Мазукабзова Марина Мухарбиевна
Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества «Академия талантов»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №41297
Всероссийский конкурс «Педагогические разработки»
Наименование конкурсной работы: Будущую профессию человека можно определить уже на третьем году его жизни!
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №41297


Будущую профессию человека можно определить

 уже на третьем году его жизни!

 

Многие начинают задумываться о будущей профессии в то время, когда приходит пора получать среднее или высшее образование. Этот ответственный шаг вызывает массу проблем и волнений у подростков и их родителей. Но ведь ответ на популярный вопрос «Кем ты будешь, когда вырастишь?» можно получить еще в дошкольные годы…

Каждому человеку хотелось бы гордиться своим ребёнком, поэтому родители довольно часто пытаются воплотить в детях свои собственные мечты, которые по тем или иным причинам не смогли осуществить сами. Но в процессе воспитания многие даже не задумываются, что ребёнок уже родился уже с врожденными индивидуальными качествами и любое стремление изменить их могут оставить глубокий и непоправимый вред, а также вызвать со временем различные комплексы, которые будет сложно искоренить. Именно поэтому психологи во всём мире утверждают, что процесс воспитания должен быть индивидуальным для каждого малыша.

       По утверждению ряда учёных, которые на протяжении многих лет занимались изучением возрастной психологии и физиологии, 90% показателей, составляющих характер человека, закладываются уже в 3-х летнем возрасте. Именно к этому возрасту происходит окончательное формирование врожденных данных, которые обязательно нуждаются в дальнейшем развитии. Выходит, что первые диагностики выбора будущей профессии желательно начинать уже в этом возрасте. Это, конечно, не значит, что уже в 3 года каждый малыш может окончательно определить, кем хочет быть, но зато вы уже сейчас легко сможете выявить его способности и те или иные предрасположенности к специальностям, что в свою очередь поможет создать развивающие условия для ребёнка. 

Необходимо учитывать, что одним из главных условий разностороннего развития является творческая сторона воспитания. Если вы отдали своего ребенка в музыкальную или любую школу, это не значит, что в будущем, он обязательно станет великим композитором, писателем, танцовщиком или художником, но творческие занятия – одно из составляющих гармоничного и всестороннего развития личности.

          К примеру Александр Сергеевич Пушкин был не только гениальным поэтом, драматургом и прозаиком. Но и подлинным новатором и большим художником-мастером. Владимир Викторович Васильев, величайший балетный исполнитель, одновременно – художник. Известно, что Галилео Галилей через всю жизнь пронёс любовь к музыке и рисованию, которыми владел в совершенстве. А Александр Сергеевич Грибоедов был не только выдающимся драматургом и поэтом, но и прекрасным дипломатом и композитором. Борис Леонидович Пастернак был также одарённым музыкантом – пианистом и композитором, а Альберт Эйнштейн большую часть своей жизни был страстным скрипачом.

В процессе творческой деятельности ребёнок учится созидать, у него развиваются воображение, память и пространственное мышление, он становится более чувственным. А вот его работы – это хорошее подспорье для родителей, желающих провести диагностику характера и предрасположенностей своего ребёнка. Наблюдая за малышом, а также рассматривая его рисунки или вылепленные им из пластилина фигурки, вы можете многое узнать о его душевных порывах и стремлениях.

Но для начала следует описание четырёх основных психологических типов, определяющих модель человеческой личности. Вы можете выявить, какая из них больше подходит вашему ребёнку:

  1. Физический уровень связан с сенсорикой (ощущениями). Дети с развитой сенсорикой любят делать что-то полезное, они хотят помочь что-то приготовить, смастерить. Они чинят свои игрушки, любят приглядывать за младшими детьми. Они обращают внимание на свой внешний вид, хорошо владеют своим телом, пространством, а также ощущениями. Такие дети могут различать следы человека, птицы, животного, велосипеда, мотоцикла, автомобиля на влажной земле и снегу.
  2. Психологический уровень связан с этикой (чувствованием). У таких детей доминирует желание оказывать услуги, хвалить, дарить подарки, делать комплименты, ставить на первое место тему своих симпатий и антипатий. Они часто возмущаются по поводу «нехороших» поступков других. Чувствительные дети легко обижаются, проявляют слезливость и, наоборот, смешливость. Эти дети ласковые, открытые, легко входящие в контакт с окружающими.
  3. Социальный уровень связан с логикой, способностью слушать и аналитически оценивать поступающую информацию. Такие дети бывают сдержанными в чувствах, уважают порядок и дисциплину, подвергают всё строгому анализу. Они могут составлять точные описания наблюдаемых явлений, умеют классифицировать виды деревьев, зверей или птиц. Также проявляют интерес к техническим устройствам и механике.
  4. Информационный уровень связан с интуицией – умением предвидеть события, улавливать скрытые мотивы процессов и людей, постигать суть явлений не прямым путём или через практику, а через догадку, озарение, используя подсознательный опыт. Они самостоятельно выдумывают новые игры. Это дети с творческим, неординарным мышлением, поступки которых часто непредсказуемы для окружающих.

Конечно, все дети уникальны и каждый ребенок неповторим. Поэтому в чистом виде данные психологические типы редко встречаются. Полное формирование личности ребенка происходит лишь при развитии всех четырех компонентов. Для более точного определения модели поведения вашего малыша можно провести несколько мини-тестов, которые помогут определить, какой из четырех типов преобладает над другими.

Вы можете провести эти тесты в игровой форме, ведь в этом возрасте диагностика должна проходить легко и интересно:

  • Нарисовать: 5 предметов или живых существ (дом, портреты родных, друзей, любых животных и т.д.)
  •    Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им известно из личного опыта.
  •    Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди и животные на их рисунках обычно улыбаются или держатся за руки. 
  •    Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.
  •    У интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.
  • Рассказать:

Вы можете дать ребёнку различные картинки и попросить рассказать о том. Что он видит на них. (Чем больше названий, тем лучше).

  •    Сенсорики будут заострять внимание на конкретных деталях, которые больше всего вызвали у них интерес.
  •    Любимой темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения.
  •    Логики отдадут предпочтение каких-либо предметов или явлений.
  •    Интуитивные дети сразу проявят себя, они станут много чего придумывать на ходу, возможно, станут озвучивать каких-то персонажей с картинок, в их рассказах будет много фантазии.

Теперь, когда вы определили, к какому типу относится ваш малыш,

 вы можете ознакомиться с перечнем некоторых видов профессий,

которые соответствуют каждому типу, и строить методику воспитания с учетом его способностей и интересов.

  •    Детям с развитой сенсорикой легко реализовать себя в таких сферах, как спорт, экономика, физика, химия. Из них получаются хорошие ювелиры, строители, милиционеры, повара, ветеринары, фермеры, водители и портные 
  •    Дети с развитой этикой в будущем хорошие медики, педагоги, психологи, священники. А так же имеют способности к творчеству или исследовательской деятельности.
  •    Детям с развитой логикой хорошо даются точные и естественные науки: математика, физика, астрономия и т.д. Они могут хорошо осваивать программирование, могут сделать юридическую карьеру в качестве, например, нотариуса. Часто отдают предпочтение техническим, финансовым, юридическим профессиям.
  •    Детям с развитой интуицией важно глубокое эмоциональное восприятие жизни. В общении с окружающими им необходимы эмоции, ощущения, интуиция. Они ориентированы на художественное творчество, музыку, поэзию, живопись, и т.д. Они могут быть хорошими филологами, увлекаться историей, актёрским мастерством. Хорошо обучаются танцами и гуманитарным наукам… 

Стоит отметить, что и у ребёнка, и у взрослого на протяжении жизни могут меняться интересы, увлечения и ценности. А некоторые люди так устроены по своей природе, что вообще не могут всю жизнь развиваться в каком-то определённом направлении, им интересно многое. Поэтому, к выбору будущей профессии следует относиться, немного философски, а не как к чему-то неизменному, ведь всегда можно освоить и вторую профессию, и третью, а так же одновременно пробовать себя в разных сферах, ведь давно известно, что если правильно распределить своё время, человек может всё!

Будущую профессию человека можно определить уже на третьем году его жизни!