Анисова Наталья Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ «Гамалеевская СОШ №1»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №58579
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока русского языка 3 класс
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №58579


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор: Анисова Наталья Владимировна

Организация: МБОУ «Гамалеевская СОЩ №1»

Предмет: Русский язык

УМК: «Школа России»

Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 3

Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи урока:  

Образовательные: формирование орфографического умения правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме), расширение словарного запаса учащихся;

Развивающие: развитие орфографической зоркости, памяти, внимания и мышления; развитие речевой деятельности учащихся, творческих возможностей, повышение культуры речи детей;

Воспитательные: воспитание  у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества в группах, парах.

Регулятивные: развивать умение аргументировать, доказывать; целеполагание, планирование;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция;

Познавательные: выбор способов решения проблемы, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Предметные УУД: расширить представления детей о роли мягкого знака;умение писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих;выделять слова с мягким знаком на конце в потоке речи;выделять орфограмму;применять правило написания.

Межпредметные связи: окружающий мир

Организация пространства (формы работы): фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Оснащение урока: Материалы для учителя: Технологическая карта,  презентация, дневник путешествинника.

Материалы для учащихся: дневник путешествинника, карандаши цветные, ручка, простой карандаш.

 

Этап урока Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
  • 1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

 2 мин

– Добрый день, ребята. Прошу вас сесть за свои парты. 

Сегодня мы с вами продолжим исследовать тайны русского языка. Откроем одну тайну, которая поможет вам сделать ещё один шаг на пути к грамотному письму.

(начинает звучать музыка)

– Ребята, пожалуйста, положите головы на парты, закройте глаза и представьте, что мы отправились в плавание по морю на  корабле. А я буду вашим капитаном в путешествии, зовут меня Наталья Владимировна. (музыка убавляется). Открываем глаза.

Сегодня на уроке вы будете юнгами. 

А кто такой юнга? (Юнга на корабле — подросток, который готовится к службе в качестве матроса)

Наш корабль называется «Имя существительное» и на нем мы отправимся в плавание по  морю в поисках сокровищ и тайны русского языка.

 А у каждого мореплавателя есть личный дневник путешественика.

– Откройте первую страницу дневника и  посмотрите на карту-маршрут. На какую букву похож путь на карте? –  На пути будут встречаться  разные препятствия.Мы должны будем выполнить задания, чтобы продолжать путешествие.

  За каждое правильно выполненное задание в пути вы будете оценивать свою работу, раскрашивая морскую звезду на карте. 

-Прочитайте, что означает зелёный  цвет морской звезды?

-А, что означает красный цвет морской звезды?

Приветствует учащихся, , создаёт эмоциональный настрой.

Организует диалог с учащимися, объясняет значение новых слов (юнга)

Настраиваются на работу. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность

2.Актуализация знаний.

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила

  3 мин

– Готовы к испытаниям? Отправной точкой нашего плавания будет  «Бухта Повторения».  Пролистнем страницу  дневника и запишем число, классная работа .

Прежде, чем отправиться в далекое и интересное плавание нужно запустить двигатель корабля, для этого необходимо произнести девиз нашего путешествия: 

прочитайте «Не унывать, всё пройти и всё узнать!»  

Теперь хором, как накатывает волна (сначала шепотом, постепенно повышая голос).А нашим командным жестом будет  – жест «КЛАСС!»

А кто запомнил, как называется наш корабль?(«Имя существительное»)

– Что такое имя существительное?

– Как может изменяться имя существительное?

– Что еще вы знаете об имени существительном?

– Молодцы, своими знаниями мы запустили двигатель корабля и он поплыл.

Регулирует деятельность учащихся

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

3.Постановка учебной задачи

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока

 5 мин

– Плывем мы по морю. Ой, ребята, смотрите, впереди риф «Открытие Тайны». Нам нужно обязательно их обойти. Нужно выполнить задание 1

-Прочитайте слова:

Мяч, ёж, дочь,  плащ, речь,  мышь: и подумайте, что общего у этих слов?

– Назовите  шипящие согласные звуки? (Ж,Ш,Ч,Щ)

-Как обозначаем звуки на письме?

-Буквами.

 Правильно, звуки – слышим, а буквы – пишем и видим.

– Давайте запишем в дневник буквы, обозначающие шипящие звуки.

Чистописание (ж ш ч щ) – КЛАСС

– На какие две группы можно разделить слова?

 – Запишите слова в два столбика с Ь и без Ь.

– Почему в словах 1 столбика Ь есть, а во втором столбике – Ь нет?

 – Подчеркните Ь в сущ. ж. р.

– Ребята, а как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? 

Тема урока «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»

–Верно! Попробуйте определить задачи сегодняшнего урока.

