ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор: Анисова Наталья Владимировна
Организация: МБОУ «Гамалеевская СОЩ №1»
Предмет: Русский язык
УМК: «Школа России»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 3
Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи урока:
Образовательные: формирование орфографического умения правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме), расширение словарного запаса учащихся;
Развивающие: развитие орфографической зоркости, памяти, внимания и мышления; развитие речевой деятельности учащихся, творческих возможностей, повышение культуры речи детей;
Воспитательные: воспитание у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;формировать навыки контроля и самоконтроля.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества в группах, парах.
Регулятивные: развивать умение аргументировать, доказывать; целеполагание, планирование;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция;
Познавательные: выбор способов решения проблемы, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Предметные УУД: расширить представления детей о роли мягкого знака;умение писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих;выделять слова с мягким знаком на конце в потоке речи;выделять орфограмму;применять правило написания.
Межпредметные связи: окружающий мир
Организация пространства (формы работы): фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Оснащение урока: Материалы для учителя: Технологическая карта, презентация, дневник путешествинника.
Материалы для учащихся: дневник путешествинника, карандаши цветные, ручка, простой карандаш.
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 2 мин |
– Добрый день, ребята. Прошу вас сесть за свои парты.
Сегодня мы с вами продолжим исследовать тайны русского языка. Откроем одну тайну, которая поможет вам сделать ещё один шаг на пути к грамотному письму. (начинает звучать музыка) – Ребята, пожалуйста, положите головы на парты, закройте глаза и представьте, что мы отправились в плавание по морю на корабле. А я буду вашим капитаном в путешествии, зовут меня Наталья Владимировна. (музыка убавляется). Открываем глаза. Сегодня на уроке вы будете юнгами. А кто такой юнга? (Юнга на корабле — подросток, который готовится к службе в качестве матроса) Наш корабль называется «Имя существительное» и на нем мы отправимся в плавание по морю в поисках сокровищ и тайны русского языка. А у каждого мореплавателя есть личный дневник путешественика. – Откройте первую страницу дневника и посмотрите на карту-маршрут. На какую букву похож путь на карте? – На пути будут встречаться разные препятствия.Мы должны будем выполнить задания, чтобы продолжать путешествие. За каждое правильно выполненное задание в пути вы будете оценивать свою работу, раскрашивая морскую звезду на карте. -Прочитайте, что означает зелёный цвет морской звезды? -А, что означает красный цвет морской звезды? |
Приветствует учащихся, , создаёт эмоциональный настрой.
Организует диалог с учащимися, объясняет значение новых слов (юнга) |
Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
2.Актуализация знаний.
Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила 3 мин |
– Готовы к испытаниям? Отправной точкой нашего плавания будет «Бухта Повторения». Пролистнем страницу дневника и запишем число, классная работа .
Прежде, чем отправиться в далекое и интересное плавание нужно запустить двигатель корабля, для этого необходимо произнести девиз нашего путешествия: – прочитайте «Не унывать, всё пройти и всё узнать!» – Теперь хором, как накатывает волна (сначала шепотом, постепенно повышая голос).А нашим командным жестом будет – жест «КЛАСС!» А кто запомнил, как называется наш корабль?(«Имя существительное») – Что такое имя существительное? – Как может изменяться имя существительное? – Что еще вы знаете об имени существительном? – Молодцы, своими знаниями мы запустили двигатель корабля и он поплыл. |
Регулирует деятельность учащихся |
Отвечают на вопросы учителя |
Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
3.Постановка учебной задачи
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока 5 мин |
– Плывем мы по морю. Ой, ребята, смотрите, впереди риф «Открытие Тайны». Нам нужно обязательно их обойти. Нужно выполнить задание 1.
-Прочитайте слова: Мяч, ёж, дочь, плащ, речь, мышь: и подумайте, что общего у этих слов? – Назовите шипящие согласные звуки? (Ж,Ш,Ч,Щ) -Как обозначаем звуки на письме? -Буквами. Правильно, звуки – слышим, а буквы – пишем и видим. – Давайте запишем в дневник буквы, обозначающие шипящие звуки. Чистописание (ж ш ч щ) – КЛАСС – На какие две группы можно разделить слова? – Запишите слова в два столбика с Ь и без Ь. – Почему в словах 1 столбика Ь есть, а во втором столбике – Ь нет? – Подчеркните Ь в сущ. ж. р. – Ребята, а как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Тема урока «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» –Верно! Попробуйте определить задачи сегодняшнего урока. Да, правильно, познакомимся с новой орфограммой, научимся использовать правило, будем учиться писать без ошибок.
|
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.
Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке |
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока
Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы. |
Познавательные:
Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
4.Изучение нового материала
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного. Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных 5 мин |
– Проверим наше открытие в дневнике, открываем следующую страницу.
– Прочитайте правило. – Правильное открытие мы сделали? Чтобы не допускать ошибки при написании слов с данной орфограммой, предлагаю вам поработать в паре и составить алгоритм написания мягкого знака на следующей странице. Проверка алгоритм написания мягкого знака (на слайде)
2. Это существительное в н. ф.? 3.Определяю род: М.род Ж.род 4.(он) не пишу, (она)Ь пишу Ь – Давайте проверим. Какой шаг будет первым? и т.д. Оцените свою работу. Раскрась звезду на маршрутной карте. |
Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.
Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения |
Выполняют работу, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах | Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. |
5.Первичное закрепление
Цель: Закрепить знания, полученные на уроке 3 мин 1мин 3 мин |
Мы подплываем Пальмовому острову и нам нужно выполнить
задание 2 (самостоятельно) «Пиши правильно». Рассмотри картинки и напиши название предметов. Объясни правописание этих существительных. Задание в дневнике. -Объясните, где нужно писать мягкий знак? Почему? – Теперь, поменяйтесь дневниками с соседом по парте. Проверьте правильность со слайда презентации. Оцените свою работу на карте- маршруте. – Есть на борту юнги, которые выполнили данное задание без ошибок? – Молодцы, юнги. Так держать! КЛАСС! – Внимание! Пришла телефонограмма! На нас надвигается шторм. И наш корабль заходит в бухту, где мы немного отдохнем. ФИЗМИНУТКА Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если я называю слова, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы приседаете. Если мягкий знак не пишется – хлопаете. Луч, сторож, речь, камыш, помощь, малыш, ночь, товарищ, глушь меч, карандаш, молодежь. – Шторм закончился, можно продолжать плавание. – Нам следует заняться работой по доказательству нашего открытия. А какое открытие мы сделали? – Юнги, нам осталось совсем немного доплыть до «Острова сокровищ».Посмотрите, нас догоняет какой – то корабль? – Кто это? Пираты? Видимо пираты не хотят нас пропустить на « Остров сокровищ». Давайте не будем сдаваться, и выполним все их условия . Задание 5 ИГРА с пиратами (работа в группах) – Вам пираты приготовили задание. -Вы готовы его выполнить? -Да. -Я предлагаю вам объединиться группами для выполнения задания. Вам разбойники предлагают разгадать кроссворд и найти ключевое слово, которое вам поможет найти сокровища. Прежде чем сказать ответ (Ключевое слово), вам нужно посоветоваться в группе. По выполнению задания капитан вашей группы поднимает флажок. Теперь мы знаем ключевое слово . – Пора в путь, к какому острову плывём дальше? – «Остов сокровищ». – Мы достигли цели, и мы на «Острове сокровищ». Зная ключевое слово, попробуем найти сокровища. Ходят ищут в классе. – Молодцы, мы справились с заданиями пиратов, и нашли сундук с сокровищами, покажите КЛАСС – А теперь оцените свою работу в группе. Откройте карту-маршрут и закрасьте последнюю звезду. – Поднимите руку, кто раскрасил три зеленых звезды? Кто две? |
Проверяет понимание способа действия
Организует отдых Формулирует задание. |
Проговаривают алгоритм работы с заданными словами
Выполняют упражнения Выполняют коллективную работу, опираясь на полученные знания Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ |
Регулятивные
Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии. Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Развивать операции мышления. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль. Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль |
6.Итог урока, рефлексия
Цель: оценить результаты учебной деятельности 3 мин |
– А кроме сокровищ, какую тайну открыли сегодня на уроке?
– Справились с поставленными задачами урока? – На последней странице вашего дневника вы найдёте задания для закрепления этой темы дома. В заключение нашего плавания мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал дорогу к вашим открытиям, давайте воспользуемся волшебными морскими звездами, которые лежат в ваших дневниках. – Закрепите соответствующую звезду на маршруте карты.
Мы отлично потрудились. Любая работа должна быть оценена. – Получите свою награду. -Мы закончили наше путешествие. Мне с вами было интересно работать, спасибо за работу. |
Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей | Дети подводят итог своей деятельности на уроке, оценивают свою работу на уроке, пользуясь волшебными морскими звездами | Личностные: Способность к самооценке.
Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности |