Фотография из семейного альбома
В нашем семейном альбоме хранится старая пожелтевшая фотография. Она особенная. Она одна такая в нашем архиве. Эта фотография военных лет. На ней изображены три фигуры мужчин в шинелях , пилотках , в ботинках , обмотанных портянками . Лица солдат очень серьезные и какие-то по особому красивые , как мне говорит бабушка , это отличает поколение, прошедшее Великую Отечественную войну. Несмотря на то , что лица двоих уже плохо видны , но одно изображение четкое и ясное. Здорово, ведь именно это , чудом сохранившееся изображение военных лет – фото моего прапрадедушки , Багаутдинова Галимзяна Багаутдиновича.
Бабушка мне рассказала , что это ее дедушка , который родился в 1902 году. Великая Отечественная война застала его в г. Вязники Ивановской области . Он работал на текстильной фабрике , а его жена была музыкантом
(играла на скрипке) , в семье росли две дочери и два сына.
13 сентября 1941 года прапрадедушка ушел на фронт. Он служил стрелком в 287 стрелковом полку 51 стрелковой дивизии 6 Армии 1 Прибалтийского фронта. Осенью 1941 – весной 1942 г. рядовой Багаутдинов Галимзян оказался участником битвы за г. Холм ( Холмский котел), которую впоследствии немецкие и русские историки назвали Сталинградской прелюдией.
Советские войска под Холмом были ограничены в средствах ,так как главные силы 3-й Ударной Армии были задействованы на юге в направлении на Великие Луки , а также в окружении немцев в районе Демьянска. Поэтому основной силой была пехота.
Из послевоенных рассказов прапрадедушки ( об этом нельзя было писать в солдатских треугольниках ) известно , что не хватало провизии. Добывали конину, разгребая снег и находя убитых лошадей. Кроме того, были сильные морозы (40-46 градусов). Даже в середине марта температура опускалась до – 30, часто происходили сильные метели и снегопады. В таких условиях пехотинцам приходилось совершать большие маршброски . И этот бег по глубокому снегу с полной амуницией мой прапрадед запомнил навсегда.
Было законом на каждой позиции строить сруб-баню , копать землянку на скатах , тогда вода , образующаяся в землянке , а также в окопах , стекала , иногда это не удавалось, и тогда приходилось выносить по 40-50 ведер воды, а без этого из землянки просто не выбраться. На наблюдательных пунктах было хуже. Иногда приходилось спать на ветках ели и сосны, а утром часовой поднимал с пола проснувшихся, некоторые не могли сами встать – замерзали коленные суставы. Ночью часовой смотрел , чтобы спящие не загорелись от костра. Ночью все так замерзали , что старались укрыться шинелью с головой, и эта привычка сохранилась у деда в мирной жизни: укрывался одеялом с головой.
В окопах было так сыро и холодно еще и потому , что ноги никогда практически не высыхали. Все время на ногах , в движении с одного пункта на другой , и некогда просушить портянки. Чтобы как-то быстро избавиться от воды в ботинках , пехотинцы прорезали в каждом ботинке по две дырки на уровне щиколотки и , подняв ноги вверх . легко освобождались от воды ,не снимая ботинок , что было очень практично и не портило их внешний вид.
В 1 отделении 2 взвода 3 стрелковой роты , где служил Багаутдинов Галимзян , велся журнал, в котором записывалось все , что происходило в течение суток. Такие журналы были в каждом взводе.
Свой первый подвиг мой прапрадед совершил именно в жестоком бою за город Холм 3 мая 1942 года , во время которого он был тяжело ранен в левую руку осколком артиллерийского снаряда , но не покинул поле боя, проявив личное мужество и храбрость. За это его представили к награде – Ордену Красной Звезды . Но, пока находился в госпитале , где ему ампутировали палец, вместо этой награды вручили солдатскую медаль « За боевые заслуги». Это первая награда дедушки. Несмотря на то , что после лечения у него была инвалидность , он продолжил службу в армии маршала СССР К.К. Рокоссовского, чем всегда гордился и вспоминал его слова :
« Только тот народ, который чтит своих героев , может считаться великим». В составе этой армии дед принимал участие в битве под Москвой, освобождал Белоруссию, Литву, Польшу, награжден Орденом Отечественной войны 1 степени, медалью « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945» , также всеми юбилейными медалями , посвященными Победе. Демобилизовался 12 декабря 1944 года.
Бабушка рассказывает , что дед не любил рассказывать своим детям и внукам про войну. Он всегда говорил о том , что ни один фильм и книга не могут передать ее ужас . Лишь перед смертью весной 1990 года , вспоминая войну , он плакал…
О жизни моего прапрадеда Багаутдинова Галимзяна Багаутдиновича напоминают редкие фотографии , но самая старая – фронтовая , сделанная в минуту военной передышки , и она самая ценная реликвия нашей семьи , благодаря которой я знаю о нем .
Эта фотография – память о нашей фамилии в годы Великой Отечественной войны.