Урок мужества «Память сердца»
Коллективное творческое дело
Цель: формировать у обучающихся наиболее значимые для нашего народа ценности: патриотизм и понимание значения жизни как наивысшей ценности; содействовать осознанию исторических и национально-культурных традиций русского народа; развивать эмоциональную сферу детей путем обобщения способов самоуправления и общения в коллективной деятельности; воспитывать гражданские качества.
Уровни подготовки
- Разработка формы и содержания дела;
- Определение необходимых ресурсов (учитывая уже имеющиеся);
- Выбор пути получения отсутствующих ресурсов и изготовление необходимых материалов;
- Написание сценария и режиссура сценария;
- Проведение репетиции;
- Оформление места проведения, изготовление плакатов, стенгазет, запись фонограмм.
Уровень организации
- Изготовление поздравительных плакатов и открыток;
- Распределение поручений и обязанностей;
- Согласование формы и содержания урока, сроков и места проведения.
Уровень представления
Проведение урока мужества, изготовление открыток, размещение поздравлений.
Оборудование: экспозиция книг и открыток; стенгазеты, фонограммы: метронома, песен «Священная война», «День Победы», цветы.
Ход мероприятия
Учитель. Утро выдалось тихим и солнечным. Фашисты готовились к решительному наступлению. Яков сидел на земле. Вдруг просвистел снаряд, разорвался вблизи. За ним задрожала земля, всё вдруг загудело, запищало. Сквозь дым и пыль виднелись танки. Старший сержант Бочаров быстро подготовил сообщение для меткой стрельбы…
– Кто знает, когда происходили события? Что еще вам известно?
– Известна ли вам фамилия Бочаров?
Ученики 4-го класса подготовили сообщения о героях времен войны, которые защищали наш город и именами которых названы улицы рядом со школой.
Выступление учеников с сообщениями о Я.В. Бочарове и М.П.Полякове
Поляков Михаил Павлович (1923-1943) – Герой Советского Союза. Наводчик расчета ПТР 453-го стрелкового полка (78-ая стрелковая дивизия, 8-ая гвардейская армия, Юго-Западный фронт) рядовой Поляков в бою 29 сентября 1943 г. за с. Новоалександровка (Запорожская обл.) во время отражения контратаки противника в критический момент бросился навстречу танку со связкой гранат и подорвал его, но сам погиб. Похоронен в с. Новоалександровка.
Бочаров Яков Васильевич (1923 – 1943) – Герой Советского Союза (1944, посмертно). Командир пушки 76-го гвардейского стрелкового полка( 27-ая гвардейская стрелковая дивизия; 8-ая гвардейская армия, Юго-Западный фронт) гвардии старший сержант Бочаров 2 октября 1943 г. на подступах к Запорожью во время отражения контратаки с дистанции 300м поджег 3 танка противника. Когда закончились снаряды. Он продолжал вести огонь по врагу с автомата и погиб в этом бою. Я.В. Бочаров похоронен в братской могиле в г. Вольнянск Запорожской области.
Учитель. Запорожцы свято хранят память о советских воинах, которые погибли в боях за город. На улицах, проспектах установлено более 40 памятников, сооружены мемориальные комплексы на братских могилах. (Демонстрация экспозиции фотографий и книг.)
К экспозиции выходят ученики 3-го класса
Ученики (по очереди)
- Проходят дни и годы пролетели,
А дня того забыть никто не мог.
Здесь даже сосны с горя посидели,
Здесь даже камень плачет у дороги.
Разве забудешь, как жгли хаты?
Болтались мертвые в страшной петле,
И на пути валялись мальчишки,
Штыками прибитые к земле.
Разве забудешь, как слепого деда
В звериной злобе вытянули сквозь дым.
К танкам привязали людоеды
И разорвали надвое живым.
- Село горит, валит черный дым,
Пожар аж в небе клокочет.
Упала мать на порог…. и ей
Уже не открыть больше глаз.
Шесть месяцев ребеночку всего,
Он ищет мамы грудь.
Обиженный он не знает ещё,
Что больше матери не будет.
- Никто не забытый,
На пепел никто не сгорел;
Солдатские портреты на вышитых
Крыльях плывут.
