Конструкт занятия по окружающему миру тема «: Путешествие на Северный полюс»
технология «Путешествие по карте»
Группа: подготовительная
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: Путешествие на Северный полюс
Вид : Исследование объектов живой и неживой природы.
Форма : «Путешествие по карте»
Виды деятельности: игровая, конструктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебно-методический комплект:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
- Интернет
Планируемый результат:
способен устанавливать простейшие связи между предметами, делает обобщения; проявляет устойчивый интерес к игровой ситуации; эмоционально откликается на предложенную ситуацию; умеет общаться во время дискуссии, решать проблемные ситуации, объяснять свой выбор; проявляет любознательность; обладает элементарными представлениями об особенностях географического положения Крайнего Севера, о климате и животных Крайнего Севера; развита крупная моторика; ребенок подвижен, владеет основными движениями.
Цель: формирование представлений об особенностях географического положения и расширение знаний детей о животных Крайнего Севера.
Задачи:
Обучающие задачи:
– Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Крайнего Севера
– Закрепить знания детей о климате Крайнего Севера.
– Уточнить представления детей о животных Крайнего Севера: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
Развивающие задачи:
– Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации, объясняя свой выбор.
– Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.
– Расширять представления детей о животных северных широт
– Развивать умение объединяться и работать в группе.
– Развивать способность к использованию знаний полученных ранее.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
– Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
– Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку.
Предварительная работа:
Чтение: Катаев В. «Цветик – Семицветик», легенды Севера; просмотр мультфильмов «Умка», «Лоло»; рассматривание серии картин «Животные Севера».
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания:
- Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
- Создание положительного эмоционального подъёма.
- Воспитание через взаимодействие.
- Воспитание через творчество.
Принципы обучения:
- Принцип природосообразности.
- Принцип наглядности.
- Принцип доступности.
- Принцип проблематизации.
- Принцип индивидуализации.
Методы воспитания:– беседа, художественное слово, музыкальный, создание ситуации успеха, поощрение и порицание, игровая ситуация.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные, практические, мультимедийные, информационно-рецептивные.
Методы по уровню включения в продуктивную деятельность:
– частично поисковый, объяснительно – иллюстративный.
Методы целостного подхода к деятельности:
– методы контроля и самоконтроля
Методы развития психических функций:
– создание проблемной ситуации.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: глобус, карта, иллюстрации с изображением животных Крайнего Севера, макеты «сугробов», ёмкости с водой, детский крем, одноразовые полотенца, флажки для прокладывания маршрута, линейки, цветик – семицветик из бумаги, Иллюстрации к сказке В.Катаева «Цветик – семицветик», бандероль, силуэты разных животных, картинки природных явлений Крайнего Севера, игра « Четвёртый лишний», д/и «Кто что ест?».
Мультимедийные: проектор, презентация, видео «Северное сияние»;
Литературные: книга В.Катаева «Цветик – семицветик»;
Музыкальные: песня «Увезу тебя я в тундру».
Последовательность деятельности | Содержание | Деятельность
педагога |
Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Этап.
Выбор пункта назначения. Задача: – вовлечь детей в совместную деятельность, создать комфортную психологическую атмосферу |
-Ребята, сегодня утром, пока вас ещё не было, приходил почтальон и вручил мне вот такую бандероль. Здесь написано: «Детям группы «Подсолнухи». Я не стала её распечатывать без вас. Мне очень интересно узнать, что там находится.
Я предлагаю её распечатать вместе. Вы согласны? – Посмотрите, какой здесь необычный цветок, у него все лепестки разного цвета. – Как он называется? – Из какой он сказки, кто знает? – А ещё здесь лежит диск. Что нам с ним делать? – Я предлагаю его посмотреть. – Мне тоже хочется побывать на Северном полюсе. А вам? – Я приглашаю вас совершить путешествие на Северный полюс, чтобы узнать о животных, живущих там, о климате. |
Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность.
Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления. Включает фрагмент сказки «Цветик-семицветик», где Женя на Северном полюсе |
Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают
Слушают воспитателя, участвуют в обсуждении Дети проявляют сопереживание герою сказке Жене. |
Дети проявляют заинтересован-ность, любознатель-ность, принимают игровую задачу |
2. Этап.
Определение маршрута, прокладывание его на карте (глобусе). Задача: – уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Крайнего Севера – повторить знания и умения, полученные ранее. |
– Я предлагаю найти Северный полюс на глобусе и посмотрим наш маршрут.
-Ребята, посмотрите, у нас есть глобус, есть карта мира, я предлагаю объединиться в группы и проложить маршрут. Отмечаем на карте и глобусе место прибытия и прокладываем маршрут стрелочками. |
Воспитатель способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы. | Используют материалы, которые можно применить для определения маршрута. Работают по подгруппам. | Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
обладает элементарными представлениями об особенностях географического положения Крайнего Севера. |
3. Этап.
Выбор транспортного средства. Задача: – выбрать средство передвижения во время путешествия |
– Итак, маршрут мы проложили. Теперь нам пора отправляться в путь.
Скажите, а на чем можно добраться до Северного полюса? – Может нам попробовать тоже при помощи волшебного лепестка? |
Воспитатель поощряет детей к высказываниям, инициирует общее обсуждение, советует. | Слушают, отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.
Делают самостоятельный выбор. |
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым. |
4. Этап.
Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути; что дети знают о пункте назначения. Задача: – повторить знания и умения, полученные ранее. |
– Прежде чем отправиться в путешествие. Я предлагаю вам вспомнить, что мы можем там увидеть? Что вы знаете о Северном полюсе? Какие животные там обитают? Какая там погода?
– Почему Женя поспешила обратно домой? – Давайте ваши предположения отметим в виде символов на карте, а после путешествия проверим, верными они были или нет. |
Воспитатель поощряет детей к высказываниям, комментирует высказывания детей.
Фиксирует предположения детей на карте. |
Высказывают свои собственные предположения. | Способен договариваться, обладает элементарными представлениями из области живой природы. |
5. Этап. Путешествие. Заполнение участка карты (глобуса) вырезками-метками.
Задача: – закрепить знания детей о климате Крайнего Севера. – уточнить представления детей о животных Крайнего Севера: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания. – организовать усвоение детьми новых знаний, с проговариванием их в речи. Физкультминутка под музыку. Задача: – сменить вид деятельности, снять мышечное напряжение. Физкультминутка под музыку. Задача: – сменить вид деятельности, снять мышечное напряжение. |
– Что мы можем взять с собой в путешествие?
– Мы можем взять с собой только одну вещь. Я предлагаю взять с собой бинокль. – Теперь мы с вами готовы к путешествию, нам осталось только выбрать какой лепесток больше подходит? – Конечно белого цвета (или другого цвета) – Я предлагаю вместе сказать волшебные слова, чтобы оказаться на Северном полюсе: Лети, лети лепесток Через север на восток Через запад, через юг Лишь коснешься ты земли, Быть, по- моему вели, Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе! Слайд №1 – Ребята, Северный полюс – это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Слайд №2 – А вы знаете, что такое полярная ночь? – Это когда солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы. А ещё на Северном полюсе можно чаще всего наблюдать северное сияние, – это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь и, вспыхивая проносятся по небу с одного края на другой. А кто видел северное сияние? Видео «Северное сияние» Слайд №3 – На смену длиной ночи приходит полярный день – это когда всё время день, светло. В это время наступает короткое лето. Солнце греет очень слабо, его лучи мало нагревают поверхность земли, покрытую льдом и снегом, поэтому лёд и снег не тают. На Северном полюсе холодно в течение всего года: и зимой и летом. – День и ночь не чередуется, как это происходит у нас, где мы живём. – Что-то совсем холодно стало. Я предлагаю вам немного погреться. Вы согласны? Физкультминутка: «Что – то холодно сидеть», Надо руки нам погреть, Руки вверх, руки вниз На носочки подтянись, Руки ставим на бочок На носочках скок, скок, скок, А затем вприсядку, Вот и сделали зарядку! – Ребята, но как ни сурова природа Северного полюса, там обитают многие животные. – Посмотрите, сколько сугробов здесь и в каждом из них, кто-то от нас спрятался. Давайте с вами попробуем отгадать, кто находиться в первом сугробе. – Он самый главный житель Севера, большой и белый, питается рыбой. Длинный мех бел, как снег. Слайд №4 – Какой медведь? Опишите его? -А какая шерсть у медведя? У него густая белая шерсть и толстый слой жира. – А для чего ему толстый слой жира? – Он предохраняет его от сильных морозов. Белый медведь прекрасный пловец, вода для него родная стихия, он может плавать под водой и охотиться за рыбой. – Чем ещё питается медведь? Белый медведь, когда выходит из воды не покрывается льдом и не мёрзнет. Хотите узнать, почему это происходит? Опыт: – Тогда давайте проведём небольшой опыт. – В ёмкость с водой опустим руку и тут же вынем её. Посмотрите, она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. Если бы мы вышли на улицу с мокрыми руками, то на них образовалась тонкая корочка льда, и руки замёрзнут. Теперь вытрите руки насухо и смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что изменилось? Вытрем руки. – Мы с вами теперь можем поместить первую метку на нашу карту. Какая это будет метка? – Теперь пойдём к следующему сугробу, но, чтоб его найти, нам надо внимательно посмотреть в свои бинокли, где находится следующий сугроб? – Кто же там спрятался? Послушайте про него загадку: Толстый в складку богатырь — Слайд №5 — Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, моржонок). — У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Ласты помогают им плавать и нырять. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают. – Почему? – Потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожного жира. – Пришло время отправляться к третьему сугробу. Приготовьте свои бинокли, внимательно посмотрите, где следующий сугроб. Он на севере живёт, Слайд №6 Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается? Какой тюлень? Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волос. – Мы с вами теперь можем поместить первую метку на нашу карту. Какая это будет метка? – Идём к следующему сугробу. – Словно царскую корону, Слайд №7 — Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается? — В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. На голове — длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это им помогает переносить сильные морозы. – А вы хотите покататься на северных оленях? Физкультминутка «Олени и наездники» песня «Увезу тебя в тундру» – У нас остался последний сугроб, идём к нему. Кто же здесь спрятался: Что за хищник за такой, Слайд №8 — Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? – На кого похож песец? – Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше. Подошвы лап у них покрыты щеткой жестких волос, – Как вы думаете для чего это? – Это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти. – Почему? – Это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы жиреют. – А как вы думаете, почему все животные северного полюса накапливают жир к зиме? |
