресурсы |