Лапушкина Вера Вилораевна
воспитатель
МАДОУ №6 с.Субханкулово Туймазинский район Башкортостан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №41133
Всероссийский конкурс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»
Наименование конкурсной работы: программа кружковой работы «Акварель»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №41133


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад № 6 с. Субханкулово муниципального района 

Туймазинский район Республики Башкортостан

Программа 

художественно-эстетического развития

детей старшего дошкольного возраста

«АКВАРЕЛЬ»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           –                                                                            Автор-составитель:

                                                                             воспитатель Лапушкина В.В.

 

                                                                        

 

с.Субханкулово

 

Название программы: «Акварель:

Для детей 5-7 лет

Направленность программы: художественно эстетическая

Название организации: МАДОУ детский сад №6 с.Субханкулово

Сроки реализации программы: 2 года

 

Пояснительная записка

           «Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему понять себя, кто углубляет его творческое сознание».     Стефан Цвейг

 

   Становление эстетического отношения у дошкольника происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется при активном участии детей. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

           Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения каждого ребенка.

           Программа кружковой работы «Акварель» направлена на совершенствование изобразительных умений в разных видах художественной деятельности. Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, изобразительными техниками.

           Данная работа направлена на поощрение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; на поддержание личностного творческого начала; учить замечать общие очертания и отдельные детали, контуры, колорит, узор; показать как по- разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

В процессе работы у детей активизируется мышление, развиваются внимание, усидчивость, эстетический вкус и восприятие, воображение, творчество; формируется умение реализовывать накопленный опыт и умения, формируется умение поэтапного планирования работы, а самое важное- ребенок становится уверенным в себе. В этом  заключена педагогическая целесообразность данной программы.

         Занятия по дополнительной программе проводится во второй половине дня с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузки на детей в течении недели.

        Дополнительная образовательная Программа является рабочим документом.

          Актуальность данной программы заключена в том, что расширяя возможности изобразительной деятельности, ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.

 

Цель программы: научить детей способам создания картин техникой изобразительного искусства.

 

Задачи:

Образовательные:

-дать детям представление о различной технике изобразительного искусства;

-расширять представления детей об окружающем мире;

-прививать детям основы эстетического восприятия, бережного отношения к работам других детей.

Развивающие:

-умение создавать выразительные образы по средствам объема и цвета;

-умение делать фон для работы, используя разные приемы изображения объектов;

-пространственное воображение;

-творческое воображение;

-развивать чувство цвета, пропорции, ритма;

-мелкую моторику, глазомер;

-мышление, восприятие, память.

Воспитательные:

-аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

 

Целевые группы: программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 5-7 лет.

Формы и режимы занятий: подгрупповые занятия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность 25 минут.

 

Предполагаемые результаты:

После первого года обучения ребенок:

-получит представление о технике изобразительного искусства;

-приобретет умения передавать в рисовании выразительность образа;

-развивать мышление, память, восприятие, фантазию;

-укрепит мелкую моторику рук.

После второго года обучения ребенок:

-приобретет навыки владения техникой изобразительного искусства;

-будет способен создавать небольшие сюжетные композиции;

-обретет произвольность, усидчивость;

-пополнится (обогатится) творческое мышление, восприятие, память;

-приобретет устойчивый интерес к занятиям.

 

                                  Учебно -тематический план

 

Месяц Наименование тем Количес.

часов

                                            Первый год обучения
Сентябрь 1-«Прогулка по городу»       1
2-«У медведя во бору»         1
3-«Ах белый теплоход»        
Октябрь 1-«Осень золотая»         1
2-«Урожай у нас хорош»         1
3-«Сеем озимую рожь»         1
4-«Корова»         1
Ноябрь 1-«Ёжик в осеннем лесу»         1
2-«Кап и капелька»         1
3-«Сапожок»- (башкир.)         1
4-«Волшебные ладошки»       1
Декабрь 1-«Я ниточка небесно- голубая»       1
2-«Пейзаж»       1
3-«Пригласительный билет»        
4-«Гжель»         1
Январь 1-«Петушок- снежинка»        
2-«Фантазия на тему конфетных коробок»         1
3-«Ёлочка красавица»        
Февраль 1-«Снегири на ветке»         1
2-«Как Бабаб- Яга Новый год встречала»         1
3-«Поздравительная открытка»         1
4-«Звездная ночь»       1
Март 1-«Поздравительная открытка»         1
2-«Конфетница»         1
3-«Одежда джигита»      
4-«Пробуждение Земли»         1
Апрель 1-«Верба»       1
2-«Восход»       1
3-«Женская одежда»       1
4-«Одуванчики»        1
Май 1-«Первый дождь»         1
2-«Салют Победы»         1
3-«Матрешка»         1
4-«Филимоновские свистульки»         1
Итого:         34

 

Месяц           Наименование тем Колич.

часов

                            Второй год обучения
Сентябрь 1-«Чудо- тесто»     1
2-«Во саду ли, в огороде»       1
3-«Дымковская игрушка-ИНДЮК»

4-«Моё чудесное лето»                      

      1
Октябрь 1-«Осенние цветы»       1
2-«Гуси на озере»       1
3-«Листопад»       1
4-«Знакомство с работой башкирского художника А.Ф.Лутфуллина»       1
Ноябрь 1-«Ковер- самолет Хаттабыча»       1
2-«На дне морском»       1
3-«Что это изображено?»       1
4-«Снегурочка»       1
Декабрь 1-«Пиала»       1
2-«Шарики- фонарики»       1
3-«Пригласительный билет»       1
4-«Подарок на Новый год- МЕЧТА»       1
Январь 1-«Морозные узоры»       1
2-«Лыжник, сноубордист»       1
3-«Рождественские каникулы»       1
Февраль 1-«Пингвигы на льдине»         1
2-«Поздравительная открытка»       1
3-«Волк и семеро козлят»       1
4-«Башкирские матрешки»       1
Март 1-«Поздравительная открытка»       1
2-«Мозайка точесная»       1
3-«Мой щенок»       1
4-«На реке» (уточки из вербы)       1
Апрель 1-«Пасхальное яйцо»       1
2-«Волшебные скорлупки»         1
3-«Неопознаный летающий объект»         1
4-«Горордецкая роспись»         1
Май 1-«Демонстрация- 1Мая!»       1
2-«Мать и мачеха»       1
3-«Подснежники в корзине»       1
4-«Яблоневый сад»       1
Итого:     35

 

                                                      Содержание программы

Теоретические знания

Расширение представлений о многообразии выражении изобразительного искусства: беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, показ слайдов, наблюдение в природе, в своем окружении, театрализованной деятельности.

     Мотивация через использование художественного слова: потешки, стихи, сказки, рассказы, прослушивание музыкальных произведений.

 

                      Практические умения:

-освоение приемов склеивание полосок в определенной последовательности;

-закрепить прием- обрывания бумаги;

-совершенствовать умение складывание бумаги (оригами);

-закрепить прием с мокрой бумагой;

-закрепить умение использование природного материала, бросового материала в своих работах;

-совершенствовать умение работы с текстом;

-совершенствовать умение скручивание салфеток;

-формировать навык работы с расческой и зубной щеткой- набрызг;

-совершенствовать умение использовать в работе тычки;

-научиться работать на ограниченном пространстве;

-закрепить навык не выходить за контур рисунка;

-формировать навык пользование солью;

-совершенствовать умение пользоваться свечкой (восковыми мелками);

-научиться доводить дело до конца;

-научиться аккуратно выполнять свои работы;

-научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

-научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;

-научиться действовать по словесному указанию воспитателя, самостоятельно решать творческие задачи;

-самостоятельно выбирать рисунок для работы;

-формировать личностное отношение к результатам своей деятельности. 

 

Первый год обучения. Возраст детей 5-6 лет

 

Название темы Задачи  Методы и приемы организации
Прогулка по городу Учить изображать зебру на дороге, развивать память, воображение, творчество, закрепить правила дорожного движения. Словесный, наглядный, беседа, показ картин
У медведя во бору Развивать замысел, воображение, память, мышление, закрепить умение лепить из целого куска пластилина разные форме ягоды, грибы. Словесный, наглядный, беседа, показ картин
Ах, белый теплоход Совершенствовать умение складывать бумагу в определенной последовательности, развивать память, глазомер, мышление, внимание, вызвать эмоциональный настрой Игровой, наглядный, словесный, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы.
Осень золотая Закрепить навык рисования ладошкой, пальчиками, закрепить рисование дерева, развивать память, воображение, образное восприятие, эстет.вкус, вызвать эмоциональный настрой. Игровой, наглядный, словесный, чтение загадок, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение на прогулке.
Урожай у нас хорош Формировать умение выкладывать арбузные семечки в определенной последовательности –создание изображения, формировать образное восприятие разных форм, развивать воображение, творчество, память, мышление, вызвать эмоциональный настрой. Наглядный -(рассматривание образца), словесный- беседа, объяснение техники выполнения воспитателем; практический- выполнение работ с детьми индивидуальная работа.
Сеем озимую рожь Закрепить работу по мокрой бумаге (фон), закрепить навык тычка, развивать мышление, внимание Словесный- беседа, устное изложение, наглядный- рассматривание картин, наблюдение за изменением сельских полей.
Корова  Закрепить знания о домашних животных, об их внешнем облике, повадками, развивать умение делать фон для работы.

Развивать внимание, воспитывать интерес к живым существам.

Сравнительный анализ внешнего облика коровы. Показ воспитателем техники выполнения образца, объяснение, чтение загадок, стихотворения.
Ёжик в осеннем лесу Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

Формировать способность создавать образы. Развивать пространственные представления.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.
Кап и капелька Показать разнообразие способов изображения образа.

Формировать умение создавать форму, характерные детали внешнего вида, соединять детали в образ на листке. Развивать композиционные навыки. Воспитывать усидчивость

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа
Сапожок Развивать познавательный интерес к народно- прикладному искусству. Закрепить изображение узора, развивать чувства ритма в рисунке, цвета, ориентировку на плоскости, развивать координацию движения руки, глазомер, вызвать эмоциональный настрой  Словесный- беседа, устное изложение, наглядный- рассматривание иллюстраций, игровой- физкультминутка, практический (подготовка фона, индивидуальная работа)
Волшебные ладошки Развивать воображение, творчество, мышление.

Закреплять умение аккуратно работать с краской, положенной на ладошку.

Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, учить создавать композицию. Вызвать эмоциональный настрой.

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники изображения, индивидуальная работа
Я ниточка небесно- голубая Укреплять интерес, стремление детей к разным формам изобразительной деятельности. Развивать воображение, творчество, образное восприятие, мышление.

Продолжать развивать умение детей создавать разными материалами рисунок. Развивать самостоятельность. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру

Игровой, наглядно- словесный- беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, индивидуальная работа.
Пейзаж Формировать умение работать с солью. Показать разнообразие приемов изображения рисунка. Показать выразительность рисунка.

Развивтаь мышление, память, внимание, координацию движения руки. Воспитывать интерес к разным материалам для работы.

Рассказ о материале, объяснение о предстоящей поэтапной работе, чтение стихотворения, показ воспитателем техники выполнения работы, индивидуальная работа.
Пригласительный билет Развивать мелкую моторику рук, память, внимание, образное восприятие, воображение, эстет.вкус. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность к близким людям, вызвать эмоциональный настрой. Объяснение, показ, беседа, наблюдения разного характера, показ воспитателя техники выполнения работы
Второй год обучения. Возраст детей 6-7 лет
Название темы Задачи Методы и приемы организации
Чудо- тесто Совершенствовать умение работать с тестом на горизонтальной поверхности.

Расширять представления детей о соленом тесте.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать самостоятельность, активность

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.
Во саду ли, в огороде Формировать у детей общее представление о семенах, овощах, фруктах. Развивать мышление, память, координацию движения рук, глазомер.