Воспитатель задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Воспитатель эмоционально включает детей в действие. Воспитатель использует наглядные информационные средства. Воспитатель задаёт вопросы, рассказывает, предоставляет детям возможность задавать вопросы. Воспитатель использует видео для знакомства детей с северным сиянием Воспитатель комментирует показ слайдов. Воспитатель эмоционально включает детей в игровые действия. Воспитатель использует наглядные информационные средства. Воспитатель загадывает загадку. Воспитатель поощряет детей к высказываниям, комментирует высказывания детей Воспитатель предлагает детям провести опыт, задаёт вопросы, стимулирующие любознательность и интерес к результату опыта. Воспитатель предлагает поместить первую метку на карте. Воспитатель предоставляет достаточно времени для изучения местности. Воспитатель загадывает загадку. Воспитатель использует наглядные информационные средства, задаёт вопросы, стимулирующие мышление. Воспитатель предлагает поместить метку на карте Воспитатель загадывает загадку. Воспитатель использует наглядные информационные средства, задаёт вопросы, стимулирующие мышление. Воспитатель предлагает поместить метку на карте Воспитатель загадывает загадку. Воспитатель использует наглядные информационные средства, задаёт вопросы, стимулирующие мышление. Воспитатель предлагает детям покататься на оленях, наблюдает за детьми. Воспитатель предлагает поместить метку на карте Воспитатель загадывает загадку. Воспитатель использует наглядные информационные средства, задаёт вопросы, стимулирующие мышление. |
Дети беседуют с педагогом, высказывают свои предположения.
. Дети вместе с воспитателем говорят волшебные слова. Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем. Дети рассматривают северное сияние на видео Дети смотрят, слушают. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, демонстрируют физическую активность. Дети отгадывают животного по описанию Дети беседуют с педагогом, высказывают свои предположения Смотрят на экран, выражают свои чувства. Дети проводят опыт, анализируют, высказывают свои предположения Располагают метки на карте в определенном порядке. Дети работают все вместе, активно включаются в поиск. Дети отгадывают животного по описанию Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем Располагают метку на карте Дети отгадывают загадку. Дети отвечают на вопросы педагога, активно участвуют в беседе. Располагают метку на карте Дети отгадывают загадку. Дети отвечают на вопросы педагога, активно участвуют в беседе. Дети объединяются в две группы: оленей и наездников и под музыку выполняют движения. Располагают метку на карте Дети отгадывают загадку. Дети активно включаются в диалог, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Предположения детей |
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; проявляет любознательность; обладает элементарными представлениями о климате и животных Крайнего Севера; развита крупная моторика; ребенок подвижен, владеет основными движениями
Способны устанавливать простейшие связи между предметами, делают обобщения Демонстрируют умение контроля, коррекции Ребенок подвижен, владеет основными движениями. Эмоционально откликаются на предложенную ситуацию Демонстрируют активность в беседе, умеют вести диалог. Демонстрируют активность в беседе, умеют вести диалог. . Демонстрируют активность в беседе, умеют вести диалог. Демонстрируют активность в беседе, умеют вести диалог. Демонстрируют активность в беседе, умеют вести диалог. Демонстрируют активность в беседе, умеют вести диалог. |
6. Этап.
Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. Задача: – через эмоциональное состояние детей, понять насколько занятие достигло своих целей. |
– Вот и пора нам возвращаться в детский сад. Где же наш волшебный цветок?
– Какой лепесток мы с вами выберем на этот раз? – Говорим волшебные слова: Лети, лети лепесток Через север на восток………. – Вот мы с вами и в детском саду. Я предлагаю вам вспомнить, кого мы с вами встретили на Северном полюсе? – А помните, в начале путешествия заполняли карту предположения. – Я предлагаю сравнить эти две карты (обращаемся к картам) – Как вы думаете, почему мы не увидели на северном полюсе то, что предполагали? – Что вам больше всего понравилось во время нашего путешествия? |
Воспитатель создаёт условия для того, чтоб дети сами осуществили выбор.
Воспитатель инициирует общее обсуждение. |
Рассказывают, объясняют,
анализируют Сравнивают, анализируют Дети рассуждают, высказывают свои предположения |
Дети проявляют любознательность; обладают элементарными представлениями из области живой природы |
7. Этап
Открытость. Задача: – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах и семье |
– С кем бы вам хотелось поделиться своими знаниями о сегодняшнем путешествии? А что мы можем сделать с картой, которую заполнили с вами сегодня? А что нам можно ещё сделать ещё, чтоб запомнилось это путешествие? Можем ли мы с вами отправиться туда ещё раз? | Воспитатель задаёт вопросы, показывает свою заинтересованность. | Слушают,
высказывают свои предположения. |
Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы. |