И пока в памяти у людей, и живут матери,
До тех пор и сыновья, что споткнулись о пули, живут.
- Их приняла война, оставив списки,
Погибших в праведном бою,
Застыли в тоске обелиски,
В гранитном каменном строю.
Учитель. Каждый год в мае мы отмечаем День Победы. Дорогой ценой заплатил советский народ за участие в самой страшной за всю мировою историю войны 1941-1945 годов. Не исчезнет в памяти человеческой, не уйдет в забитее большой подвиг и большая трагедия нашего народа – его битва, его победа над фашистами.
Разве можно забыть тех, кто отдал свою жизнь для счастья других! Этот урок мужества – лишь маленькая частичка дани уважения погибшим.
Выходят ученики 2-го класса
Дети (по очереди)
- Остановись, проклятый супостат!
На мир в последний раз взгляни.
За тело матери распятое
Сыновья на пару поднялись.
- Солнце жгло невыносимо.
Гнулись садовые ветви.
Падали яблоки в август.
Громко стонала земля.
Рвали снаряды ей грудь.
Везде гремела война.
Падали скошенные люди,
Их не щадила война.
- В бой за наши поля,
За ясный детский смех,
За пение счастливое,
За наши тихие воды
Вперед полки суровые
Под флагом свободы поднялись.
Учитель. Освобождение Запорожья от немецко-фашистских захватчиков – одна из важнейших операций периода Великой Отечественной войны. Запорожскому плацдарму гитлеровские войска предавали особенного значения; ведь за ним находились важные экономические районы: Никополя, Марганца, Криворожья, от которых зависела боеспособность немецкой армии. У вражеской армии был приказ – любой ценой удержаться на этом рубеже. Заранее было сооружено два оборонительных укреплений, плотно укомплектованных боевыми дотами, дзотами; минными полями, противотанковыми рвами: первое – на востоке города длиною 40 км; второе находилось на его окраинах. На плацдарме находилось до 50 тыс. солдат и офицеров, приблизительно тысяча пушек, 200 танков.
Ставка Верховного Главнокомандующего поставила перед Юго-Западным фронтом задачу: в первой половине октября 1943г. освободить г. Запорожье. Тщательно изучив вражеские позиции, было принято решение: главный удар нанести ночью на юго-востоке города. Для прорыва обороны врага выбрали участок в 10-15 км в юго-восточной его части. Для борьбы непосредственно в городе создавались штурмовые группы. Атака началась 10 октября в 22 часа 30 мин после плановой артиллерийской и авиационной подготовки. Враг отчаянно сопротивлялся, неоднократно начинал контратаки, но безуспешно. 14 октября все армии (3-я и 8-ая гвардейские, 12) общими усилиями ликвидировали вражеский плацдарм и освободили г. Запорожье, большой и промышленный центр, важный транспортный узел железнодорожного и водного путей.
Звучит фонограмма песни «День Победы»
Учитель. Отмечая подвиг наших воинов в битве за освобождение города Запорожья, указом Верховного Главнокомандующего всем участникам боев объявлена благодарность, о 31 объединению и частям, которые особенно отличились в битве, присвоено почетное название «Запорожских».
Выходят ученики 3-го и 4-го классов
- К тебе, человек, обращаюсь.
Оставь на минуту ежедневные заботы,
С собой побудь в глубокой заботе.
Вспомни мужа, товарища, брата,
Жену, сестру или поседевшую мать.
- В тиши торжественной к памяти идем,
Что в сердце отзывается грозно.
В святом молчании над вечным огнем
Склоняется наше Отечество.
Поклонись тем, кто погиб в бою,
Кто укрыл землю родную собой.
- Перед трагической минутой молчания
Словами передать нельзя.
Эта минута больше нам расскажет,
Чем тысячи, или миллионы слов.
Звучит метроном
Ученики встают на минуту молчания
Учитель. Хочется собрать все цветы земли и положить их к ногам ветеранов – у нас нет такой возможности. Но мы можем создать поздравительные открытки и разместить их на входе нашей школы, в подъездах или передать родным.
Ученики получают созданные заранее открытки и стенгазету.