Макеев Ярослав Иванович
5 класс
МКОУ Сям-Каксинская ООШ
КУРАТОР УЧАСТНИКА: Гаврилова Татьяна Владимировна
учитель истории
МКОУ Сям-Каксинская ООШ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №56418
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс для школьников «9 мая — помнить, чтобы жить», приуроченный к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Наименование конкурсной работы: Незабываемый подвиг в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №56418


                                                    

         Незабываемый подвиг в годы Великой Отечественной войны 

 1941 – 1945 годов.

 

                                  Быстро лечу я по рельсам чугунным,

       Думаю думу свою…

                                                          Н.А.Некрасов

 

     К истории такого сложного и героического периода в жизни нашей страны, каким была Великая Отечественная война, мы будем возвращаться постоянно. Нас будет интересовать ответ на  вопрос , как в результате каких усилий удалось отстоять свободу и независимость нашего государства. Чем дальше уходят от нас эти события, тем глубже мы осознаем, насколько трудным был путь к Победе, какой значительный вклад внесли в приближение победного майского дня 1945 года и фронт, и тыл. Жизнь и судьба каждого человека – бесценны.

     Одним из фрагментов этого общего подвига стало строительство  железной дороги Балезино – Астрахань. Частью этой линии был участок Ижевск – Балезино протяженностью 146 километров. Эта тема всегда будет актуальной в нашей стране, так как годы Великой Отечественной войны оставили в сердцах и памяти людей большое и незабываемое пятно на многие поколения. Железная дорога имела важное стратегическое значение. Это стало жизненно необходимым в годы Великой Отечественной войны, поэтому в самый трудный военный период на строительство этого важного объекта были мобилизованы колхозники 29 районов Удмуртии.

Советское прошлое не исчезло из сознания россиян, сегодня это приобрело более реалистический характер.

      И вот я хочу рассказать о моей прабабушке, которая трудилась на строительстве важнейшей для республики железной дороги. Это Макеева Анна Александровна, родилась в деревне Юртошур – Какси Алнашского района 19 апреля 1928 года в многодетной семье. Закончила 4 класса, работала до пенсии в колхозе. В семье было 11 детей. Родила 5-х детей.

     Больше всего Анне Макеевой запомнился 1936 год. В этом году отца раскулачили. Девочке  было тогда 8 лет. В это время  и братья, и мать, и сестра уже работали в колхозе. Жилось им неплохо. Но в 1937 году от тяжелой болезни умер их отец. А в 1939 году пришло ещё  одно  горе –пожар. Сгорел дом и все хозяйство.  Остались без ничего. Но благодаря односельчанам, смогли  построить новый дом. Жизнь наладилась, стали потихоньку жить.

   Наступил 1941 год. Началась война. Брата впервые же дни войны забрали на фронт. Дома остались трое: мать, сестра и Анна. Наступили никогда незабываемые трудные времена. Анну, 13 – летнюю девочку, забрали  на строительство железной дороги Ижевск – Балезино в Кекоранский перевал.

Она с грустью вспоминает и рассказывает: «Все работы велись вручную, основным транспортом служили лошади. Сначала прорубалась просека, выкорчевывали пни, затем готовили насыпь или копали выемку. Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В суровые морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем мы трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было желание побыстрее построить дорогу, которая так необходима Родине, и вернуться в дом родной.  Не хватало еды, воды, не хватало корма для лошадей. Лошади погибали на ходу от голода и от тяжелой работы. Но несмотря ни на что, мы работали с большим энтузиазмом. С утра до вечера рубили деревья. У всех была своя норма. А ночью сами же грузили и отправляли эшелоны. Потом делали насыпи, укладывали рельсы. Земля была мерзлой, ломом не берется, а только искры летят. Когда копали землю,  попадали под лопаты кости, черепа умерших. Возможно, в этих  местах были захоронения или попадались старые кладбища.  Все собирали в одну кучу. Это было очень страшно  и  неприятно!  Аж, дышать невозможно. Землю возили на лошадях. Лошадь у меня бойкая была, все старалась убежать, несколько раз я с саней падала, а сколько раз воз опрокидывался. Одежда и обувь изнашивались. Мои лапти износились, а купить не на что. Но один раз за хорошую работу и перевыполненную  дневную норму  мне дали премию, кусок шелковой ткани, потом угостили … Для мне это был праздник. Жили мы в землянках, где не было никаких  условий для проживания: спали на нарах,  боролись с голодом, часто мерзли и мокли под дождем, болели цингой, от вшей не было покоя.  Хорошо, что я работала  на строительстве  только год, потом вернулась в деревню»,-  так моя прабабушка заканчивает свой рассказ. 

   После войны Анна Александровна всю свою жизнь работала в колхозе. Везде и всегда успевала. После пенсии помогала растить внуков. Она прожила до 90 лет. Я счастлив, что у меня была такая всеми уважаемая прабабушка.

 

Незабываемый подвиг в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.