МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОРКСЭ
«ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК»
Автор: Гевлич Наталья Александровна, учитель истории, обществознания, ОРКСЭ
МБОУ «СОШ № 71», г. Лесной Свердловская область
Цель: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Формирование представления о понятиях добродетель и порок.
Задачи:
личностные
– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
– воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе
– определить какие поступки людей являются порочными, а какие добродетельными
– помочь учащимся в определении первых шагов к добродетельному поведению
– помочь учащимся увидеть в друг друге добродетельные черты
метапредметные
– развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы
– формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
– развивать логическое мышление, внимание, воображение
предметные
– создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни
– уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок»
– установить взаимосвязь между добродетелью и добром, пороком и злом.
– познакомить с некоторыми примерами добродетели и порока.
Тип урока: Изучение нового материала.
Технология деятельностного метода.
Виды деятельности: беседа; работа с текстом (притча); самостоятельная работа в группах с источникам информации; заполнение словаря терминов и понятий; ИКТ; рефлексия.
Основные термины и понятия: Добродетель, порок.
Цель проектной деятельности: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку, диск по курсу ОРКСЭ, портрет Л.М. Рошаля (врач мира), книга Осеевой «Сыновья», рассказ В. Сухомлинского «Семь дочерей», дерево добродетели, листочки, задания группам,
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
Доброе утро, а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесёт нам удачу,
И здоровье, и счастье нам всем.
Пожелаем друг другу удачи.
Слов при этом не будем жалеть.
Каждый повернитесь к соседу слева и справа и скажите доброе пожелание на сегодняшний день.
Актуализация знаний учащихся.
– Ребята, вспомните, как называется наш курс. (основы светской этики)
– О каких понятиях мы говорили на прошлых уроках? (этика, мораль, нравственность, ценности, традиции, культура)
Новая тема
Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Мы познакомимся ещё с двумя характеристиками человека: «добродетель» и «порок».
Запись в тетрадях темы урока.
Обсуждение темы урока:
– Как вы думаете, что означают слова добродетель и порок?
(добродетель образовалось от слов делать добро)
-Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?
Теперь нам предстоит доказать, правы ли вы в наших суждениях.
Инсценировка рассказа В.Осеевой «Сыновья».
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Беседа по вопросам:
– Почему старик сказал, что он видит только одного сына.
– Какой сын у третьей матери?
Что значит, быть хорошим сыном?
Давайте составим кластер (коллективно) достоинств третьего-сына,
используя данные слова. Вы сказали, что этот мальчик проявляет – заботу, бескорыстие, милосердие, скромность, трудолюбие.
-Выберите и другие слова из списка, которые характеризуют нравственные качества человека.
Слева подберите слова, характеризующие недостатки человека.
В левый столбик давайте подберем слова – антонимы – слова, противоположные по смыслу.
– Как одним словом назвать такие качества человека?
Нравственные качества человека
Добродетель |
Недостатки человека
Пороки |
Забота | Равнодушие |
Трудолюбие | Лень |
Скромность | Хвастливость Зазнайство |
Бескорыстие | Зависть |
Милосердие | Жестокость |
Щедрость | Жадность |
Смелость | Трусость |
Честность | Лживость |
Искренность | Притворство |
– Ребята, нравственные качества человека называют добродетель (прикрепить табличку со словом). Таким образом, это слово имеет несколько значений:
- делать доброе дело
- нравственное качество человека
а предосудительное, позорящие качество человека называют порок (прикрепить табличку со словом).
– Еще греческий философ Платон определил четыре основные добродетели:
мудрость, мужество, умеренность, справедливость.
– Средневековые философы добавили к ним еще три: веру, надежду и любовь.
– Противоположностью семи добродетелей являются семь пороков: гордыня, жадность, вожделение, злоба, ненасытность, зависть и праздность.
-Чтобы ближе познакомиться с понятиями «добродетель» и «порок» предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо 5 групп: группа «Ученый совет», группа «Аналитики», группа «Фольклористы», «Мамины помощники», «Иллюстраторы»
Для работы в группе вам предстоит выбрать руководителя, распределить обязанности, выполнить задание в течение 7 минут.
Группа 1. «Ученый совет».
Задание группе: пользуясь доступными источниками, найдите определения слов «добродетель» и «порок». (В том числе в учебнике на стр.17, используйте закладки).
– Давайте сформулируем определение понятий «добродетель» и «порок» и запишем в понятийный словарь:
Добродетель –
-это положительное качество человека
-это стремление человека делать добро
Порок –
-это нравственный недостаток человека
– это действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям
– Добродетель – это не только привычка поступать хорошо, не просто качества личности. Добродетель – это внутренняя потребность творить добро; это готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру.
– Примером нравственности, мужества, ответственности за судьбы людей и страны может служить жизнь врача мира – Леонида Рошаля.
Группа 2. «Аналитики» подготовила сообщение о таком добродетельном человеке.
Расскажите о враче мира – Леониде Михайловиче Рошале (информация на диске «Основы светской этики урок 5, раздел: Биографии. Жизнь – подвиг.)
Ответье на вопросы:
– Почему Леонида Рошаля называют врачом мира?
– Какими нравственными качествами обладает доктор Рошаль?
– Какие примеры добродетели приведены в тексте?
Леонид Михайлович Рошаль — детский хирург, врач мира. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. Леонид Михайлович — председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Фонд создан для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи. За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга в ходе операции по спасению заложников в театральном центре на Дубровке 5 ноября 2002 года, Леониду Михайловичу Рошалю вручена премия «Национальный герой».
(Ученик) подготовил сообщение об одном добродетельном человеке, живущем в нашем городе.
– Ребята, посадим в нашем классе дерево добродетелей. На улице холодно, деревья погружаются в зимний сон, но мы можем совершить чудо, и на дереве появятся листочки. Каждый листик – это доброе дело, сделанное вами.
– Мне известно, что вы всем классом уже сделали несколько добрых. Назовите их.
(подарки первоклассникам, помощь животным).
Группа 3. «Иллюстраторы».
Задание группе: перед вами герои сказок. Какие добродетельные или порочные поступки совершали эти герои сказок? (запишите эти поступки под картинкой).
Золотая рыбка | |
Золушка | |
Гуси лебеди | |
Карабас-Барабас | |
Кощей Бессмертный | |
Царевна лягушка | |
Чиполлино | |
В пустом квадрате нарисуйте своего героя из любой сказки. Какие добродетельные или порочные поступки он совершил?
Физминутка
Я буду называть вам сказочного героя, а вы закрываете лицо ладошками, если он причинял зло, а если это поступки направленные на добро – радостно хлопаете в ладоши.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина, Морозко).
Группа 4. «Фольклористы».
Задание группе: соберите пословицы. В правом столбце напишите, о какой добродетели или пороке в них идет речь?
О какой добродетели или пороке идет речь? | Начало пословицы | продолжение пословицы |
Трудолюбие | Землю красит солнце, | приветлив. |
Когда Родину охраняешь сам ………. | тот с горы свалится. | |
Не будь в людях приметлив – будь дома ……. | последняя буква в алфавите | |
Кто хвалится – | Дважды | |
Лживость | Раз соврал, | раньше вставай, да свой затевай. |
Зазнайство | Я – …………. | а человека труд. |
На чужой каравай рот не разевай, а | в другой раз не поверят. | |
Скупой платит …… | сам мужаешь. |
О какой добродетели или пороке идет речь? | Начало пословицы | продолжение пословицы |
Трудолюбие | Землю красит солнце, | а человека труд. |
Мужество | Когда Родину охраняешь сам ………. | сам мужаешь. |
Вежливость | Не будь в людях приметлив – будь дома ……. | приветлив. |
Хвастовство | Кто хвалится – …… | тот с горы свалится. |
Лживость | Раз соврал, | в другой раз не поверят. |
Зазнайство | Я – …………. | последняя буква в алфавите. |
Жадность | На чужой каравай рот не разевай, а | раньше вставай, да свой затевай. |
Скупость | Скупой платит …… | дважды. |
Учитель: Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. (Аристотель)
– Как можно стать добродетельным?
Группа 5. «Мамины помощники».
Задание группе: выразительно прочитать сказку В.А. Сухомлинского «Семь дочерей»:
«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – проговорила вторая.
– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
– Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы …………………………………………
Задания:
- Придумайте продолжение сказки __________________________________
- Придумайте название сказки: ______________________________________
3.Подбери к сказке подходящую по смыслу пословицу: __________________
- Что вы делаете для мамы, когда она устает? __________________________
Подведение итогов урока
С какими важными понятиями вы познакомились сегодня на уроке.
Заполните пропуски.
Побеждай гнев мягкостью,
зло – ___________________, жадность – _______________, ложь – ___________________. |
Побеждай гнев мягкостью,
зло – _____ДОБРОМ. жадность – ____ЩЕДРОСТЬЮ. ложь – ______ПРАВДОЙ. |
Коллективная цветопись настроения.
Попробуем с вами в цвете представить наше настроение.
Перед вами кружки разного цвета.
Голубой или синий – радостное, веселое;
зеленый – спокойное, хорошее;
коричневый – плохое. (Дети выбирают кружки, а затем прикрепляют их на доске в виде круга. Получается коллективная цветопись настроения)
– На что похож наш цветной круг?
– А если бы он был шаром, похож на Земной шар. У людей на Земле тоже разное настроение. А что нужно делать, чтобы наш Земной шар почаще был зелено-голубого цвета? (Нам нужно делать все только доброе и хорошее).
Домашнее задание
Найти информацию о людях, представленных в учебнике на стр.16-17. Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для окружающих.