Развивать умение создавать лепную картину с выпуклым изображением- деревьями из арбузных семечек…

Совершенствовать умение выкладывать семена в определенной последовательности. Формировать образное восприятие. Воспитывать усидчивость, вызвать эмоциональный настрой. Практический, наглядный, словесный. Выполнение работ, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу.

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.
Дымковская игрушка- ИНДЮК Расширять представление о птице- индюке, об особенностях внешнего облика, образе жизни.

Развивать умение изображать индюка из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки изображения орнамента. Развивать эстетический вкус, память, устойчивое внимание. Вызвать эмоциональный настрой.                                                                                                                                                                                            

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, загадывание загадки, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа
Мое чудесное лето Развивать память, мышление, воображение. Продолжать формировать умение придумывать композицию, посторонние изображения. Развивать воображение. Укреплять и расширять интерес к окружающему миру (аквапарк, шапито, зоопарк, поездка на море, рыбалка на речке, посещение пассики, аэродрома и т.д.) Игровой, наглядно словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, чтение стихотворений, рассказ самих детей, индивидуальная работа
Осенние цветы Уточнять и расширять знания детей о природе, о растительном многообразии. Продолжать развивать умения создавать выразительный интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику (обрывную)

Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения, использовать бросовый материал.

Воспитывать любознательность, интерес ко всему окружающему.

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.
Гуси на озере Продолжать формировать навыки изображения восковыми мелками: передавать особенности внешнего вида. Показать выразительность картины. Развивать чувство цвета, мышление, творчество. Воспитывать умение получать удовольствие от проделанной работы Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа. (Граттаж)
Дождливый день Обощать представления детей об осени.

Развивать умение детей сочетать в работе несколько видов техник: набрызг, прорисовывание рисунка кистью. Развивать творческое воображение

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, загадывание загадки, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа
Листопад Продолжать развивать умение создавать образ с помощью обрывной бумаги.

Формировать образное восприятие, мышление.

Укреплять и поддерживать интерес к мезонным изменениям в природе, вызвать эмоциональный настрой. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа
Ковер –самолет Хаттабыча Закреплять и расширять знания детей о детских произведениях.

Формировать навык работы с печатками, развивать мелкую моторику рук, ориентирвку на плоскости, мышление, память, глазомер. Вызвать эмоциональный настрой, учить работать сообща, дружно. Воспитывать аккуратность в работе

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, прослушивание классической музыки, показ воспитателем техники выполнения работы, индивидуальная работа
На дне морском Развивать умение складывать бумагу в определенной последовательности, создавать композицию. Расширять кругозор детей.

Закреплять умение детей задумывать содержание коллективной работы и ловодить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, эстетическое восприятие

Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа
Что это изображено? Совершенствовать умение продолжать начатое- (геометрические фигуры на листе)- создать образ. Развивать мышление, память, воображение. Воспитывать самостоятельность, активность. Игровой, наглядно- словесный- рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа
         Материально- техническое обеспечение программы

1.Краски

2.Клей 

3.Восковые мелки4.Цветной картон

5.Салфетки, кисточки, ножницы

6.Трафареты, шаблоны животных, насекомых и др.предметов

7.Бросовый материал

8.Предметные картинки

9.Муляжи грибов, фруктов, овощей

10.записи с музыкальными композициями

                   Список литературы

Петрова И. «Объемная аппликация»

Комарова Т.С. «Нетрадиционная техника рисования»

Газеты «Дошкольное образование» 

Журналы «Дошкольное воспитание»

«Оригами» – книга

                 Критерии оценки учебных навыков детей                                      Приложение

   

Критерии (индикаторы) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Творческая активность Повышенный интерес, творческая активность. Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания
Новизна, оригинальность Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «Индивидуальный» подчерк детской продукции. Ребенок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.
Сенсорные способности

(чувство цвета, формы)

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. Есть незначительные искажения. Отступление от краски Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.
Композиция По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. На полосе листа с незначительными элементами. Не продуманно, носит случайный характер
Самостоятельность  Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. Требуется незначительная помощь. Не может самостоятельно выполнять задание, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

 

Программа кружковой работы «Акварель»