Да, правильно, познакомимся с новой орфограммой, научимся использовать правило, будем учиться писать без ошибок.

 

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока

Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы.

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

4.Изучение нового материала

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного.

Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

5 мин

– Проверим наше открытие в дневнике, открываем следующую страницу.

Прочитайте правило.

– Правильное открытие мы сделали? 

Чтобы не допускать ошибки при написании слов с данной орфограммой, предлагаю вам поработать в паре и составить  алгоритм написания мягкого знака на следующей странице.

Проверка алгоритм написания мягкого знака (на слайде)

  1. Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч? 

2. Это существительное в н. ф.? 

3.Определяю род: М.род Ж.род

4.(он) не пишу, (она)Ь пишу Ь

– Давайте проверим. Какой шаг будет первым? и т.д.  Оцените свою работу. Раскрась звезду на маршрутной карте.

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения

Выполняют работу, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

5.Первичное закрепление

Цель: Закрепить знания, полученные на уроке

3 мин

1мин

3 мин

Мы подплываем Пальмовому острову и нам нужно выполнить 

задание 2 (самостоятельно) «Пиши правильно». Рассмотри картинки и напиши название предметов. Объясни правописание этих существительных. 

Задание в дневнике.

-Объясните, где нужно писать мягкий знак? Почему? 

– Теперь, поменяйтесь дневниками с соседом по парте. Проверьте правильность со слайда презентации. Оцените свою работу на карте- маршруте.

– Есть на борту юнги, которые выполнили данное задание без ошибок? – Молодцы, юнги. Так держать! КЛАСС! 

– Внимание! Пришла телефонограмма! На нас надвигается шторм. И наш корабль заходит в бухту, где мы немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА 

Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если я называю слова, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы приседаете. Если мягкий знак не пишется – хлопаете. Луч, сторож, речь, камыш, помощь, малыш, ночь, товарищ, глушь меч, карандаш, молодежь.

– Шторм закончился, можно продолжать плавание. 

– Нам следует заняться  работой по доказательству нашего открытия. А какое открытие мы сделали?

– Юнги, нам осталось совсем немного доплыть до «Острова сокровищ».Посмотрите, нас догоняет какой – то корабль? 

– Кто это? Пираты? Видимо пираты не хотят нас пропустить на « Остров сокровищ».  Давайте не будем сдаваться, и выполним все их условия . 

Задание 5     ИГРА с пиратами (работа в группах)

– Вам пираты приготовили задание.

-Вы готовы его выполнить?

-Да.

-Я предлагаю вам объединиться группами для выполнения задания.

Вам разбойники предлагают разгадать кроссворд и найти ключевое слово, которое вам поможет найти сокровища. 

Прежде чем сказать ответ (Ключевое слово), вам нужно посоветоваться в группе. 

По выполнению задания капитан вашей группы поднимает флажок.

Теперь мы знаем ключевое слово .

– Пора в путь,  к какому острову плывём дальше? 

– «Остов сокровищ».

– Мы достигли цели, и мы на «Острове сокровищ».

Зная ключевое слово, попробуем найти сокровища.

Ходят ищут в классе.

– Молодцы, мы справились с заданиями пиратов, и нашли сундук с сокровищами, покажите КЛАСС 

– А теперь оцените свою работу в группе. Откройте карту-маршрут и закрасьте последнюю звезду.

– Поднимите руку, кто раскрасил три зеленых звезды? Кто две?

Проверяет понимание способа действия

Организует отдых

Формулирует задание.

Проговаривают алгоритм работы с заданными словами

Выполняют упражнения

Выполняют коллективную работу, опираясь на  полученные знания

Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ

Регулятивные

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные:

Осуществлять самоконтроль.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

6.Итог урока, рефлексия 

Цель: оценить результаты учебной деятельности

3 мин

– А кроме сокровищ, какую тайну открыли сегодня на уроке? 

– Справились с поставленными задачами урока?

– На последней странице вашего дневника вы найдёте задания для закрепления этой темы дома.

В заключение нашего плавания мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал дорогу к вашим открытиям, давайте воспользуемся  волшебными морскими звездами, которые лежат в ваших дневниках. 

– Закрепите  соответствующую звезду на маршруте карты.

  • Если было интересно и легко во время плавания- голубая звезда.
  • Были трудности во время плавания- красная звезда.
  • Тему  во время плавания не поняли- желтая звезда.

 Мы отлично потрудились. Любая работа должна быть оценена. 

– Получите свою награду. 

-Мы закончили наше путешествие. Мне с вами было интересно работать, спасибо за работу.

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей Дети подводят итог своей деятельности на уроке, оценивают свою работу на уроке, пользуясь волшебными морскими звездами Личностные: Способность  к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности

Конспект урока русского языка 3 класс

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram