Пупышева Наталья Ромеовна
педагог дополнительного образования
Ульянова Людмила Константиновна
педагог дополнительного образования
МАОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье города Томска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №41250
Всероссийский конкурс «Наше знамя — Zнамя Победы», в рамках федерального проекта Патриотическое воспитание
Наименование конкурсной работы: Музыка как средство современного патриотического воспитания в школе
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №41250


Музыка как средство современного патриотического воспитания в школе

 

Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности. Патриотизм – это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (С. Ожегов). Можно ли воспитать патриотизм и что может помочь в этом?

Патриотическое воспитание – одна из актуальных проблем нашего времени. И огромную роль в этом играет музыка, ее яркое эмоциональное воздействие. Патриотизм выражается в любви к Родине. Любовь к Родине – это многогранное чувство. Это умение чувствовать красоту родной земли, уважение к ее истории; к тем, кто защищал ее свободу и независимость; гордость за свою культуру, любовь к своей семье, к отчему дому.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества: великими событиями, славными делами предков. Необходимо знать исторические, военные песни; слушать легенды, былины; знакомиться с произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества. Музыка способна отражать переживания людей в разных жизненных ситуациях. Бодрит и вдохновляет на подвиги, передает радость победы, скорбит, оплакивая погибших… Ее воздействие бывает более сильным, чем беседы и рассуждения; музыка является наиболее эффективным средством воспитания.

Музыка всегда была связана с военным делом, у нас всегда были военные оркестры. Еще в 16 веке, в годы царствования Ивана IV, был издан приказ для управления военной музыкой России. При Петре I звучала военная музыка для подъема боевого духа войск. А. Суворов, выдающийся российский полководец, высоко ценил роль музыки в военном искусстве. «… с распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».

Не молчали музы и в годы войны. Вместе с бойцами на фронте, рабочими в тылу люди искусства (композиторы, писатели, поэты, артисты) вели борьбу во имя победы. Стихами и музыкой они поддерживали людей, вселяя в них уверенность в победе. Музыкальные произведения выражали ненависть к фашизму. В дни Великой Отечественной войны была написана песня «Священная война» А. Александрова. Вообще, военные песни- это свидетели войны. Песни – герои, особый жанр. Эти песни отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу. У каждой песни своя история, своя судьба.

Звучит «Темная ночь» Н. Богословского

Символом стойкости русского народа явилась 7 симфония Д. Шостаковича, созданная в блокадном Ленинграде.

Звучит фрагмент 7 симфонии

Чувство гордости, патриотизма воспитывается на примере таких произведений как «Гимн России» Александрова, «Патриотическая песня» М. Глинки, «День Победы» Д. Тухманова, «Вставайте, люди русские!» Прокофьева (кантата «Александр Невский»).

В начале 1938 года советский кинорежиссер С. Эйзенштейн задумал большой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил пригласить С. Прокофьева, с которым был хорошо знаком. Фильм вышел на экраны 1 декабря 1938 года и имел огромный успех. Прокофьев решил написать на основе музыки кантату. Зиму 1938-1939 годов он посвятил этой работе. В кантате семь частей:

  1. «Русь под монгольским игом»
  2. «Песня об Александре Невском»

Рассказ о недавней победе над шведами. Основная мысль – «Кто с мечом к нам придет, от меча погибнет».

  1. «Крестоносцы во Пскове»
  2. «Вставайте, люди русские!»

Образ освобожденной Родины: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

  1. «Ледовое побоище»

Тема тевтонских рыцарей и русских воинов сталкиваются друг с другом.

  1. «Мертвое поле»

Это скорбь Родины о погибших сыновьях.

  1. «Въезд Александра во Псков»

Величественное завершение кантаты.

Кантата стала актуальной, т.к. в эти годы уже были слышны военные раскаты, и события далекого прошлого приобрели новый смысл. Что происходило в Европе в конце 30-х годов? В Западной Европе – разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика агрессивных сил.

В музыке кантаты «Александр Невский» нашли отражение лучшие черты Прокофьева: лиризм, зримость образов, точное движение волевого ритма. Хор «Вставайте, люди русские!» как и глинкинский «Славься!» является обобщением чувств людей, объединившихся в период испытаний.

Звучит хор из кантаты

Этот хор часто слушали солдаты во время Великой Отечественной войны. Александр Невский прожил немного, всего 43 года. Но о нем говорят, как о героической личности, человеке многих достоинств. Его жизнь может служить примером преданности Отечеству и верности своему долгу. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел противостоять западным завоевателям и получить славу великого русского полководца (13 век). В 1725 году Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского.

Таким образом, творчество С. Прокофьева вносит неоценимый вклад в патриотическое воспитание, способствует правильному отношению к истории, традициям, искусству своей Родины, ее героическим защитникам. К сожалению, патриотизм постоянно деформируется, принижается его значение, поэтому нуждается в защите. Его надо отстаивать, за него необходимо бороться. Важно утверждать его как высшую ценность. В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Но мера воздействия музыки на воспитание огромна!

Музыка как средство современного патриотического воспитания в школе