РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Автор: Мартынова М.С.,
воспитатель 1 кв.к.
Проблема воспитания нравственной культуры личности является одной из главных и сложных социально-педагогических проблем. Актуальность вопросов нравственного воспитания вызвана кризисом нравственных идеалов и ценностей в современном обществе. Поэтому согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025» ключевой задачей государственной образовательной политики считается нравственное воспитание [1, с. 6]. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования основ нравственной культуры личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования в качестве целевого ориентира вы-ступает способность детей к волевым усилиям, следованию социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Для достижения данной цели педагоги используют различные средства: беседы, комплексные занятия, игры, творческая деятельность и прочее.
В современной дошкольной педагогике наиболее эффективным методом работы по нравственному воспитанию считается проектная деятельность [2, с.15]. Проектная деятельность представляет собой специально организованный комплекс действий по реализации актуальной для ребенка на данный период его развития проблемы с учетом его интересов возрастных и индивидуальных особенностей [3, с. 108].
Педагоги в детском саду используются различные виды проектов. Е.С. Полат в практике дошкольных учреждений выделяет следующие виды проектов: 1) исследовательско–творческие (осуществляется исследова-тельский 36 поиск, результаты оформляются в виде творческого продукта: га-зеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.); 2) ролево–игровые – проекты с элементами творческих игр (когда дети входят в образ персонажей сказки и по–своему решают поставленные проблемы); 3) информационно– практико–ориентированные (сбор детьми информации о каком–то объекте, явлении и ее реализация с учетом социальных интересов; оформление дизайна группы, витражи и т.п.); 4) творческие (не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.) [4].
Все типы проектной деятельности способствуют повышению уровня нравственной культуры старших дошкольников.
Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова подчеркивают, что в ходе проектной деятельности дошкольники становятся внимательнее друг к другу, «начинают руководствоваться не с только собственными мотивами, сколько установленными нормами» [5, с. 29]. Следует отметить, что сложность процесса нравственного воспитания состоит в том, что целенаправленные воспитательные воздействия преломляются через призму имеющегося у ребенка первичного нравственного опыта, который формируется в семье. Как правило, семейное воспитание характеризуется стихийностью, отсутствием организационной четкости, отрывочностью психолого-педагогических знаний родителей, разногласием взглядов на воспитание и нравственные ценности у членов семьи [6, с. 163]. Поэтому необходимо включать родителей в проектную деятельность по нравственному воспитанию дошкольников для повышения эффективности формирования нравственной культуры личности.
В ходе работы с родителями по вопросам нравственного воспитания, педагогу необходимо учитывать следующие моменты: определить частоту общения с родителями всей группы; планировать содержание общения, его цели, ожидаемые результаты; продумывать позитивную информацию о ребѐнке, начиная разговор с положительной оценки и успехах ребенка; 37 беседовать только на темы воспитания, развития и здоровья; работать над формированием стиля общения [6, с. 139…140]. Для вовлечения родителей в проектную деятельность по формированию нравственной культуры дошкольников педагог может включать в проект традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей [5, с. 165]. Так, в разработанном нами проекте «Дорогою добра», взаимодействие с семьями воспитанников осуществлялось с помощью следующих форм: консультация «Что такое доброта и зачем она нужна», помощь в организации фотовыставки «Мои добрые дела» и подбор фотографий к ней, создание книжки-малышки «Правила доброты»; круглый стол «Доброта начинается с детства», развлечение с детьми «В стране добрых дел».
Кроме отдельных мероприятий в рамках различных проектов по нравственному воспитанию, возможна организация проектов по взаимодействию с семьями воспитанников. В этом плане интерес представляют проекты разработанные Лескиной И., Станкевич Н., Соколовой Л. «Моя семья», «Семейные приключения», «Мои родители – самые лучшие!» [7]. Цель данных проектов – формировать у детей представление о семье как общечеловеческой ценности».
Проекты на тему семьи предполагают активное включение родителей в работу по их реализации. Демидова Н. И. подчеркивает, что взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках нравственного воспитания имеет позитивное значение для всех участников образовательного процесса: 1) для детей: определяет эмоциональное самочувствие ребенка в семье, способствует развитию рефлексии, эмпатийного отношения к родственникам, содействуют становлению качеств будущего семьянина; 2) для родителей: появляется интерес и внимание к внутреннему миру ребенка, формируется осознанное отношение к характеру внутрисемейных отношений, стимулирует потребность в самовоспитании и сомообразовании; 3) для педагогов: способствует повышению уровня профессиональных знаний и умений по вопросам нравственного воспитания, содействует личностному росту [8, с. 7-8].
Таким образом, включение родителей в проектную деятельность по нравственному воспитанию старших дошкольников повышает эффективность формирования нравственной культуры. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Включая в проекты различные формы взаимодействия с семьей, педагог способствует более качественному формированию нравственной культуры детей, так как семья является первоисточником нравственных ценностей и идеалов являются образцами, на которые ребѐнок ориентируется ежедневно.